Понятие элиты. теории элит. (Юрий)
Политическая элита: понятие и сущность . В любом обществе существует и должно существовать меньшинство населения, принимает важнейшие решения в обществе и правит большинством. Эта меньшинство , осуществляющее функции управления , обладает специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами , которые помогают находиться у власти и удерживать ее . Этот особый слой людей называют правящей или политической элитой.
Под политической элитой могут пониматься , например , правящая каста , средневековая аристократия , правящий класс Нового времени , элитные группы современного общества . Все эти слои различаются по своему происхождению , способам и источникам рекрутирования , образа жизни , однако имеют и ряд фундаментальных общих признаков - занимают привилегированное положение в обществе , имеют более высокий уровень жизни , а главное - контролируют основные рычаги власти.
Политическая элита - это привилегированная группа , которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии решений , связанных с использованием власти .
Элиты ( в переводе с французского - «лучше » , «избранное » ) :
представляют в политике групповые интересы ;
создают оптимальные условия для их реализации и согласования ;
формируют цели и перспективы развития общества ;
принимают важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации .
Причины образования элиты:
общество , как все сложно организованные системы , нуждается в профессиональной управленческой действия, вызывает необходимость в разделении труда на руководителях и управляемых ;
необходимы люди , обладающие специальным знаниями , навыками , опытом , способны осуществлять управленческие функции;
политическое неравенство в обществе , обусловленное неравенством психических , социальных и других условий , создает различные возможности заниматься политикой для различных социальных групп и индивидов ;
управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе , а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей . Это заставляет многих людей стремиться во властные институты;
пассивность широких слоев населения , которые , занимаясь решением собственных повседневных проблем , конечно предпочитают держаться подальше от политики.
11.3 . Основные функции политической элиты. Политическая элита как активная , компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией , определяет направления общественного развития , формирует оборонную политику страны , представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения , в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.
Функции политической элиты:
Изучение и анализ интересов различных социальных групп .
Отражение интересов в политических установках .
Выработка политической идеологии (программ , доктрин , законов и т.п. ) .
Создание механизма воплощения политических замыслов.
Назначение кадрового аппарата органов управления .
Выдвижение политических лидеров.
11.4 . Механизм формирования политической элиты. В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит - антрепренерскую и гильдий.
Система гильдий отличают:
закрытость , отбор претендентов на высокие должности главным образом из низших слоев самой элиты , их медленное постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии ;
высокая степень институционализации процесса отбора , наличие многочисленных институциональных фильтров ( формальных требований для занятия должностей ( возраст , пол , стаж работы , образование , партийность и др.);
узкий , относительно закрытый круг селектората (людей , осуществляющих отбор кадров) ;
Система гильдий преобладала в тоталитарных странах . Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из основных вариантов гильдий , который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы , играми в политику и доминированием родственных связей.
Значение иерархического построения номенклатуры состояла в том , что кандидат последовательно поднимался с ступеньки на ступеньку . Здесь были исключены конфликты внутри элиты , обеспечивалась преемственность политического курса , воспроизводства одного типа лидерства . Вместе с тем эта система культивировала личной преданности кандидата руководству , угодничество, показная активность и т.д. Поэтому система все реже допускала к власти людей способных , талантливых , самостоятельных .
Элементы системы гильдий у Великобритании , Японии , Германии и других странах. Например , в ФРГ для того , чтобы сделать карьеру необходимо , как минимум , отвечать следующим требованиям :
во-первых , происхождения родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточное репрезентативный происхождения может иметь брак с представителями более высокой социальной группы ;
во-вторых , необходим определенный тип воспитания , как правило , его можно получить в большом городе в сочетании с университетским образованием;
в-третьих , кандидат должен исповедовать одну из двух основных религий и придерживаться определенной системы взглядов .
