Тема 6. Политическое лидерство и политическое поведение

1. Природа политического лидерства: понятие и теории.

2. Типология и стили политического лидерства.

3. Механизмы выдвижения политических лидеров и их поведение в осуществлении власти.

I .Конкуренция и борьба элит за власть, необходимость ее завоевания, удержания и использования в практических жизненно важных целях остро ставят вопрос о политическом лидерстве. В.И. Ленин был абсолютно прав, утверждая, что «политика начинается там, где миллионы». Но собственно политические отношения возникают там, где из миллионов выделяется индивид (лидер), принимающий решения, касающиеся судеб этих миллионов людей. Правда, происходит это при условии, что этими людьми признается право лидера на принятие такого рода решений. Поэтому говорится, что данный лидер является представителем людей, которые его выдвинули, а значит, наделили правами и полномочиями осуществлять власть в общих интересах.

Лидерство как социальное явление имманентно присуще природе человека, всем человеческим общностям и выступает древнейшей формой организации жизни и деятельности людей. Понятие «лидер» (от английского leader) в переводе означает – ведущий, руководитель, вождь.

Лидером обычно называют ведущего авторитетного члена организации, института, социальной группы, личное влияние которого настолько велико, что позволяет ему играть главную роль в социальных процессах и ситуациях, разрешать сложные проблемы. Динамика отношений лидера с членами своей группы, организации и образует социально-психологический процесс лидерства.

Лидерство является необходимым компонентом всей общественной жизни. Но именно политическое лидерство всегда выделялось из общего ряда, что связано с особой ролью самой политики, необходимостью осуществления власти и управления в обществе. Становясь политическим лидером, человек вынужден решать не только свои собственно политические проблемы, но и проблемы своей группы, общества (страны) в целом, более или менее активно (в зависимости от политического режима) вторгаться в экономику, культуру, социальную и другие сферы жизни людей. Медицина, как социальная сфера, также требует лидера, который своим влиянием отстаивал бы интересы отрасли, был бы генератором инноваций в практике здравоохранения, защите интересов и социального положения медицинских работников.

Следовательно, политическое лидерство – один из важнейших видов социального лидерства, связанного с осуществлением власти, управлением государственными и общественными делами.

В современной политологии существуют различные определения понятия «лидерства». Видный французский политолог Ж. Блондель определяет «политическое лидерство» как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». Российский политолог Г.К. Ашин утверждает, что «лидерство – это отношения между людьми в процессе совместной деятельности, при которой одна сторона обеспечивает преобладание над другой». В.П. Соловьев и В.П. Пугачев определяют политическое лидерство как «постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции на все общество, организацию или группу».

Какова же природа и сущность политического лидерства?

Для того, чтобы глубже понять сущность и природу политического лидерства, важно обратиться к причинам его возникновения. Какие общественные потребности вызывали и обуславливали возникновение политического лидерства? Ответ на него содержится в книге известного американского политолога Р. Такера «Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачева» (см. «США: экономика, политика, идеология», 1990 г., № 1,2,3). Он показывает, что политическое лидерство возникает объективно и связано, во-первых, с потребностью в объединении людей. Для решения любой политической задачи (в особенности групповой) всегда нужен человек, который сыграл бы роль магнита, помещенного в гору металлической стружки. Во-вторых, в основе лидерства, лежит потребность в оценке ситуации. От лидера всегда ждут компетентной, мудрой и своевременной оценки ситуации, которая, в силу его авторитета и влияния становится доминирующей. В-третьих, лидерство является ответом на потребность в выработке практических действий людей.

Именно лидер, в большей или меньшей степени, советуясь с другими, определяет от имени группы линию ее поведения. В-четвертых, в основе лидерства лежит потребность в совместных действиях. Иными словами, лидер мобилизует группу, определяет программу действий, и, добившись ее поддержки, ведет за собой.

Итак, политического лидера можно определить как ведущую личность, человека, который оценивает политическую ситуацию, вырабатывает линию совместных действий, объединяет и мобилизует людей на решение крупных общественных проблем.

