Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера
Во-первых, важнейшим исходным признаком политического субъекта, а значит, и лидерства, является его поведение как представителя интересов общности, от имени которой он выступает на политической арене. Точнее, чьи и какие интересы – группы, класса, партии, организации, государства – он отражает и защищает. Способы взаимосвязи и поведения лидера со своей общностью могут быть самыми разными. Так, харизматическое лидерство, основанное на вере в исключительные способности вождя, предполагает, по словам М. Вебера, непосредственную и эмоциональную окраску его связи со своими сторонниками, своего рода фанатизм. (См. М. Вебер. Харизматическое господство. «Социс», 1988, № 5, с. 139-147).
В условиях представительной демократии это поведение основано на рациональном расчете выгод и потер от деятельности политического лидера. Нельзя исключать, что политики, действуя от имени других, всегда преследуют и свои собственные цели. В реальной жизни это очевидно, правда, не всем и не всегда четко, известно. Сегодня все лидеры оперируют к народу, заботам о нем, о его благе, на деле же проводят такую политику, в которой преследуют как общие, так и свои специфические корыстные цели. Налицо немало политического лицемерия и демагогии. Такие лидеры распознаются людьми и постепенно исчезают.
Во-вторых, политическое лидерство предполагает постоянное влияние на окружающих. Влияние – это важнейший фактор поведения и мобилизации своей общности на борьбу в защиту собственных интересов. Используя его, политический лидер может превратить общность (своих сторонников, свой электорат) в политического субъекта, который восходит на политическую арену в качестве грозной политической силы, особенно во время кризисных ситуаций, избирательных компаний, решения других сложных проблем. Например, Б.Н. Ельцин в 90-ые годы в борьбе за власть.
Наивысшей степенью влияния обладает тот политический лидер, который находит такие формы выражения интересов общности, которые являются одновременно и общезначимыми и привлекательными, популярными. В этом случае, его инициативы и деятельность находят поддержку большинства людей, выступают стимулами, побуждающими их к активному участию в политической жизни страны, в делах государства.
В-третьих, политическое воздействие лидера должно быть всеобщим, распространяться на всех членов управляемой совокупности. Это в первую очередь относиться к лидерам крупных политических партий и общественных организаций, главам государств и правительств, которые непосредственно осуществляют политическую партийную и государственную власть. Именно они располагают наиболее широким представительством интересов и влиянием на окружающих.
Но нельзя не видеть, что отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества причин, неконтролируемых фактов и конфликтов социально-политической среды. Учитывая это, лица, претендующие на статус политического лидера, предлагают членам своей общности (группы, партии, организации, народа) разработанные программы решения общественных проблем, где фиксируются их интересы. Как правило, в этих программах предлагается «лучшее будущее», которое более привлекательно, чем настоящее. Ныне это демократия, программы перехода к рынку, суверенизация республик, их существование и развитие как независимых государств, и масса других «красивых обещаний».
В связи с этим вряд ли верны упреки лидерам, кандидатам в президенты, депутаты парламентов в «краснобайстве и обилии обещаний». Надо понять, что, ведя борьбу за власть, политик не может не обещать «лучшее будущее». Такова его природа. Вопрос в другом – насколько продумано и реально осуществимо то, что он обещает. От этого в решающей степени зависит представительство и влияние, политическая популярность и авторитет настоящего лидера.
В-четвертых, в сложно организованных системах политическое лидерство предполагает также институционализацию руководящего статуса, т.е. закрепление его в законодательных нормах, правилах, привилегиях и полномочиях политического лидера.
При этом, институционный аспект лидерства в политике является ведущим, поскольку реализация управленческих решений в этой системе власти зависит в решающей степени от силы влияния и поддержки определенной организационной структуры. Без опоры на политические организации, средства массовой информации, силовые и другие структуры даже выдающаяся личность не сможет стать политическим лидером, эффективно управлять государством.
Наконец, большое значение в политическом лидерстве и его появлении имеют личные качества. Образ жизни, общественная активность, порядочность кандидата, способность привлекать сторонников. Как показывает опыт избирательных кампаний, для людей важнее бывает облик кандидата, чем его программа, умение доходчиво, четко и ясно излагать свои мысли. Опираясь на эти качества, политический лидер персонифицирует возможности решения крупных, интересующих всех, общественных проблем, делает их понятными, зримыми и доступными здравому смыслу большинства избирателей, поднимая тем самым планку своей популярности, своей известности и влияния.