Антрепренерскую систему отличают:
открытость , широкие возможности для представителей различных общественных групп претендовать на место в элите ;
небольшое число институциональных фильтров , то есть формальных требований для занятия должностей;
широкий круг участвующих в отборе , в который могут войти все избиратели страны ;
высокая конкурентоспособность отбора , острота соперничества за занятие руководящих позиций;
первостепенная значимость личных качеств , индивидуальной активности , умения найти поддержку избирателей.
Данная система распространена в большинстве стран Западной Европы и США , поскольку является демократической , динамичной и способной к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите , сравнительно низкая предсказуемость политических решений , склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом и популизмом.
У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни , то система гильдий склонна к бюрократизации , консерватизма ; первая отличается высокой степенью риска , вторая - в большей уравновешенностью и взвешенностью политических решений , меньшей вероятностью внутренних конфликтов , стремлением к консенсусу и преемственности.
Лидерство.
Политическое лидерство предусматривал принятие решений , которые активно влияют на события , а следовательно и на ход исторических процессов . В связи с этим , изучая проблему лидерства , обращают прежде внимание на следующие факторы
• личность и происхождение лидера ; процесс , благодаря которому он стал лидером ;
• характерные черты групп и индивидов , которыми руководит лидер ;
• характер взаимоотношений лидера и подчиненных ;
• условия , в которых реализуется роль лидера ;
• результаты взаимодействия лидера и подчиненных .
Характер лидерства зависит от того , как и в каких вариациях эти факторы влияют на политическое лидерство .
Итак , независимо от политического устройства и формы государственного правления в каждом обществе политическая власть осуществляется определенной группой людей - элитой. Последняя выдвигает из своих рядов политических лидеров , которые реализуют функции управления в этом государстве ( стране).
Вообще лидерство (от англ . Leader - руководитель , ведущий ) является одним из механизмов регулирования отношений между людьми , социальными группами , институтами общества . Его сущностью является отношения господства , подчинения , влияния , подражания и др. [ 263 ] .
Лидер объединяет и направляет деятельность группы , которая воспринимает и поддерживает его идеи. Отсюда и понимание лидерства как такового , характеризующий социально - психологические аспекты самоорганизации.
Тип лидерства связан с природой общественного строя , специфическим характером и структурой групп , конкретно -историческую условиями и личностью лидера.
Проблема лидерства находится в центре внимания исследователей на протяжении многих веков. Геродот , Плутарх , их последователи - историки изучали деятельность выдающихся лидеров - монархов , полководцев , государственных деятелей и др. . [ 10 , 18 ] . Например , Н. Маки -Вэлли исследовал проблемы достижения политических целей лидерами государства [ 122 ] , Ф. Ницше видел в лидерстве проявления " творческого инстинкта " [30; 46] , Г. Тард - наследование последователей [ 30 ] , 3 . Фрейд - последствия ущемленного либидо [ 285 ] , М. Вебер - результат действия авторитетов [ 361 ; 362 ] . Итак , существует много концепций , объясняющих природу лидерства с тех или иных позиций , и отвергать ни одну из них неправомерно .
Особого внимания заслуговуютьглибоко разрабатываемые западными исследователями вопрос лидерства в малых группах , среди которых можно выделить следующие концепции:
• " теория черт " , где лидерство рассматривается как феномен, порождается специфическими чертами характера лидера ;
• " ситуационная теория" , согласно которой лидерство конкретной личности является функцией ситуации ;
• " теория определяющей роли команды" , согласно которой лидерство является функцией ожиданий последователей ( которые признают или не признают конкретного лидера ) , черт характера лидера и специфических условий , в которых он действует , а также характера группы и ее членов [ 352 ] .
Вместе с тем следует отметить , что эти теории лидерства имеют определенные недостатки .
Теория черт , например , не учитывает , что различные эпохи , общественно - политические силы нуждаются лидеров не только с общими , но и со специфическими чертами . К тому же участие в политической деятельности способствует формированию новых черт , необходимых для реализации лидерских функций. Ситуационная теория не учитывает того , что не только ситуация порождает лидера , но и лидер , в свою очередь , приводит к возникновению новой политической ситуации.
