Цели, принципы и функции маркетинга

Цели - -долгосрочной целью любого бизнеса является оптимизация прибыли. Вся маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на достижение этой цели : т о долгосрочная цель маркетинга совпадает с общей рыночной деятельностью фирмы. Достижение этой цели маркетинг добивается с помощью совершенствования продукции в интересах покупателя. Однако на определенном этапе развития компании приоритетными могут стать одна или одновременно несколько среднесрочных или краткосрочных целей. Они могут быть следующими: совершенствование продукции в интересах покупателя, влияние на спрос, завоевание новых рынков или расширение рыночного влияния компании, потеснив конкурентов, (т.е увеличить свою долю на уже имеющихся рынках), стабилизация достигнутого положения или адаптация к изме­нившимся масштабам деятельности. В любом случае цели маркетинга всегда тесно связаны с деятельностью фирмы; конкретны, могут быть выражены в цифрах; ограниченны временными рамками; гибки, ситуационны, могут корректироваться в связи с изменениями на рынке и в самой фирме. И они не будут достигнуты, если продукт не пользуется спросом.

Принципы маркетинга В процессе достижения своих целей, маркетинг должен ориентироваться на выпол­нение следующих принципов.

1. Основ­ным принципом маркетинга является ориентация конеч­ных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Суть этого принципа можно выразить так: «Найди потребность и удовлетвори ее». Здесь предполагается хорошее знание рыночной ситуа­ции, конкурентов, поведения на рынке потребителя, при этом потребители часто недостаточно хорошо зна­ют, чего именно они хотят. Потому одна из главных за­дач маркетинга — это понять, что желает потребитель.

Реализации основополагающего принципа марке­тинга подчинены все его остальные принципы:

Þ • знание рынка, его требований, всестороннее изу­чение состояния и динамики потребительского спроса на данный товар (услугу), использование полученной информации в организации научно-исследовательской и производственно-сбытовой дея­тельности;

Þ • дифференцированный подход к требованиям рын­ка, гибкое реагирование на изменение требований рынка, выпуск таких това­ров, в которых нуждается потребитель;

Þ • воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях его фор­мирования в необходимых для предприятия на­правлениях;

Þ • ориентация доставки товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которые больше все­го устраивали бы потребителя - запланированные объемы и в намеченные сроки.

Þ ориентация на нововведения – новые товары и новые рынки;

Þ необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников организации;

Þ ориентация на перспективу – стратегическое планирование и прогнозирование

Успешная реализация принципов маркетинга воз­можна во взаимосвязи с функциями маркетинга, кото­рые представляют собой совокупность видов деятель­ности, связанной с изучением рынка, развитием ассор­тимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы, стимулированием про­дажи, а также с управлением и контролем.

Все функции маркетинга можно разделить на 4 группы:

1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов и тому подоб­ное;

2. Производственные — организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых тех­нологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и кон­курентоспособности продукции;

3. Сбытовые— организация каналов сбыта, систе­мы формирования спроса и стимулирования сбы­та, системы транспортировки и хранения, прове­дение ценовой политики, реклама;

4. Управленческие— организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга.

Аналитическиефункции маркетинга позволяют изу­чить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Эти факторы называют маркетинговой средой фирмы, т е совокупность действующих за пределами компании и внутри нее субъектов, процессов и явлений , которые влияют на маркетинговые возможности и решения фирмы. В теории маркетинга эта среда подразделяется на микросреду и макросреду.. Микросреда– это та среда, которую образует сама организация и связанные с ней факторы. Внешнюю микросреду образуют поставщики, конкуренты, посредники, клиентура, контактные аудитории (финансовые круги, СМИ, общественность и органы гос управления).

Эти факторы во многом регулируются маркетингом компании. К внутренней микросреде относятся подразделения фирмы и персонал. Это те факторы, которые абсолютно регулируются маркетингом компании. Достижение маркетинговых целей возможно только благодаря взаимодействию всех подразделений. Без анализа внутренней среды невозможно определить в состоянии ли фирма решать поставленные маркетингом задачи.

Макросреда маркетинга - независима от маркетинга фирмы.

• Демографические факторы (естественный прирост/убыль населения, половозра­стная структура населения, миграция и др.).

• Экономические факторы (ВВП, покупательная способность населения, процентная ставка по кредитам, уровень безработицы и др.).

• Природные факторы (дефицит природных ресурсов, рост цен на сырье и энергию вызывают переориентацию производства, загрязнение окружающей среды).

• Технические факторы (новый уровень техники, ускорение изменений технологий, обострение вопросов безопасности - все влияет на цену продукции).

• Политические факторы (изменения правовой базы).

• Культурные факторы ( формируют стиль жизни,степень ценности для общества таких понятий, как чест­ная работа, брак, семья, доверие к государству и др. влияют на ориентиры производителей и продавцов).

Итогом реализации аналитической функции марке­тинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению. Она возможна лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации.

Производственные функцииобеспечивают создание новых товаров (или услуг), которые наиболее полно соответство­вали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздей­ствует на производство в целях придания ему гибкости, адаптивности к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относитель­но низкими издержками производства.

Сбытовые функциираспространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание та­ких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель; по ценам, кото­рые выгодны как продавцу, так и покупателю.

Управленческие функциимаркетинга заключаются в организации планирования хозяйственной деятельно­сти предприятия и управлении производством. При этом главная управленческая задача руководства пред­приятия состоит в том, чтобы уменьшить степень нео­пределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития.

Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет выявить и предупредить различные отклонения, находить резервы и возможности развития.

Управление маркетингом - сложный процесс анализа, планирования претворения в жизнь и контроля проведения маркетинговых мероприятий, направленных на установление, поддержание и укрепление выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации….

Но если сказать двумя словами, то управление маркетингом – управление спросом

Основные функции маркетинговых подразделений фирмы Изучение рынка и спроса. Планирование товарного ассортимента. Ценообразование.

Оптимизация хранения, транспортировки товаров, сбыта и торговых отношений. Стимулирование сбыта. Создание имиджа компании. Организация и ведение конкурентной борьбы.

Комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании. Прогнозирование.

.

Наши рекомендации