Понятие методологии. Принципы научного исследования
Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология— учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира-
Методологической основой юридической науки является материалистическая теория познания. Согласно указанной теории:
— вещи (объект познания) существуют объективно, независимо от познающего субъекта («вещи в себе»), они доступны человеческому познанию («вещи для нас»);
— содержание знаний объективно определяется существованием реального, не зависимого от сознания человека внешнего мира;
— единственный источник знания — ощущения; ощущения суть образы объектов внешнего мира;
— мышление отличается от чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) тем, что оно является не непосредственным, а опосредствованным познанием как процесс абстракции, формирования понятий, законов;
~ мышление объективно, поскольку оно диалектично и следует законам логики;
— мышление не только физиологично (продукт человеческого мозга) и социально (человек — часть общества), но и субъективно, поскольку осуществляется субъектом, поскольку внешний мир отражается в идеальных, субъективных фор-
махобразов, логическихформах (понятиях, суждениях,умозаключениях);
— субъективный характер мышления может служить источником ошибок, заблуждений;
— мышление тесно связано с языком, язык — непосредственная действительность мысли, язык есть средство материализации процесса и результатов познания;
— в процессе познания происходит «удвоение мира»: с одной стороны -— мир реальной действительности, с другой — мир идеальный, в виде понятий, гипотез, теорий, научных законов, отражающих мир реальный:
— метод познания зависит от особенностей познаваемых объектов, целей, которые ставятся в ходе познания, и условий познания.
Всеобщими научными методами являются метод диалектической и метод формальной логики.
Из особенностей теории познания как теории отражения и материалистической диалектики вытекают следующие принципы, или требования, к научному познанию.
Принцип материалистического подхода заключается в рассмотрении государства и права как явлений социальных, составляющих неотъемлемый элемент общественного устройства, как необходимых социальных институтов, сущность и характер которых предопределены социально-экономическим строем общества, уровнем его экономического и культурного развития. Фактором, определяющим сущность и содержание, являются экономические' отношения. Согласно марксистской концепции они составляют базис, над которым возвышается надстройка (государство, право, мораль и т.д.). Характер базиса определяет характер и сущность надстройки.
В связи с критическим в настоящее время отношением к марксизму возникает вопрос: действительно ли существуют базисные отношения, отличающиеся по своему характеру от иных отношений и оказывающие определяющее влияние на надстроечные отношения? К базисным можно отнести отношения, складывающиеся в процессе производства средств производства и средств потребления: отношения собственности, отношения, вытекающие из общественного разделения труда, в том числе отношения по поводу обмена материальными благами, распределения материальных благ, а также
отношения по воспроизводству самого человека — основной производительной силы общества.
Если существует общество, то неизбежно в обществе складываются и указанные отношения, независимо от того, есть ли государство и право. Ни государство, ни право не могут отменить эти отношения, ибо это равносильно «отмене» самого общества, а следовательно, и самого государства.
Однако на сущность и содержание государства и права оказывают влияние не только базисные отношения, но и иные факторы: политика, идеология, мораль, правосознание и др. Но главными, определяющими остаются все-таки отношения и интересы экономические.
Принцип диалектического подхода к государству и праву заключается в том, что процесс их научного исследования должен соответствовать правилам диалектической логики (диалектике).
Конкретно диалектические моменты в познании проявляются в историческом подходе — в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.
Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, моралью, правосознанием и т. п. Всесторонность (многосторонность) проявляется в использовании различных методов исследования.
При исследовании государственно-правовых явлений широко используются такие категории диалектического материализма, как форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, структура и элемент, законы единства и борьбы противоположностей, восхождения от абстрактного к конкретному, категории исторического материализма— общественно-экономическая формация, политика, классы, власть, законы определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, соотношения базиса и надстройки, перехода к новой общественно-экономической формации через революцию.
Использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить происхождение, сущность и социальное назначение государства и права, определить формы их существования, закономерности функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию, прогнозировать их исторические перспективы.
Принцип объективности научного познания заключается в конечном счете в том, что изучаемые явления должны отражаться такими, каковы они в действительности. Объективность научных выводов базируется на твердо установленных научных фактах. На их основе выдвигаются гипотезы, строятся теории. Умозрительные выводы, не подкрепленные научными фактами, не могут претендовать на объективность.
Объективность научного познания особенно важна (и особенно трудна) в области государства и права — явлений ярко выраженного политического характера. Острые политические конфликты современности вызывают не только научное, но и вполне понятное эмоциональное, человеческое отношение. Однако высший долг ученого заключается в том, чтобы в любой ситуации сохранять объективность ~ изображать действительность такой, какова она есть, не замалчивая «неприятные» ее стороны и не приписывая ей качества, которыми она не обладает.
Аксиологический (ценностный) подход имеет место в любой науке и особенно в науках общественных, в том числе юридических. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность — это нечто значимое для субъекта (индивида, социальной группы, общества). Ценностная позиция ученого связана с его интересами, предопределяет .выбор научных проблем, селекцию (отбор) существенной, с его точки зрения, информации, оценку, научной продукции.