Теория определяющей роли команды , которая считает , что лидером управляют его сторонники ( по Э. Фромму , такой лидер является " флюгером " ) , превышает влияние условий на политическое поведение лидера.
Изучение лидерства ориентированное на разработку эффективных методов селекции лидеров и обеспечения адекватной ситуации социального менеджмента . Западные социологи делали немало попыток эмпирического исследования проблем политического лидерства .
Здесь попутно назвать труды таких ученых , как З. Фрейд [ 285 ] , В. Буллит , Т. Боттомором [ 256 ] , Р. Донован [ 271 ] , JI . Фальков - ски [ 281 ] , Э. Херманн [ 297 ] , В. Хайленд [ 301 ] , JI . где Маус , X. Эбель [ 308 ] , Ф. Льюис [ 318 ] , В. Мазл [ 324 ; 325 ] , Л. Эдингера [ 338 ] , Р. Пут- ман [ 343 ] , Э. Ричардсон [ 345 ] , А. Шлезингер [351 ] , Т. Соренсен [ 354 ] , Р. Стогдил [ 359 ] , Д. Стокмена [ 358 ] , А. Янг [ 370 ] . Однако при отсутствии единой научной теории они не могут быть универсальными для различных социальных общностей и обществ .
Например , М. Дюверже расценивал политику и политическое лидерство с точки зрения борьбы за власть между отдельными индивидами и группами , в которой победители используют выигрыш в свою пользу. Он считал , что основное ( по его мнению) противоречие капитализма - между увеличением количества продукции и деградацией качества жизни - может быть решен только через переход к " демократического социализма " [ 273; 274 ] .
Общепринятого толкования политического лидерства пока не существует. Оно рассматривается через следующие аспекты:
• взаимовлияние субъектов политической деятельности в политической сфере общества ;
• эффективность политической деятельности ;
• механизмы интеграции групповой деятельности регулирования отношений людей , искусство установления консенсуса индивидов , социальных групп , политических институтов , общества в целом ;
• проявление " творческого инстинкта " человека и т.д. .
Скажем , Ж. Блондельвважав , что по сути и форме политическое лидерство является феноменом власти. Он рассматривал его как способ организации власти , объединение граждан в совместной деятельности [ 25].
А Дж. Херманнвизначав такие параметры политического руководства : личность и родословную лидера , путь к лидерству , характерные черты групп и индивидов , которыми он руководит , характер их взаимоотношений , условия , в которых осуществляется руководящая роль лидера , результаты взаимодействий лидера и подчиненных и т.д. . [ 297 ] .
Сторонники психологического направления в оценке политического лидерства считают , что общество делится на психически нормальных и ненормальных людей . Именно последние , по их мнению , способны быть политическими лидерами , поскольку здесь срабатывает механизм компенсации властью собственных физических или психических недостатков . ( Вспомним травмы Дж. Кеннеди , дефект руки Сталина , малый рост Наполеона , спарализованисть Ф. Рузвельта , отсутствие нескольких пальцев на руке Б. Ельцина и т.д. . )
Долгое периода основой деления на лидеров и подчиненных считались личные качества людей . Однако впоследствии ученые все больше принимают во внимание ситуационные факторы лидерства .
Вообще проблемы политического лидерства в последнее время приобретают популярность , особенно в странах , переходящих к демократии.
В этом контексте следует назвать работы таких исследователей , как Ж. Блондель [ 25] , Н. Бухарин [ 33] , А. Бутенко [ 32] , Д. Выдрин [ 42] ,
И. Дубов , Е. Пантелеев [ 79 ] , Д. Ольшанский [ 146 ] , Г. Осадчая [ 149 ] , С. Рощин [ 189 ] , М. Херманн [ 227 ] , Г. Щекин [ 239 ] .