В истории политической мысли проблеме политического лидерства уделялось большое и пристальное внимание. Одна часть мыслителей пыталась определить и выявить те черты человеческой натуры, которые необходимы политическому лидеру (Платон, Аристотель, Макиавелли). Другая часть мыслителей рассматривала политических лидеров как выразителей воли народа (Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо и др.). В ХIХ веке сформировался взгляд на лидера как на выразителя общественной потребности (В-Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс). На рубеже ХIХ-ХХ веков появились многочисленные теории, изображающие лидера как «героя», господствующего и повелевающего над «тупоумной толпой» (Ф. Ницше, Г. Лебон, З. Фрейд). ХХ век дал образцы и выдвинул на политическую арену весьма разнообразных, ярких, но жестких авторитарных и тоталитарных лидеров.

В современной западной и отечественной политологии существуют различные теории лидерства. Обратим внимание на наиболее распространенные из них.

1.Теория «черт лидера». Сторонники этой теории пытаются объяснить природу лидерства как чисто социально-психологический феномен. Лидером они объявляют человека, обладающего особой совокупностью психологических черт. Макс Вебер, например, в числе качеств лидера называет страсть, ответственность, стремление придать общественному развитию желаемое направление. Другие западные политологи на основе изучения конкретного проявления лидерства в различных социальных группах выделяют общие, повторяющиеся черты, которые, по их мнению, и составляют феномен лидерства. Но эти попытки – найти стабильный вариант, включающий общепризнанные качества, – оказались неудачными. Как отмечал Г. Ашин, практически не осталось ни одной черты, с которой были бы согласны все политологи. Подвергается сомнению даже такое качество как «ум», поскольку люди не всегда хотят видеть лидером человека, который выше их по умственному развитию. Зато на первый план выдвигаются волевыекачества: смелость, наглость, мобильность, хитрость, изворотливость в достижении цели.

Главный недостаток «теории черт» состоит в том, что она рассматривает лидерство как изолированный феномен, который можно проанализировать и объяснить из него самого. Эта теория не всегда учитывает социальную природу лидерства.

2.Теория определяющей роли последователей. В ней на первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а его последователей, их социальных, профессиональных и психологических интересов и запросов. В рамках этой теории политический лидер определяется как «функция от ожиданий ведомых, принимающих или отвергающих лидера» (См. Современная западная социология. Словарь. М., 1990, стр. 159). Данная теория имеет несомненные преимущества, так как акцентирует внимание на связи лидера с группой, на коллегиальном решении управленческих вопросов, что крайне важно в развитии демократических начал. Но вместе с тем она вызывает и возражение: лидер в тайной трактовке пассивен.

3. Ситуационная теория. Она рассматривает лидерство как «функцию ситуации». В известном смысле эта теория напоминает предыдущую, поскольку лидер в ней также выступает как функция, но, правда, на сей раз как функция конкретной ситуации. Данная теория строится на том, что каждая конкретная ситуация требует своего лидера. Примеры этого в политической жизни очевидны и многолики. Но и она не раскрывает всей сложности феномена лидерства, так как недооценивает относительную самостоятельность личности, растворяет ее в обстоятельствах.

4.Синтетическая или реляционная теория.В ней сделана попытка соединить три предыдущих подхода (три теории) и предлагается учитывать при анализе лидерства, как его черты и специфические условия, в которых лидер действует, так и характер группы и ее членов. Логика этой теории реалистична, прозрачна, понятна. Конкретная ситуация требует конкретного лидера с определенным набором черт, который тесно связан со своей группой и приобретает свое лидирующее положение в том случае, если она его поддерживает. Наглядным примером этого являются сегодня президентские избирательные кампании, выборы губернаторов, мэров городов, лидеров местной власти.

Таковы основные теории политического лидерства.

II. Все рассмотренные выше теории оперируют понятием «лидер», абстрагируясь от его многоликих конкретных проявлений. Для того, чтобы иметь достаточно полное представление о политическом лидерстве, важно дать его типологию (классификацию).Отметим, что таких типологий множество и различаются они по тому, какой принцип положен в их основу. Рассмотрим наиболее известные и значимые в политологии.

