Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы
Ф. У. ПАППИ
Со времени первых исследований 60-х годов в изучении электорального политического поведения произошли значительные изменения. Тогда в них доминировала мичиганская социально-психологическая модель, которая соседствовала с теорией рационального выбора Э. Даунса (Campbell et al., 1960; 1966;
Downs, 1957). Понятие «мыслящего избирателя» появилось при пересмотре оснований такого типа голосования, при котором избиратель голосует, ориентируясь на ту или иную социально значимую проблему, или «голосования по проблеме», далее оно развивалось как в традиции ретроспективного голосования, так и в теории рационального выбора (Rusk, 1987; Fiorina, 1981).
Это понятие стало мостом между политической психологией и «реалистической» версией теории рационального выбора — версией, позволяющей предсказать реальное поведение избирателей в ходе голосования, а не сосредоточиваться исключительно на выявлении баланса политических потребностей и реализации политических идей. Мыслящие избиратели достаточно рациональны, они пытаются справиться с ситуацией принятия решения при наличии довольно расплывчатой информации. Они используют эвристические принципы для разрешения «загадки Саймона» о том, как принять рациональное решение «при ограниченной информации и возможности анализа» (Snidennan, Brody, Tettlock, 1991, p. 18).
В рамках теории рационального выбора, С. Попкин применяет термин «мыслящий избиратель» для описания похожей ситуации, когда «избиратели действительно размышляют о партиях, кандидатах и политических проблемах», «вкладывая» свой голос в коллективное благо на основе «дорогостоящей и неполной информации и в условиях неопределенности» (Popkin, 1991, р. 10). В отличие от частных вкладчиков, эти «общественные вкладчики» имеют мень-
ший стимул для сбора информации, требующего значительных затрат. Таким образом, Попкин характеризует эту ситуацию выбора как одну из разновидностей рациональности, стремящейся к минимизации затрат, когда экономия усилия достигается за счет сбора лежащей на поверхности информации (например от друзей) и ее простейшей обработки.
Основное содержание понятия «мыслящего избирателя» не ново. Когда первоначальный homo economicus превратился в искателя максимальной выгоды (т.е. субъекта, подсчитывающего вероятность последствий), оставалось сделать лишь небольшой шаг к пониманию того, что приобретение полной информации часто требует слишком больших затрат (это идея уже присутствовала в работе Даунса 1957 г.). Новое в это понятие привнесла когнитивная психология, которая получила ряд экспериментально проверенных результатов. Например, было установлено наличие у избирателей схемы получения, анализа и переработки информации, выявлено также наличие доминирующих «рамок», упрощающих структуру задачи, предложено рассмотрение привычек в качестве правил принятия решений в часто повторяющихся ситуациях (Esser, 1991).
Эти концептуальные обобщения позволили когнитивистам моделировать индивидуальное принятие решений. Но в политической науке в целом и в электоральных исследованиях, в частности, необходимо принимать во внимание взаимосвязь индивидуального выбора с миром партийной и правительственной политики. Эта глава посвящена проблемам формирования предпочтений и партийного выбора мыслящих избирателей в многопартийных системах. В ситуации, когда объектом большинства исследований являются американская двухпартийная система и президентские выборы, рассмотрение многопартийных систем приобретает особое значение.
Рациональный выбор — это поведение, соответствующее предпочтениям индивида. При этом сами предпочтения должны удовлетворять минимальным условиям соответствия, таким, как транзитивность и тому подобное. В первую очередь будут рассмотрены проблемы партийных предпочтений избирателей в многопартийных системах. Затем — силы, которые влияют на эти предпочтения. Основываясь на понятии мыслящего избирателя, мы посмотрим, как такие переменные, как близость позиций, ретроспективные оценки деятельности правительства и партийная идентификация, могут быть интерпретированы с помощью модели формирования предпочтений в многопартийных системах. И наконец, будет дан анализ самой проблемы принятия решений с учетом ожидания возможных правительственных коалиций, стимулов осмысленного и инструментального голосования в отличие от голосования экспрессивного и символического.
Общая идея этой главы базируется на предположении о том, что в многопартийных системах партийные предпочтения избирателей являются связующим звеном между всеми факторами, влияющими на оценку партий, и окончательным решением о голосовании. В этом смысле «партийное предпочтение» имеет то же значение, что и «сравнительные оценки кандидатов» в усовершенствованной модели мичиганских исследователей (Markus, Converse, 1979). Наибольшее влияние на формирование партийного предпочтения оказывают, по общему признанию специалистов, близость позиций избирателя и партий по конкретному политическому вопросу и ретроспективные оценки. Измерение близости позиций касается возможного будущего развития событий, в то
время как ретроспективные оценки относятся к уже совершенным действиям данного правительства1.
Первый и третий параграфы этой главы затрагивают вопросы, которые Р. Хакфельд и Э. Карминес (гл. 8 наст. изд.) называют «вызовом экономистов» социологическому и социально психологическому подходам относительно электорального поведения. Предварительным условием целенаправленного рационального действия являются четкие предпочтения (§ 1 наст. гл.) и осознание последствий своих действий (§ 3 наст. гл.). Последняя задача осложняется, когда результат является совокупным выражением мнения всего населения, высказанного при голосовании, а не в единичного действия отдельного индивида. Дискуссия о формировании предпочтений, описываемая во втором параграфе, касается процесса получения информации и возможности противопоставления личных целей индивида и тех средств, которые диктуются его партийной принадлежностью и политическими предпочтениями.