Анализ политологической литературы позволяет предположить , что на политическое руководство могут влиять следующие факторы:
• политические убеждения лидера ;
• политический стиль лидера ;
• мотивы , которыми руководствуется лидер , пытаясь стать руководителем ;
• реакция лидера на давление и стрессовые ситуации ;
• путь , который прошел лидер к политическому руководству ;
• предварительный политический опыт лидера ;
• политический климат , в котором лидер начинал свою политическую деятельность.
Во время проведения исследования политического лидерства гармоничное сочетание всех указанных факторов помогает не только узнать о характере лидеров , но и дает основания прогнозировать их политическое поведение при определенных условиях.
Необходимо различать характеристики , способствовавших достижению индивидом лидерства , и его характеристики при выполнении собственно роли лидера. Кроме того , желательно обратить внимание на различные требования к политическому лидеру в зависимости от ситуации. Среди них - задача ( цель ) группы , ее структура и ситуационный контекст.
По стилю различают авторитарное ( предполагает единоличный руководящее влияние на основе угрозы применения силы ) и демократическое ( позволяет членам группы участвовать в формулировке цели деятельности группы и руководства ею ) лидерство . В организациях также выделяют формальное ( на основе установления процедур назначения руководителей и функциональных взаимоотношений руководителей и групп ) и неформальное (возникает на основе личных взаимоотношений участников ) лидерство . Эти типы лидерства могут повышать ( в случае совпадения или дополнения друг друга ) или снижать эффективность руководства организацией .
Политическое лидерство фиксирует морально - политические и психологические отношения между субъектом и объектом политики , которые не являются механическими . Лидерство - процесс двусторонний , поскольку объект не только сам выбирает себе лидеров , но и в определенной степени корректирует их политическое поведение .
Объективная необходимость лидерства предопределяется управленческой функцией власти и возникает тогда , когда нужно оценить политическую ситуацию и совершить от имени большой общественной группы определенные действия. Среди претендентов на лидерство избирается лицо, отличается наибольшей активностью , информированностью , интеллектом и эффективностью политической деятельности.
Потребность в лидерах возникает тогда , когда объект ищет цель дальнейшего развития и пути ее достижения или предлагает новые средства реализации ранее поставленных задач. Субъект предлагает свое понимание первого и второго , сплачивает объект ( если взгляды совпадают) и обеспечивает продвижение вперед. Итак , лидером становится не тот , кто больше этого хочет , а тот, за кем люди идут без принуждения.
Лидерами не рождаются , однако овладеть искусством лидерства может не каждый субъект политики . Для этого нужно самостоятельно мыслить , генерировать идеи , отражать настроения общества , ставить общественные интересы выше собственных , быть понятным для объекта , принимать приближенные к реалиям политические решения и т.д. .
Итак , можно констатировать , что политическое лидерство предусматривал :
• способность чувствовать , анализировать мотивы поведения людей , интегрировать их , корректировать поведение объекта с учетом его потребностей и целей развития ;
• умение создавать благоприятный морально - психологический климат политической жизни своего сообщества ;
• соответствие стиля лидерства целям оптимального соотношения стратегических и текущих задач , уровню политико - психологической культуры , доминирующим ценностным ориентациям общества и т.д. .
В условиях более или менее демократического общества (следствием которого является рост роли субъективного фактора ) повышается рейтинг лидеров , не администрируют , а управляют объектом , помогая ему самостоятельно найти оптимальные управленческие решения.
Авторитетный лидер ведет за собой объект , неавторитетный - заставляет идти за ним силовыми методами.
Лидером , как правило , есть отдельный политик , хотя может быть и совокупный субъект - государство , партия и т.д. . Однако и внутри совокупного субъекта назначается , избирается или собственноручно захватывает власть отдельная личность (или группа личностей ) .
