Информационное общество

Структура современного информационного общества

И его информационные компоненты

Начнем с определения: что же такое информационное общество?

Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. (http://infdeyatchel.narod.ru/inf_ob.htm)

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием ИКТ на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.( http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21001174&p2=%7BNRPA%7D)

Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море "не утонуть", необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т. е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и т. д. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.

Общество обладает определенной структурой. Каковы же критерии выделения структурных частей – подсистем общества? Этих критериев несколько: одни из них строятся на выделении социальных групп, другие – сфер жизнедеятельности общества, третьи – способов взаимосвязи людей.

Таблица 1. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Критерии выделения элементов общества Основные элементы общества
Социальные группы («мини-общества»), из которых состоит «большое» общество · Группы, различающиеся по естественным и социальным признакам (социально-территориальные, социально-демографические, социально-этнические). · Группы, различающиеся по чисто социальным признакам (по критериям отношения к собственности, уровня доходов, отношения к власти, социального престижа)
Сферы жизнедеятельности общества · Материальное производство (экономика). · Регулятивная деятельность – коммуникативная и управленческая (политика). · Духовное производство (культура).
Способы взаимосвязи людей · Социальные роли, исполняемые индивидами. · Социальные институты и социальные общности, организующие социальные роли. · Культура и политическая деятельность, организующие воспроизводство социальных институтов и социальных общностей.

Изменяются и основные системы информационного общества:

· демосоциальная система информационного общества характеризуется: появлением массы мигрантов и национальных диаспор, ростом мегаполисов, обществом массового потребления;

· экономическую систему индустриального общества характеризуют: автоматизация и компьютеризация производственных процессов; рост численности и мощи транснациональных компаний (ТНК);

· политическая система информационных обществ характеризуется: сильным демократическим правовым социальным государством; развитым гражданским обществом (парламентской демократией, свободными СМИ и т. д.);

· длядуховной системы индустриального общества характерны: превращение науки в ведущую форму общественного сознания; ослабление влияния мировых религий

Всемирный саммит по ИО(Тунис, 2005) и Женева, 2003 , Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года-это документы которыми регулируется формирование и развитие ИО в мире и РБ.

Информационное общество

Отличительные черты:

1) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП;

3) пространства, создание глобального информационного обеспечивающего:

· эффективное информационное взаимодействие людей;

· их доступ к мировым ИР;

· удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах (cфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения).

Стратегические цели развития ИО:

· формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

· повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Для развития ИО необходимо:

· развитие сферы услуг;

· создание и внедрение новых социальных технологий;

· создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях;

· формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности;

· разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе.

ИО в РБ

Формирование ИО обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы гос. поддержки разработки ИКТ.

Отличительные черты ИО в РБ:

· заложена правовая основа информатизации;

· успешно развивается национальная ИКИ;

· достаточно развита собственная информационная индустрия.

Стратегические цели развития ИО в РБ:

1) обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны;

2) улучшение качества жизни граждан;

3) создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности и общества.

Для развития ИО в РБ:

· формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена;

· согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство);

· успешно развивается национальная ИКИ, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа;

· республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

* * *

Наши рекомендации