Понятие методологии. Принципы научного исследования

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для по­лучения истинных знаний, объективно отражающих действи­тельность. Методология— учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания мате­риального мира-

Методологической основой юридической науки является материалистическая теория познания. Согласно указанной теории:

— вещи (объект познания) существуют объективно, неза­висимо от познающего субъекта («вещи в себе»), они доступ­ны человеческому познанию («вещи для нас»);

— содержание знаний объективно определяется сущест­вованием реального, не зависимого от сознания человека внешнего мира;

— единственный источник знания — ощущения; ощуще­ния суть образы объектов внешнего мира;

— мышление отличается от чувственного познания (ощу­щения, восприятия, представления) тем, что оно является не непосредственным, а опосредствованным познанием как про­цесс абстракции, формирования понятий, законов;

~ мышление объективно, поскольку оно диалектично и следует законам логики;

— мышление не только физиологично (продукт человече­ского мозга) и социально (человек — часть общества), но и субъективно, поскольку осуществляется субъектом, посколь­ку внешний мир отражается в идеальных, субъективных фор-

махобразов, логическихформах (понятиях, суждениях,умо­заключениях);

— субъективный характер мышления может служить ис­точником ошибок, заблуждений;

— мышление тесно связано с языком, язык — непосред­ственная действительность мысли, язык есть средство мате­риализации процесса и результатов познания;

— в процессе познания происходит «удвоение мира»: с од­ной стороны -— мир реальной действительности, с другой — мир идеальный, в виде понятий, гипотез, теорий, научных законов, отражающих мир реальный:

— метод познания зависит от особенностей познаваемых объектов, целей, которые ставятся в ходе познания, и условий познания.

Всеобщими научными методами являются метод диалек­тической и метод формальной логики.

Из особенностей теории познания как теории отражения и материалистической диалектики вытекают следующие принципы, или требования, к научному познанию.

Принцип материалистического подхода заключается в рассмотрении государства и права как явлений социальных, составляющих неотъемлемый элемент общественного устрой­ства, как необходимых социальных институтов, сущность и характер которых предопределены социально-экономиче­ским строем общества, уровнем его экономического и куль­турного развития. Фактором, определяющим сущность и со­держание, являются экономические' отношения. Согласно марксистской концепции они составляют базис, над которым возвышается надстройка (государство, право, мораль и т.д.). Характер базиса определяет характер и сущность надстройки.

В связи с критическим в настоящее время отношением к марксизму возникает вопрос: действительно ли существуют базисные отношения, отличающиеся по своему характеру от иных отношений и оказывающие определяющее влияние на надстроечные отношения? К базисным можно отнести отно­шения, складывающиеся в процессе производства средств производства и средств потребления: отношения собствен­ности, отношения, вытекающие из общественного разделе­ния труда, в том числе отношения по поводу обмена матери­альными благами, распределения материальных благ, а также

отношения по воспроизводству самого человека — основной производительной силы общества.

Если существует общество, то неизбежно в обществе скла­дываются и указанные отношения, независимо от того, есть ли государство и право. Ни государство, ни право не могут отменить эти отношения, ибо это равносильно «отмене» са­мого общества, а следовательно, и самого государства.

Однако на сущность и содержание государства и права оказывают влияние не только базисные отношения, но и иные факторы: политика, идеология, мораль, правосознание и др. Но главными, определяющими остаются все-таки отно­шения и интересы экономические.

Принцип диалектического подхода к государству и праву заключается в том, что процесс их научного исследования должен соответствовать правилам диалектической логики (диалектике).

Конкретно диалектические моменты в познании прояв­ляются в историческом подходе — в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.

Проявлением диалектики служит требование всесторон­него подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследо­ваны все стороны явления, а также связи с другими явления­ми, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, мо­ралью, правосознанием и т. п. Всесторонность (многосторон­ность) проявляется в использовании различных методов ис­следования.

При исследовании государственно-правовых явлений ши­роко используются такие категории диалектического матери­ализма, как форма и содержание, сущность и явление, при­чина и следствие, структура и элемент, законы единства и борьбы противоположностей, восхождения от абстрактного к конкретному, категории исторического материализма— об­щественно-экономическая формация, политика, классы, власть, законы определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, соотношения базиса и надстройки, перехода к новой общественно-экономической формации через революцию.

Использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить происхождение, сущность и социальное назначение государства и права, определить формы их существования, закономерности функционирования и развития и на этой ос­нове сформулировать рекомендации по их совершенствова­нию, прогнозировать их исторические перспективы.

Принцип объективности научного познания заключается в конечном счете в том, что изучаемые явления должны от­ражаться такими, каковы они в действительности. Объектив­ность научных выводов базируется на твердо установленных научных фактах. На их основе выдвигаются гипотезы, стро­ятся теории. Умозрительные выводы, не подкрепленные на­учными фактами, не могут претендовать на объективность.

Объективность научного познания особенно важна (и особенно трудна) в области государства и права — явлений ярко выраженного политического характера. Острые полити­ческие конфликты современности вызывают не только науч­ное, но и вполне понятное эмоциональное, человеческое от­ношение. Однако высший долг ученого заключается в том, чтобы в любой ситуации сохранять объективность ~ изобра­жать действительность такой, какова она есть, не замалчивая «неприятные» ее стороны и не приписывая ей качества, ко­торыми она не обладает.

Аксиологический (ценностный) подход имеет место в лю­бой науке и особенно в науках общественных, в том числе юридических. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность — это нечто значимое для субъекта (индивида, со­циальной группы, общества). Ценностная позиция ученого связана с его интересами, предопределяет .выбор научных проблем, селекцию (отбор) существенной, с его точки зрения, информации, оценку, научной продукции.

В одном и том же предмете, явлении разные субъекты (индивиды или социальные группы, классы) усматривают разное. Как говорил И. Кант, один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды. Но заметим, что то и другое в луже присутствует.

Аксиологический подход в теории государства и права проявляется в том, что эти явления рассматриваются как оп­ределенные ценности, значимые для различных субъектов, как необходимые институты.

В этом подходе усматриваются два противоположных взгляда: юридический романтизм, согласно которому с по­мощью государства и права можно решить любые задачи, стоящие перед обществом, и юридический нигилизм, недо­оценивающий их роль, пренебрежительно относящийся к праву. Очевидно, что вредны как крайний нигилизм, так и безудержный романтизм. Истину следует искать на середине, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать их роль. Го­сударство и право могут сделать многое, но далеко не все. Их уровень не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества.

В аксиологическом подходе важно то, с точки зрения чего оцениваются политические и юридические институты. Осно­ванием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов и социальных групп, их представления о ценностях и т. д. Такой подход В. И. Ленин называл партийностью, раз­умея под ней оценку тех или иных событий, явлений в жизни обществ с позиций определенного класса. И такой подход с позиций определенных социальных сил — факт действитель­ности- Особенно он заметен в переходные периоды проведе­ния экономических и политических реформ, когда происхо­дит переоценка ценностей, переоценка политических, юри­дических институтов и прежде всего с точки зрения целей, которые стоят перед обществом. Только на основе негативных оценок тех или иных политических и правовых институтов осуществляется их реформирование.

В условиях формирования правового государства основой оценки различных правовых и иных институтов выступают общечеловеческие ценности, такие, как права и свободы че­ловека, демократия, социальная и правовая защищенность личности, экологическая безопасность и т. д. Важная роль в оценке политических и правовых институтов принадлежит общепризнанным нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав и свобод человека, пактам о пра­вах и свободах и др.

Методы исследования, используемые наукой, в том числе и юридической, подразделяются на общенаучные, применяе­мые большинством наук, и частнонаучные, свойственные группе наук. К общенаучным методам относят обычно ди­алектический метод, метод формальной логики и др.

К частнонаучным методам, используемым юридическими пауками, в том числе теорией государства и права, относятся системно-структурный метод, метод сравнительного правове­дения, конкретно-социологический, метод интерпретации (толкования) и др.