Коллективный лидер основном создается в переходные периоды существования государства , партии , общественной организации и т.п. . Со временем , когда структура объекта укрепляется , его руководящая группа выдвигает (или он самовыдвигается ) персонального лидера. Так было, когда с первого Триумвирата Древнего Рима (Ю. Цезарь , Г. Помпей , М. Красс ) вышел единоличный диктатор Цезарь ( 60 г. до н. Э ) . Так было во Франции , когда власть трех консулов превратилась в императорство Наполеона Бонапарта (1804 - 1814). Так было и в СССР , когда писляхрущовське коллективное руководство страны изменилось единоличной властью Л. Брежнева.
Типы политического лидерства . Социолог М. Вебер [ 361 ; 362 ] на основе типов власти ( правления ) рассматривал следующие типы политического лидерства:
• традиционное , которое предполагает веру подчиненных в том , что власть является законной , поскольку была и всегда ;
• харизматическое , когда власть основывается на вере в исключительный талант , дар , особые магические способности лидера , который , по мнению подчиненных , призван выполнять определенную , заранее определенную миссию ;
• легальное , осуществляемой через демократические процедуры путем предоставления лидеру полномочий , которые ограничиваются законодательством и контролируются избирателями.
Вообще изучение политического лидерства требует конкретно - исторического подхода . Тип политического лидера зависит от многих факторов: общественно - политического устройства , политического режима , политико - психологической , правовой , общей культуры общества и т.д. . Скажем , в зависимости от политического устройства выделяют лидеров демократических и авторитарных режимов ( олигархических , военных , тоталитарных , диктаторских ) .
По социально - деятельностными установками лидеров можно классифицировать как консервативных , реформаторских и революционных . Консервативные лидеры не подвержены изменениям в обществе , выступают базовые ценности и формы общественной жизни, укоренились в этом обществе. Реформаторы , отстаивая базовый миф политического общества (по Р. Таккером ) , его идеальную модель построения , стремятся устранить отклонения практики от модели . Революционеры считают , что единственный путь улучшения коллективной ситуации - коренная перестройка общества .
Функционально политический лидер призван формировать политический курс , стратегию и тактику , реализация которых осуществляется на следующих уровнях : оценка общественной и групповой ситуации , выработка линии поведения , выполнение мобилизующих функций своего сообщества.
Индивидуальное политическое лидерство в общенациональном масштабе (в отличие от лидерства в небольших группах - партиях , организациях , ассоциациях и т.д. ) характеризуется :
• дистанционность , когда общение лидера с его последователями является опосредованным средствами массовой информации , организациями и людьми , которые обслуживают государственную машину ;
• багаторолевистю , когда лидер старается придерживаться оптимального политического курса , учитывая чаяния своего непосредственного окружения , политических сил и Элект- рата , которые его поддерживают ;
• корпоративностью , которая означает символичность лидера (в определенном смысле ) , поскольку его многочисленные роль играет его " исполнительная элита " ;
• нормативно -правовой ограниченностью , так как лидер действует в определенном нормативно - правовом пространстве , определяющий реальные масштабы его власти и пути ее реализации .
Характер и механизмы функционирования политического лидерства существенно зависят от формы реализации власти . Тоталитаризма соответствует насилие , " авторитет силы" , демократии - " сила закона " , " сила авторитета " . В последнем случае изменение политических лидеров осуществляется не через революции , мятежи и т.д. . , А демократическими методами (через выборы) . Кроме того , следует отметить , что в правовых государствах е специальная процедура привлечения высших должностных лиц государства в парламентский суд (импичмент ) в случае нарушения конституции.
Таким образом, становится понятно , что тип модели политического лидерства существенно влияет на политическую жизнь общества и одновременно является одной из определяющих характеристик политической культуры и фактором влияния на формирование последней.
Исследование проблем политического лидерства чрезвычайно важны при анализе технологий , реализации политической власти. Они раскрывают психологическую природу завоевания и удержания политической власти как феномена общественной жизни , предоставляют личностный материал для оценки политических событий и явлений , политического прогнозирования ситуации.