Одна из первых и наиболее влиятельных типологий политического лидерства была предложена и получила всеобщее признание – типология немецкого социолога и экономиста Макса Вебера. Положив в основу классификации принцип государственного правления, он выделил в исторической действительности три типа политического лидерства.

а) традиционноелидерство, основанное на вере в святость традиций. Оно передается по наследству от отца к сыну, по праву святости традиций, освященных веками. Традиционное лидерство характерно в основном для доиндустриальных обществ, но сохраняется сегодня в странах, где преобладают как патриархальные отношения, так и вера в святость традиций.

б) бюрократическоелидерство (легитимное), основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность. Лидер-чиновник (менеджер) выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы, ее управляемости. Бюрократическое (легитимное) лидерство присуще современному «индустриальному» и «постиндустриальному обществу» и преобладает уже в большинстве стран. Оно возникает тогда, когда лидером человек становится не в силу каких-то особых индивидуальных качеств личности, а с помощью законных бюрократических процедур (выборов, назначений на должность и др.). Лидерство в этом случае обезличено, имперсонально, легко смещаемо, заменяемо (президент, губернатор, мэр города, любой другой администратор, избранный на определенный срок).

в)харизматическоелидерство, основанное на вере в сверхъестественные (божественные) способности лидера, на культе его личности. Понятие «харизма» взято М. Вебером из раннехристианской литературы и означает «божественность», «божественный дар». Это понятие он применяет к человеку, который выделяется из среды обыкновенных людей своими незаурядными качествами и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями, своего рода «божественным даром». Харизматическое лидерство, по мнению М. Вебера, возникает в критических ситуациях, когда в обществе возникает острая неустойчивая обстановка, накопилось много противоречий и опасностей, способных подорвать существующий порядок и безопасность граждан. Зачастую это порождает в политическом сознании надежды на «чудо», «сильную руку», способную вывести страну из критической ситуации, разрешить накопившиеся противоречия. Постсоветский период дает многочисленные примеры появления и существования такого лидерства.

Широко известна в западной политологии типология политического лидерства, разработанная американским политологом бихевиористского направления Гарольдом Лассуэлом. Он, в частности, сформулировал концепцию «политического психоанализа», в которой выявил, что важнейшим фактором, обуславливающим отношение индивида к политике, является «психологический механизм его личности». Опираясь на этот критерий, он выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Такая типология правомерна, ибо она совпадает с реалиями политической действительности.

Одной из интересных и распространенных типологий политического лидерства является типология российского ученого В.Д. Парыгина. Рассматривая эту проблему с точки зрения деятельного участия политиков в реальной жизни, он различает политическое лидерство по трем различным критериям: по содержанию, по стилю и характеру деятельности.

По содержанию деятельности политические лидеры объективно и необходимо различаются на:

– лидеров-вдохновителей, которые разрабатывают и предлагают общественности четкую программу деятельности и поведения на данном конкретном этапе развития страны;

– лидеров-исполнителей, призванных организовать выполнение уже заданной программы;

– лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами-исполнителями;

По стилю руководства и управления, осуществлению власти различаются на:

– авторитарных лидеров, требующих единоличной и монопольной власти. Главное оружие таких лидеров – «железная требовательность к подчиненным», угроза наказания, «чувство страха», постоянное и жесткое командно-административное управление делами государства;

– демократических лидеров, которые в руководстве и управлении, осуществлении власти в государстве исходят из коллегиальности и сотрудничества, демократических прав и свобод человека, строго следуют конституционным и другим законодательным нормам и решениям;

– невмешивающихся лидеров, которые уходят от решения проблем, от ответственности;

По характерудеятельности политические лидеры обычно подразделяются на:

– универсальных, т.е. постоянно проявляющих качества лидера. Такие лидеры всегда на виду, активно участвуют в решении больших и малых государственных и общественных проблем;

– ситуативных, проявляющих качества лидера лишь в определенной ситуации.