В зависимости от широты их использования методы науки подразделяются на общие, применяемые всеми или большин­ством наук (например, количественные методы, структур­но-функциональный, системный анализ), частнонаучные, свойственные некоторой группе наук, и специальные, прису­щие одной конкретной науке. Следует сразу же отметить, что общенаучные методы, хотя и взаимодействуют с материалис­тической диалектикой, применяются на ее основе, все же не сливаются с ней и тем более не исчерпывают (как это пола­гали некоторые энтузиасты системного подхода) всего содер­жания диалектики. Широта распространения некоторых уни­версальных методов, приемов, подходов в современной науке еще не делает их, по нашему мнению, всеобщими методами познания.

Предложенную классификацию методов науки нельзя аб­солютизировать по меньшей мере по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности,; и путем заим­ствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет со­бой, как правило, весьма сложную «связку» различных мето­дов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесто­ронний охват изучаемого объекта. По этим причинам отне­сение методов к общенаучным, частнонаучным либо к спе­циальным носит относительный, условный характер.

Наука о государстве и праве, как и любая наука, есть, с одной стороны, деятельность, направленная на получение но­вых знаний, с другой — совокупность, система знаний. В нау­ке как системе знаний выделяются два уровня — эмпириче­ский и теоретический.

К эмпирическому уровню относятся научные факты — истинные знания об эмпирически наблюдаемых свойствах яв-. лений и предметов, эмпирические законы — знания об опре-

деленных тенденциях их развития и т. п- К нему тяготеют та­кие методы, как наблюдение, эксперимент, измерение, опи­сание. Вместе с тем уже на этом уровне осуществляется не только фиксация фактов (в понятиях и категориях науки), но и их обобщение, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация. В результате эмпирическая база науки очи­щается от всего наносного, случайного, произвольного.

На теоретическом уровне науки выдвигаются научные ги­потезы, формулируются законы, создаются теории. Ему со­ответствуют различные методы объяснения конкретных явле­ний (гипотетические, структурные, функциональные), мето­ды абстрагирования (идеализации, обобщения), методы обо­снования гипотез и построения теорий.

С логической точки зрения установление эмпирических фактов — первоначальный этап познания. Фактически же эм­пирическое познание всегда осуществляется на базе опреде­ленных теоретических знаний. Например, изучая состояние преступности в регионе, исследователь обращается к данным таких наук, как уголовное право, криминология. Они кладут­ся в основу рабочих гипотез, планирования и методики ис­следования, обобщения и объяснения полученного матери­ала. В свою очередь систематизированный эмпирический ма­териал составляет основу для выявления новых закономер­ностей в объекте исследования, уточнения и дополнения теоретического понимания его сущности.

В различных юридических науках соотношение исполь­зуемых методов неодинаково. В криминологии, например, в качестве основного выступает конкретно-социологический метод, в отраслевых юридических науках, изучающих соот­ветствующие отрасли права, важная роль отводится логи­ко-языковому методу, в государство ведении и историко-юри-дических науках широко применяется метод сравнительного право(государство)ведения.

Не рассматривая всю (достаточно сложную) систему ме­тодов юридической науки, остановимся кратко на систем­но-структурном и сравнительно-правовом методах. Языково-логические и социологические методы, получающие все более широкое распространение в современной юридической науке и практике, будут рассмотрены в следующих главах учебника.

Системно-структурный метод. Использование данного метода обусловлено тем, что государственно-правовые явле-

2 Теория государства и права Т. Т.

ния характеризуются двусторонней структурной организаци­ей. С одной стороны, каждое из них имеет внутреннюю струк­туру, внутреннее строение (целостность изучаемого объекта, его элементы, определенный порядок организации, связи между ними), с другой — каждое из них выступает как элемент суперструктуры (государство -- элемент политической систе­мы общества; право -— элемент правовой системы, системы нормативного регулирования; отрасль права — элемент сис­темы права; государственный орган — элемент механизма го­сударства). • '

В ходе системно-структурного анализа вычленяются, обо­собляются элементы исследуемого явления (например, эле­менты политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института;

структурные части нормы при ее структурном анализе; струк­турные подразделения государственного органа), устанавли­вается специфика их содержания, дается функциональная ха­рактеристика. Но одного лишь обособления элементов струк­туры недостаточно. При системно-структурном анализе важ­но выявить связи между ее элементами, которые придают структурно-организованному объекту качество единства, це­лостности. Так, при анализе механизма государства и системы права определяются иерархические связи (связи субордина­ции, подчиненности), различного рода функциональные свя­зи (координации, взаимодействия) между органами государ­ства, элементами системы права. Важное место в систем­но-структурном подходе отводится функциональной характе­ристике элементов структуры, разграничению и взаимоувязке их функций.