Теории элит.
Классические теории элиты. Идеи разделения общества на « высших» и « низших » возникли в глубокой древности. Так , Конфуций обосновывал деление общества на « благородных мужей» ( правящую элиту ) и « низких людей ( простолюдинов ) . В античной философии элитарный мировоззрение было наиболее полно сформулированы Платоном. Идеолог афинской аристократии , он решительно выступал против допущения демоса к участию в политической жизни , в государственном управлении , пренебрежительно называя его толпой , враждебной мудрости. Государственные функции , по Платону , могут успешно выполняться только аристократами , получившие специальное образование. Ремесленники и крестьяне должны быть отстранены от управления обществом и обречены на выполнение « черновой работы». Рабов Платон вообще не считал за членов общества .
Однако как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в ХХ в . Именно в это время термин « элита » получил распространение в социологии и политологии .
Концепция элиты , основана на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики , была создана теоретиками итальянской школы политической социологии Моска , В. Парето и Р. Михельс .
Профессор , депутат , сенатор Моска (1854-1941) сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» и «История политических доктрин ». Анализ « политического класса » Моска осуществлял с помощью организационного подхода . По его мнению :
развитие любого общества независимо от способа социальной и политической организации осуществляется руководящим классом ;
групповая сплоченность и единомыслие , свойственная общественной класса , обеспечиваются благодаря наличию у него организации , структуры, позволяет сохранять власть ;
сам правящий класс неоднороден , он состоит из двух слоев : очень немногочисленной группы « высшего начальства » (что-то вроде « наделиты » внутри элиты ) и гораздо более многочисленной группы « начальников среднего звена » ;
вхождения в политический класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей. Доступ в политический класс открывают три качества : военная доблесть , богатство , церковный сан. С ними связаны три формы аристократии - военная , финансовая и церковная. В результате развития цивилизации преобладающим становится богатство. Меньшее значение имеют научные знания , умение применять их на практике;
доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять , которая включает знания национального характера , ментальности народа и собственно опыт управления .
Моска в работе « Правящий класс » писал , что во всех обществах существуют два класса людей - класс который правит, и класс , которым правят . Правящий класс всегда немногочисленным . Меньшинство правит большинством , потому что она , во-первых , организованная , а во-вторых , имеет особые качества , благодаря которым пользуется уважением и большим влиянием в обществе .
Власть , утверждал он , всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Когда она переходит из рук в руки , то переходит от одного меньшинства к другой , но никогда от меньшинства к большинству .
Как развивающийся , политический класс нуждается в собственном обновления , чтобы быть в состоянии отвечать на новые вызовы времени . Моска называл три способа такого обновления : наследование , выбор и кооптации . Он отметил также две тенденции в развитии правящего класса :
аристократическую - стремление стать наследственными правителями в одной части элиты. Тогда правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию , оно стагнирует , прекращает политическую жизнь .
демократическую - стремление другой части элиты изменить прежние , старые слои . Если она доминирует , то правящий класс открыт , происходит его быстрое обновление , но возникает опасность нарастания кризисов .
С позиций элитаризма Моска отрицательно относился к демократии. Он считал демократию утопией , миражом , в погоне за которым « некомпетентные « массы становятся объектом манипуляций со стороны « демагогов » и прокладывают путь « диктатуре ». Выборы он трактовал как путь к обновлению элиты , а не как форму контроля масс над руководителями .
Основатель теории элит - В. Парето (1848-1923) (именно он ввел в политическую науку термин «элита »). Теория элит высказанная им в « Трактате общей социологии » ( 1916) , в которой Парето
пытался выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти , мотивов политического поведения ;
обоснование роли элиты выводил из концепции социального равновесия , к которой стремится общество как система .
Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множества сил , которые он назвал элементами . Они образуют четыре группы - экономические , социальные , политические и интеллектуальные . Особое внимание ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению :
мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы , которые он называл « остатками » - « резидуи » ;
« Резидуи » - вечные и неизменные основы деятельности человека , отражающие его индивидуальность , они сводятся к биологическим инстинктам , нелогичных , иррациональных чувств , эмоций ;
социальное равновесие и форма общества проявляют совокупное взаимодействие человеческих чувств , яки отражаются в « резидуи ».
Поэтому политика в значительной степени есть функция психологии . Используя психологический подход в анализе обществе , Парето :
объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологической неравенством индивидов ;
определял элиту по ее врожденных психологических качеств и считал , что она состоит из тех , кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности.
Парето был автором теории круговорота элит , согласно которой :
социальные изменения в обществе следствием борьбы и « циркуляции » элит;
элита делится на правящую и не правящую ( контр элиту ) : правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении , обладая харизматическими свойствами лидеров ; контр элита является потенциальной элитой по способностям , личным качествам , но лишена возможности принимать политические решения ;
различают два типа элит , последовательно сменяли друг друга:
- «Львы » , для которых характерны открытость , решительность в управлении , опора на силовые , авторитарные методы властвования. Они хороши для стабильных ситуаций , так как крайне консервативные ;
- « Лисы » , властвующих посредством использования различных средств манипуляции , обмана , демагогии. Они чаще прибегают к подкупу , раздачи наград , чем к угрозе применения насилия. « Лисы » преобладают в условиях нестабильности , переходности , когда требуются энергичные , прагматично мыслящие и способные к преобразованиям правители ;
общество , в котором преобладают «львы » , обречено на застой ; общество , в котором преобладают « лисы » , отличается динамичностью развития;
поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечен при пропорциональной притоке в элиту первой и второй ориентации .
К основоположников элитаризма относится Р. Михельс (1876-1936) с его « железным законом олигархических тенденций» . Суть его концепции заключается в том . что « демократия » , чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности , вынуждена создавать организацию . А это связано с выделением элиты - активного меньшинства. Необходимость управления организацией (в частности , политической партией) требует создания аппарата , и власть концентрируется в его руках. Партийная элита обладает преимуществами перед рядовыми членами - имеет больший доступ к информации , возможность оказывать давление на массу. Массы через « некомпетентность и апатию » не могут и не хотят участвовать в политическом процессе. В крупных организациях демократическая структура невозможна - нет способа организации системы так , чтобы голос простого ее члена был услышан. Профессиональные функционеры профсоюзов , партий социалистической ориентации, особенно стали членами парламента меняют свой социальный статус , привлекаются к правящей элите и начинают защищать ее интересы , собственное привилегированное положение.
В процессе функционирования партии ее аппарат отрывается от рядовых членов и подчиняет политику собственным интересам , превращается в правящую элиту. Так что на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. И чем крупнее организация , тем более отчетливо проявляется этот закон. Демократия , следовательно , превращается в арену « циркуляции партийных элит». Во всех партиях независимо от их типа « демократия ведет к олигархизации ». Это закономерность развития политической организации , так называемый « железный закон олигархии ».
Некоторые ученые разрабатывали количественные показатели в своих теориях политических элит. Например , русский мыслитель Н. Бердяев выводил «коэффициент элиты » относительно высокоинтеллектуальной части населения к общему количеству письменных . По его мнению , если коэффициент элит больше пяти процентов , то это означает наличие в обществе высокого потенциала развития ; если этот коэффициент снижается до одного процента , государство гибнет , у общества происходит застой , а элита трансформируется в касту. Бердяев писал: «.. Всегда господствуют немногие , таков непреложный закон природы. Господство всех ничего реального не означает , кроме темного , безразличного и смешанного хаоса . Всякое управление этим хаосом предполагает различие и выделение тех или иных элементов аристократии или олигархии ... После сотворения мира всегда царила , царит и будет царить меньшинство , а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления , для монархий и демократий , для эпох реакционных и для эпох революционных . Из управления меньшинства нет выхода ».