Цели, принципы и функции маркетинга
Цели - -долгосрочной целью любого бизнеса является оптимизация прибыли. Вся маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на достижение этой цели : т о долгосрочная цель маркетинга совпадает с общей рыночной деятельностью фирмы. Достижение этой цели маркетинг добивается с помощью совершенствования продукции в интересах покупателя. Однако на определенном этапе развития компании приоритетными могут стать одна или одновременно несколько среднесрочных или краткосрочных целей. Они могут быть следующими: совершенствование продукции в интересах покупателя, влияние на спрос, завоевание новых рынков или расширение рыночного влияния компании, потеснив конкурентов, (т.е увеличить свою долю на уже имеющихся рынках), стабилизация достигнутого положения или адаптация к изменившимся масштабам деятельности. В любом случае цели маркетинга всегда тесно связаны с деятельностью фирмы; конкретны, могут быть выражены в цифрах; ограниченны временными рамками; гибки, ситуационны, могут корректироваться в связи с изменениями на рынке и в самой фирме. И они не будут достигнуты, если продукт не пользуется спросом.
Принципы маркетинга В процессе достижения своих целей, маркетинг должен ориентироваться на выполнение следующих принципов.
1. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Суть этого принципа можно выразить так: «Найди потребность и удовлетвори ее». Здесь предполагается хорошее знание рыночной ситуации, конкурентов, поведения на рынке потребителя, при этом потребители часто недостаточно хорошо знают, чего именно они хотят. Потому одна из главных задач маркетинга — это понять, что желает потребитель.
Реализации основополагающего принципа маркетинга подчинены все его остальные принципы:
Þ • знание рынка, его требований, всестороннее изучение состояния и динамики потребительского спроса на данный товар (услугу), использование полученной информации в организации научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности;
Þ • дифференцированный подход к требованиям рынка, гибкое реагирование на изменение требований рынка, выпуск таких товаров, в которых нуждается потребитель;
Þ • воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях его формирования в необходимых для предприятия направлениях;
Þ • ориентация доставки товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которые больше всего устраивали бы потребителя - запланированные объемы и в намеченные сроки.
Þ ориентация на нововведения – новые товары и новые рынки;
Þ необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников организации;
Þ ориентация на перспективу – стратегическое планирование и прогнозирование
Успешная реализация принципов маркетинга возможна во взаимосвязи с функциями маркетинга, которые представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы, стимулированием продажи, а также с управлением и контролем.
Все функции маркетинга можно разделить на 4 группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов и тому подобное;
2. Производственные — организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции;
3. Сбытовые— организация каналов сбыта, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение ценовой политики, реклама;
4. Управленческие— организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга.
Аналитическиефункции маркетинга позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Эти факторы называют маркетинговой средой фирмы, т е совокупность действующих за пределами компании и внутри нее субъектов, процессов и явлений , которые влияют на маркетинговые возможности и решения фирмы. В теории маркетинга эта среда подразделяется на микросреду и макросреду.. Микросреда– это та среда, которую образует сама организация и связанные с ней факторы. Внешнюю микросреду образуют поставщики, конкуренты, посредники, клиентура, контактные аудитории (финансовые круги, СМИ, общественность и органы гос управления).
Эти факторы во многом регулируются маркетингом компании. К внутренней микросреде относятся подразделения фирмы и персонал. Это те факторы, которые абсолютно регулируются маркетингом компании. Достижение маркетинговых целей возможно только благодаря взаимодействию всех подразделений. Без анализа внутренней среды невозможно определить в состоянии ли фирма решать поставленные маркетингом задачи.
Макросреда маркетинга - независима от маркетинга фирмы.
• Демографические факторы (естественный прирост/убыль населения, половозрастная структура населения, миграция и др.).
• Экономические факторы (ВВП, покупательная способность населения, процентная ставка по кредитам, уровень безработицы и др.).
• Природные факторы (дефицит природных ресурсов, рост цен на сырье и энергию вызывают переориентацию производства, загрязнение окружающей среды).
• Технические факторы (новый уровень техники, ускорение изменений технологий, обострение вопросов безопасности - все влияет на цену продукции).
• Политические факторы (изменения правовой базы).
• Культурные факторы ( формируют стиль жизни,степень ценности для общества таких понятий, как честная работа, брак, семья, доверие к государству и др. влияют на ориентиры производителей и продавцов).
Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению. Она возможна лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации.
Производственные функцииобеспечивают создание новых товаров (или услуг), которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство в целях придания ему гибкости, адаптивности к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относительно низкими издержками производства.
Сбытовые функциираспространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель; по ценам, которые выгодны как продавцу, так и покупателю.
Управленческие функциимаркетинга заключаются в организации планирования хозяйственной деятельности предприятия и управлении производством. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.
Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет выявить и предупредить различные отклонения, находить резервы и возможности развития.
Управление маркетингом - сложный процесс анализа, планирования претворения в жизнь и контроля проведения маркетинговых мероприятий, направленных на установление, поддержание и укрепление выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации….
Но если сказать двумя словами, то управление маркетингом – управление спросом
Основные функции маркетинговых подразделений фирмы Изучение рынка и спроса. Планирование товарного ассортимента. Ценообразование.
Оптимизация хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых отношений. Стимулирование сбыта. Создание имиджа компании. Организация и ведение конкурентной борьбы.
Комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании. Прогнозирование.
.