Теории элит: классические и современные
Бытующие в массовом сознании представления, что демократия дает народу осуществлять властные функции, в действительности оказываются иллюзиями. На практике осуществляют реальную власть политические элиты, определяющие лицо общества, цели и перспективы его развития.
Термин «элита» (в переводе с французского – «лучшее», «отборное», «избранное») получило в начале 20 века. Первые классические концепции элит возникли в конце 19- начале 20 века. Они связаны с именами Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса. Г. Моска пытался доказать неизбежность деления общества на две неравные по соц. Положению и роли группы. Он проанализировал формирование политической элиты, её качества и назвал её «политический класс». Моска отметил две тенденции в его развитии: закрытость – аристократическая элита, и открытость – демократическая элита. Первая идет к возрождению, вторая постоянно обновляется.
В. Парето исходя из того что миром правит избранное меньшинство (элита), остановил свое внимание на анализе особых качеств элиты: психологических (врожденных) и социальных (получен. в следствие воспитания и образования). Элиту он разделил на правящую и контрэлиту (людей обладающих характерными качествами, но не имеющих доступа к управлению). Правящая элита внутренне сплочена и борется за свое господство путем внутренней циркуляции. Если руководство становится неэффективным, это вызывает недовольство масс, и усиление контрэлиты которая, опираясь на массы, свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.
Концепция Р. Михельса близка к концепции Моска, но он сделал акцент на исследование социальных механизмов, порождающих элитарность. Он выделял 2 фактора неизбежного ее появления: организаторские способности личности и организационную структуру, которая закономерно воспроизводит элиту. По его мнению в обществе действует «железный закон олигархии». Суть его в том, что создание крупных общественных организаций (профсоюзы, партии) неизбежно ведет к власти немногих (олигархия). Руководящее ядро отрывается от рядовых членов, подчиняет политику своим интересам, замыкается в собственном кругу, забывая об интересах масс. Поэтому Михельс не верил в возможности демократии.
Эти классики заложили основания теории элит, описав её свойства, взаимоотношения внутри элиты и взаимоотношения её с массами, источники формирования элиты, роль элиты в обществе и её функции.
Концепции Моски, Парето, Михельса дали толчок теоретическим и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством. Современные теории элит многообразны: ценностные теории, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные концепции. Для каждой из названных концепций характерны свои идеи, но в них есть общин моменты.
Ценностные теории элиты характерны:
Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:
Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.