В одном и том же предмете, явлении разные субъекты (индивиды или социальные группы, классы) усматривают разное. Как говорил И. Кант, один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды. Но заметим, что то и другое в луже присутствует.
Аксиологический подход в теории государства и права проявляется в том, что эти явления рассматриваются как определенные ценности, значимые для различных субъектов, как необходимые институты.
В этом подходе усматриваются два противоположных взгляда: юридический романтизм, согласно которому с помощью государства и права можно решить любые задачи, стоящие перед обществом, и юридический нигилизм, недооценивающий их роль, пренебрежительно относящийся к праву. Очевидно, что вредны как крайний нигилизм, так и безудержный романтизм. Истину следует искать на середине, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать их роль. Государство и право могут сделать многое, но далеко не все. Их уровень не может быть выше экономического и культурного уровня развития общества.
В аксиологическом подходе важно то, с точки зрения чего оцениваются политические и юридические институты. Основанием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов и социальных групп, их представления о ценностях и т. д. Такой подход В. И. Ленин называл партийностью, разумея под ней оценку тех или иных событий, явлений в жизни обществ с позиций определенного класса. И такой подход с позиций определенных социальных сил — факт действительности- Особенно он заметен в переходные периоды проведения экономических и политических реформ, когда происходит переоценка ценностей, переоценка политических, юридических институтов и прежде всего с точки зрения целей, которые стоят перед обществом. Только на основе негативных оценок тех или иных политических и правовых институтов осуществляется их реформирование.
В условиях формирования правового государства основой оценки различных правовых и иных институтов выступают общечеловеческие ценности, такие, как права и свободы человека, демократия, социальная и правовая защищенность личности, экологическая безопасность и т. д. Важная роль в оценке политических и правовых институтов принадлежит общепризнанным нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав и свобод человека, пактам о правах и свободах и др.
Методы исследования, используемые наукой, в том числе и юридической, подразделяются на общенаучные, применяемые большинством наук, и частнонаучные, свойственные группе наук. К общенаучным методам относят обычно диалектический метод, метод формальной логики и др.
К частнонаучным методам, используемым юридическими пауками, в том числе теорией государства и права, относятся системно-структурный метод, метод сравнительного правоведения, конкретно-социологический, метод интерпретации (толкования) и др.
В зависимости от широты их использования методы науки подразделяются на общие, применяемые всеми или большинством наук (например, количественные методы, структурно-функциональный, системный анализ), частнонаучные, свойственные некоторой группе наук, и специальные, присущие одной конкретной науке. Следует сразу же отметить, что общенаучные методы, хотя и взаимодействуют с материалистической диалектикой, применяются на ее основе, все же не сливаются с ней и тем более не исчерпывают (как это полагали некоторые энтузиасты системного подхода) всего содержания диалектики. Широта распространения некоторых универсальных методов, приемов, подходов в современной науке еще не делает их, по нашему мнению, всеобщими методами познания.
Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать по меньшей мере по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности,; и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.
Наука о государстве и праве, как и любая наука, есть, с одной стороны, деятельность, направленная на получение новых знаний, с другой — совокупность, система знаний. В науке как системе знаний выделяются два уровня — эмпирический и теоретический.
К эмпирическому уровню относятся научные факты — истинные знания об эмпирически наблюдаемых свойствах яв-. лений и предметов, эмпирические законы — знания об опре-
деленных тенденциях их развития и т. п- К нему тяготеют такие методы, как наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Вместе с тем уже на этом уровне осуществляется не только фиксация фактов (в понятиях и категориях науки), но и их обобщение, сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация. В результате эмпирическая база науки очищается от всего наносного, случайного, произвольного.
На теоретическом уровне науки выдвигаются научные гипотезы, формулируются законы, создаются теории. Ему соответствуют различные методы объяснения конкретных явлений (гипотетические, структурные, функциональные), методы абстрагирования (идеализации, обобщения), методы обоснования гипотез и построения теорий.
С логической точки зрения установление эмпирических фактов — первоначальный этап познания. Фактически же эмпирическое познание всегда осуществляется на базе определенных теоретических знаний. Например, изучая состояние преступности в регионе, исследователь обращается к данным таких наук, как уголовное право, криминология. Они кладутся в основу рабочих гипотез, планирования и методики исследования, обобщения и объяснения полученного материала. В свою очередь систематизированный эмпирический материал составляет основу для выявления новых закономерностей в объекте исследования, уточнения и дополнения теоретического понимания его сущности.
В различных юридических науках соотношение используемых методов неодинаково. В криминологии, например, в качестве основного выступает конкретно-социологический метод, в отраслевых юридических науках, изучающих соответствующие отрасли права, важная роль отводится логико-языковому методу, в государство ведении и историко-юри-дических науках широко применяется метод сравнительного право(государство)ведения.