К рассмотренной выше типологии следует добавить еще один важный критерий: по целям деятельности. В соответствии с ним политических лидеров разделяют на:

– лидеров-революционеров, выступающих за коренное обновление общества;

– лидеров-реформаторов, требующих проведения глубоких реформ в общественных структурах, реформирования экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.;

– лидеров-консерваторов, выступающих за сохранение статус-кво общественной жизни;

– лидеров-реакционеров, требующих в политике проведения самых жестких и жестоких мер насилия, подавления всякого свободомыслия, консервацию всего отжившего, обветшавшего в обществе.

С типологией тесно связаны стили, основные задачи и функции политического лидерства, а также основные параметры портрета политических лидеров и их поведения.

Как уже отмечалось выше, по стилю лидерство бывает авторитарным, демократическим и невмешивающимся. Авторитарный лидер требует не только монопольной власти, но и лично определяет цели своей группы или общества, способы их достижения. Власть лидера держится на страхе наказания. Подчиненные такого лидера превращаются в пассивных и безропотных исполнителей его воли и команд.

Невмешивающийся лидер избегает контактов и обсуждения проблем с членами своей группы, своей команды, передоверяет свои функции и полномочия заместителям, старается не вмешиваться в ход политического процесса, плывет, как говорится, по воле судьбы.

Тем не менее, всякий политический лидер включается в политический процесс, играет в нем свою роль, определяемую его функциями и задачами. В связи с этим в политологии выделяются основные функциии задачи политического лидерства, которые формулируются следующим образом:

– поддержка стабильности общества;

– нацеленность на нововведения и проведение реформ;

– снижение уровня конфликтности в обществе, стране;

– интеграция отдельных политических сил (особенно оппозиционных) и достижение консенсуса;

– политическое планирование и прогнозирование.

Как очевидно, практическое решение этих сложных задач предъявляет к лидеру, его личности высокие требования. Прежде всего, он должен иметь собственную политическую программу действий и путей ее реализации. Он должен быть достаточно популярен. Политический лидер призван постоянно, всей своей практической деятельностью доказывать свое право на лидерство.

В свою очередь это тесно связано с портретом политического лидера, основными параметрами которого обычно выступают:

– основные этапы биографии лидера;

– способ выдвижения на руководящий пост;

– основные политические взгляды лидера;

– характеристика группы сторонников и отношение к ним лидера;

– отношение к оппозиции;

– стиль лидерства;

– способ принятия решений;

– индивидуальные психологические качества лидера;

– контексты лидерства (т.е. совокупность социальных условий, в которых оно осуществляется).

Все это формирует необходимый имидж политического лидера, его социальный статус как руководителя страны, партии, организации, способного решать крупные политические проблемы.

В заключение отметим, что наилучший «политический климат» для появления и функционирования политических лидеров в стране создает демократический режим власти и управления. Именно он обеспечивает свободу действий, свободу выбора и здорового легитимного соперничества лидеров в борьбе за власть, а также общественный контроль за их деятельностью.

ІІІ.Механизмы выдвижения политических лидеров во власть весьма разнообразны.

В реальной жизни выдвижение политических лидеров осуществляется в два этапа. На первом, подготовительном этапе, происходит выявление необходимых качеств, его образование, воспитание и профессиональная подготовка, затем их модернизация, доработка и апробирование на практике в рамках политической партии или общественной организации. Велика роль в этом деле молодежных, студенческих организаций и движений, особенно политической направленности. Не случайно, поэтому, в политологической литературе сложилось твердое убеждение, что политические партии, общественные организации и движения, молодежные политические союзы выступают той реальной средой, где воспитываются, закаляются и формируются будущие политические лидеры.

На втором этапе собственно и происходит выдвижение уже подготовленных лидеров к политической власти. Механизмы этого выдвижения, в зависимости от страны и политического режима в ней достаточно многолики и многообразны. Назовем и рассмотрим основные из них.