Сравнительный метод, (см. 25.1) Конкретно-социологический метод. Общий подход науки о государстве и праве к своему предмету — социологический. Государство и право рассматриваются как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социаль­ными явлениями (классами, классовой борьбой, экономикой, политикой, правосознанием и т.д.), как инструменты поли­тической власти, составляющей разновидность власти соци­альной, как средство управления социальными отношениями и процессами и т. д. Существование и функционирование го­сударства подчинено общесоциальным законам, изучаемым и

формулируемым общесоциологической теорией. Наряду с об­щесоциологическим подходом наука о государстве и праве использует конкретно-социологический метод (подход) в ис­следовании государственно-правовых явлений.

Объектом конкретно-социологических исследований яв­ляется функционирование государственно-правовых инсти­тутов. Но коль скоро оно выражается в конечном счете в дей­ствиях людей (граждан, должностных лиц), то и конкрет­но-социологические исследования сводятся к изучению этих действий и их результатов в государственно-правовой сфере. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень професси­ональной подготовленности, уровень правовой культуры и т. д.), стиль деятельности должностных лиц (формы и мето­ды деятельности, отношение к жалобам и заявлениям граж­дан, к критике, учет общественного мнения, формы связи с общественными организациями трудящихся, формы приня­тия решений, факторы, влияющие на вынесение решений, и т. д.), уровень правовой информированности и правосозна­ния отдельных групп населения, причины преступности и т. д. Важное место отводится изучению эффективности отдельных правовых институтов и государственных органов (целей и ре­зультатов, условий, причин, предпосылок и т. д.).

Целью конкретно-социологических исследований являет--ся получение информации о деятельности государственных органов, действенности, эффективности регулирующей роли правовых институтов и т. д.

В результатеконкретно-социологических исследований могут бытьвыявлены дефекты в деятельности отдельных ор­ганов, влияние неправовыхфакторов в принятии решения, дефектность, несовершенствонорм права, необходимость вновомрегулировании, реформе органов управления и т. д.

Основным приемом получения такойинформации яв­ляется наблюдение.Наблюдение может быть непосредствен­ным.Недостатком непосредственногонаблюдения является возможная деформация вповедении наблюдаемого субъектаподвлиянием сознания,что субъект является объектом на­блюдения.Разновидностью непосредственного наблюдения является включенное наблюдение, когдаисследователь (на-

35

блюдатель) становится членом исследуемого института, со­циальной группы и т. д. Здесь исследователя подстерегает опасность частичного восприятия взглядов, убеждении, мышления соответствующей среды.

Наиболее распространенным является наблюдение опос­редствованное. Имеется в виду прежде всего анализ различ­ного рода информации, в которой отражается деятельность того или иного политического института, государственного органа, результаты регулирующей роли правовых норм, инс­титутов и т. д. Материалами, содержащими такую информа­цию, могут быть решения судов, административных органов, протоколы и стенограммы заседаний соответствующих орга­нов, материалы судебной, экономической и иной статистики.

Наблюдение поведения соответствующих субъектов ох­ватывает и их различного рода высказывания (мысли) по поводу исследуемого явления. Это могут быть высказывания случайные, связанные с конкретной ситуацией, и высказы­вания в определенной мере организованные. В последнем случае речь идет об общественных опросах путем анкетиро­вания, когда опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, сформулированных в анкете.

Опосредствованным наблюдением- является также ис­пользование материалов прессы (судебных репортажей, пуб­лицистических статей, архивных материалов, радио, телеви­дения, документальных, хроникальных фильмов и т. д.).

Полученные в результате разных форм наблюдения мате­риалы (сведения, информация) подвергаются определенному обобщению, систематизации, классификации, оценке и т. д. Обобщенные, систематизированные выводы становятся эм­пирической базой теоретических выводов, прогнозов, прак­тических предложений.

Наши рекомендации