Классические теории политических элит

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИЗОП

Кафедра ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ

РЕФЕРАТ

Политическая элита

Выполнил студент 1-го курса

Зелинский Евгений 3101____

Проверил________________

________________________

Новосибирск 2015

Содержание

Введение

1)Понятие и сущность политических элит

2)Классические теории политических элит

3)Современные теории элит

4)Роль и значение политических элит

5)Системы формирования и смены политических элит

Заключение

Список литературы

Введение

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Задача. Ответить на вопросы:

Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в дебрях научных изысканий и теорий? Для этого необходимо рассмотреть идеологию концепции элиты созданную в XIX- XX вв.

Понятие и сущность политических элит ,политический элита, общество.

Элита означает лучший, отборный, избранный. Элита - это совокупность лиц, обладающих особыми социально-психологическими качествами и оказывающих заметное воздействие на прогрессивное развитие общества. Именно эта социальная группа является ведущей силой общественного развития (в смысле интеллектуального, нравственного и духовного превосходства над другими людьми, особо значимых результатов своей социальной деятельности).

Системы взглядов и представлений в виде теории элит сформировалась в политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

В советском обществоведении на протяжении многих лет теория политических элит рассматривалась как псевдонаучное буржуазное учение, противоречившее принципам народовластия (народной демократии). В.И. Ленин, в частности, говорил о том, что в социалистической стране каждая кухарка сможет управлять государством. Поэтому политическая элита у большевиков ассоциировалась с политической аристократией буржуазного типа, которой в пролетарском государстве быть не должно. Но действительность опровергла иллюзии и догмы теоретиков бесклассового общества, и в СССР со временем была сформирована мощная и закрытая политическая элита.

Политическая элита - немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX в. благодаря работам В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

Характерные черты

1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;

2) Высокий социальный статус;

3) Значительный объем государственной и информационной власти;

4) Непосредственное участие в осуществлении власти;

5) Организаторские способности и талант.

Функции политической элиты:

― изучение и анализ интересов различных социальных групп;

― субординация этих интересов;

― отражение интересов в политических установках;

― выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);

― создание механизма воплощения политических замыслов:

― назначение кадрового аппарата органов управления;

― создание и коррекция институтов политической системы;

― выдвижение политических лидеров.

Классические теории политических элит.

Вильфредо Парето (1848 - 1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа:

·«Лисы» - это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти;

·«Львы» - элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстремальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) - людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Особое значение Парето придавал мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в многом связана с психологией. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально»[328]. Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Гаэтано Моска (1858 - 1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе - это закон, который подтверждается всей историей человечества.

Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ - аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к ее вырождению и застою в общественном развитии.

Ученый особенно выделял две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а также — желание новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. Таким образом, по способу передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — снизу вверх.

Роберт Михельс (1876 - 1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависти от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулирован «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении пред харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Он объяснял причины несостоятельности демократии тремя следующими тенденциями, которые заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Психологией массы частично объясняется перерастание демократии в олигархию. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..»[330]. Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому нужна организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

Наши рекомендации