1.Поиски нового харизматического лидера. Постоянная борьба за власть в обществе практически непрерывно стимулирует вопрос о поиске нового лидера. Этот лидер может быть только харизматическим, наделенным особым талантом и способностями, исключительной популярностью, чтобы одержать победу и прийти к власти. Только такой лидер может сплотить народ в кризисных ситуациях, разрешить сложные проблемы и вывести страну на путь прогресса. Поиск его – дело сложное, но реальное.

2.Признание преемника первоначальным харазматичеким лидером. Этот механизм наиболее характерен при передаче власти путем наследования в странах с монархическими режимами. Но он характерен и для стран с переходной, не устоявшейся еще структурой общества и политической власти. Именно это заставляет правящего лидера искать себе преемника, а затем передать ему власть и полномочия. Речь по существу идет о признании преемника первоначальным харизматическим лидером страны. Типичным примером этого является Россия, где президент Б.Н. Ельцин после долгих поисков преемника остановил свой выбор на В.В. Путине, назначив его премьер-министром, а затем и исполняющим обязанности президента страны. То же произошло и в Азербайджане, где президент Г. Алиев путем назначения передал власть своему сыну Ильхаму.

3.Назначение преемника административным аппаратом. Этот механизм используется в странах, где правящую власть осуществляет бюрократия, которая выдвигает лидера из своей среды. Он характерен также для авторитарных, тоталитарных и либерально-демократических режимов управления.

4.Передача власти по наследству. Типичный механизм для стран с монархическими и феодальными, патриархальными отношениями и режимами власти. Сегодня не популярная мера, тем не менее сохраняющаяся еще во многих регионах и странах (Азия, Африка). Лидером здесь обычно выступает правящий монарх, который получает свою власть и лидерство в порядке наследования.

5.Выдвижение лидеров через парламентские и партийные механизмы. В современном мире наиболее демократичная и популярная форма выдвижения политических лидеров. Свою власть и полномочия лидеры получают в результате парламентских и партийных выборов, в которых участвуют миллионы избирателей. Это открытая борьба и соперничество за власть достойных кандидатов. В результате парламентские и партийные лидеры становятся широко известными и популярными. Именно из них избираются президенты, премьер-министры, видные политики.

6.Выдвижение лидера политическим режимом власти. Механизм, характерный для постсоветских республик, когда после распада СССР на их основе возникли независимые государства с новыми – старыми просоветскими режимами власти, которые выдвинули в основном номенклатурных бывших партийных и государственных руководителей в качестве политических лидеров. Правда, на этой волне выдвинулось много совершенно новых ярких демократических лидеров, сыгравших большую роль в дальнейшей демократизации общества на постсоветском пространстве, начале глубоких реформ всех сторон общественной жизни.

7.Выдвижение лидера на основе национальной идеи. Старый и очень популярный в веках механизм выдвижения политических лидеров. Каждый народ, нация имеет своих защитников, своих лидеров, на которых равняется, которых почитает. Национальных лидеров выдвигает жизнь, крупные политические события, самопожертвование во имя народа, науки, их существования. Ф. Скорина, Т. Костюшка, К. Калиновский, Я. Купала, В. Быков – яркие личности, национальные лидеры белорусского народа, сформировавшиеся на основе национальной идеи. В постсоветское время в Беларуси, равно как и в других странах нашего региона, выдвинулись новые политические лидеры на основе защиты национальной идеи. Это лидеры национальных политических партий, организаций и движений, отстаивающих независимость и суверенитет своих стран и народов.

8.Выдвижение лидера с помощью команды единомышленников. Сегодня весьма популярный механизм выдвижения лидеров политических партий, профсоюзов, женских и молодежных организаций, отстаивающих свои политические, профессиональные и социальные интересы.

Таким образом, подготовка, формирование и выдвижение политических лидеров к власти и управлению в обществе имеет принципиально важное жизненное значение в любой стране. От компетентности, профессионализма и мобильности лидера зависит характер политического курса, стабильность и направленность развития общества, повышение уровня жизни и благосостояния людей. Наилучшие возможности для этого создает демократия.

Наши рекомендации