Не рассматривая всю (достаточно сложную) систему методов юридической науки, остановимся кратко на системно-структурном и сравнительно-правовом методах. Языково-логические и социологические методы, получающие все более широкое распространение в современной юридической науке и практике, будут рассмотрены в следующих главах учебника.
Системно-структурный метод. Использование данного метода обусловлено тем, что государственно-правовые явле-
2 Теория государства и права Т. Т.
ния характеризуются двусторонней структурной организацией. С одной стороны, каждое из них имеет внутреннюю структуру, внутреннее строение (целостность изучаемого объекта, его элементы, определенный порядок организации, связи между ними), с другой — каждое из них выступает как элемент суперструктуры (государство -- элемент политической системы общества; право -— элемент правовой системы, системы нормативного регулирования; отрасль права — элемент системы права; государственный орган — элемент механизма государства). • '
В ходе системно-структурного анализа вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института;
структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характеристика. Но одного лишь обособления элементов структуры недостаточно. При системно-структурном анализе важно выявить связи между ее элементами, которые придают структурно-организованному объекту качество единства, целостности. Так, при анализе механизма государства и системы права определяются иерархические связи (связи субординации, подчиненности), различного рода функциональные связи (координации, взаимодействия) между органами государства, элементами системы права. Важное место в системно-структурном подходе отводится функциональной характеристике элементов структуры, разграничению и взаимоувязке их функций.
Сравнительный метод, (см. 25.1) Конкретно-социологический метод. Общий подход науки о государстве и праве к своему предмету — социологический. Государство и право рассматриваются как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социальными явлениями (классами, классовой борьбой, экономикой, политикой, правосознанием и т.д.), как инструменты политической власти, составляющей разновидность власти социальной, как средство управления социальными отношениями и процессами и т. д. Существование и функционирование государства подчинено общесоциальным законам, изучаемым и
формулируемым общесоциологической теорией. Наряду с общесоциологическим подходом наука о государстве и праве использует конкретно-социологический метод (подход) в исследовании государственно-правовых явлений.
Объектом конкретно-социологических исследований является функционирование государственно-правовых институтов. Но коль скоро оно выражается в конечном счете в действиях людей (граждан, должностных лиц), то и конкретно-социологические исследования сводятся к изучению этих действий и их результатов в государственно-правовой сфере. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовленности, уровень правовой культуры и т. д.), стиль деятельности должностных лиц (формы и методы деятельности, отношение к жалобам и заявлениям граждан, к критике, учет общественного мнения, формы связи с общественными организациями трудящихся, формы принятия решений, факторы, влияющие на вынесение решений, и т. д.), уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, причины преступности и т. д. Важное место отводится изучению эффективности отдельных правовых институтов и государственных органов (целей и результатов, условий, причин, предпосылок и т. д.).
Целью конкретно-социологических исследований являет--ся получение информации о деятельности государственных органов, действенности, эффективности регулирующей роли правовых институтов и т. д.
В результатеконкретно-социологических исследований могут бытьвыявлены дефекты в деятельности отдельных органов, влияние неправовыхфакторов в принятии решения, дефектность, несовершенствонорм права, необходимость вновомрегулировании, реформе органов управления и т. д.
Основным приемом получения такойинформации является наблюдение.Наблюдение может быть непосредственным.Недостатком непосредственногонаблюдения является возможная деформация вповедении наблюдаемого субъектаподвлиянием сознания,что субъект является объектом наблюдения.Разновидностью непосредственного наблюдения является включенное наблюдение, когдаисследователь (на-
2» 35
блюдатель) становится членом исследуемого института, социальной группы и т. д. Здесь исследователя подстерегает опасность частичного восприятия взглядов, убеждении, мышления соответствующей среды.
Наиболее распространенным является наблюдение опосредствованное. Имеется в виду прежде всего анализ различного рода информации, в которой отражается деятельность того или иного политического института, государственного органа, результаты регулирующей роли правовых норм, институтов и т. д. Материалами, содержащими такую информацию, могут быть решения судов, административных органов, протоколы и стенограммы заседаний соответствующих органов, материалы судебной, экономической и иной статистики.
Наблюдение поведения соответствующих субъектов охватывает и их различного рода высказывания (мысли) по поводу исследуемого явления. Это могут быть высказывания случайные, связанные с конкретной ситуацией, и высказывания в определенной мере организованные. В последнем случае речь идет об общественных опросах путем анкетирования, когда опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, сформулированных в анкете.
Опосредствованным наблюдением- является также использование материалов прессы (судебных репортажей, публицистических статей, архивных материалов, радио, телевидения, документальных, хроникальных фильмов и т. д.).
Полученные в результате разных форм наблюдения материалы (сведения, информация) подвергаются определенному обобщению, систематизации, классификации, оценке и т. д. Обобщенные, систематизированные выводы становятся эмпирической базой теоретических выводов, прогнозов, практических предложений.