Принципы, цели, задачи виды и функции маркетинга

Тема 1. Сущность основних понятий маркетинга и его концепция

История возникновения и сущность маркетинга. Связь курса “Маркетинг” с другими дисциплинами.

Принципы, цели, задачи виды и функции маркетинга.

Определение и сущность основных категорий маркетинга.

Концепции деятельности предприятия на рынке.

История возникновения и сущность маркетинга. Связь курса “Маркетинг” с другими дисциплинами.

В переводе с английского слово "market" означает рынок. Термин "marketing" можно перевести как деятельность в сфере рынка.

Теория маркетинга возникла в США во второй половине XIX века. Экономические кризисы заставили американских учёных заговорить о "хронической проблеме перепроизводства" и несоответствии, существующей в то время, системы обращения товаров и услуг возросшим запросам по организации сбыта продукции.

Обострение проблемы реализации происходило на фоне коренных сдвигов на рынке, связанных со стремительным развитием монополий. В этих условиях много изменилось в сфере обращения; достигнутые масштабы производства позволяли монополистам применять различные методы учёта ёмкости рынка.

Первые учебные курсы маркетинга были открыты в 1901/02 учебном году в Иллинойском и Мичиганском университетах США. Популярность курса маркетинга росла, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов.

Первоначально, основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Ограниченность такой трактовки стала очевидной после кризиса 1929-33 г.г. Успешному внедрению идей маркетинга в предпринимательскую деятельность способствовало создание в 1926 г. Национальной ассоциации маркетинга и рекламы США, в 1973 г. переименованной в Американскую ассоциацию маркетинга. К середине столетия аналогичные организации были созданы в странах Западной Европы и Японии, возникли и международные организации: Европейское общество по изучению общественного мнения и маркетинговых исследований, Европейская академия маркетинга. Европейская ассоциация промышленного маркетинга. Всемирная ассоциация маркетинга др.

Результатом практической реализации теории маркетинга явилось создание в крупных фирмах и корпорациях отделов исследования рынка, а также коммерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг. Становление же маркетинга как единой системы производственно-сбытовой деятельности относится к 50-м годам ХХ-го века. Производство перестаёт быть массовым, крупносерийным и всё больше ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, рынки дифференцируются, возможности снижения издержек на предприятиях ограничиваются, растёт число небольших предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации и т. д. В этих условиях прибыль предприятия зависит уже не только и не сколько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется исследованию рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

Эволюция маркетинга как науки и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю

или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации. Эти определения носят несколько ограниченный характер. Их "генетические" недостатки заключаются в преувеличении роли товародвижения и каналов сбыта, недооценке взаимодействия покупателей и продавцов и влияния на маркетинг различных социальных групп (стейкхолдеров).

Проанализировав и обобщив многочисленные известные определения маркетинга, выделим три наиболее важных подхода к определению маркетинга:

1. Процессный подход - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей посредством обмена (классическое определение Ф. Коппера).

2. Функциональный подход - маркетинг, это деятельность в области совершенствования продукции, ценообразования, распределения и продвижения продукции, а также взаимодействия с потребителями (на основе комплекса маркетинга 4Р).

3. Философский - маркетинг, это ориентация деятельности организации на удовлетворение потребностей потребителей.

Сущность маркетинга.

В основе наших знаний о рыночной деятельности должны лежать главные положения современного маркетинга. Как целостная система деятельности предприятия (фирмы) на рынке он будет оказывать все большее влияние на развитие предпринимательской философии и методологии.

Во-первых, маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс умственных установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Это попытка использовать наличные ресурсы и весь потенциал предприятия (фирмы) целесообразна и с учётом требований рынка. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепций маркетинга на различных этапах его развития.

Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приёмов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.

Основные взаимосвязи курса “Маркетинг” с другими дисциплинами(см. рис.1)

Принципы, цели, задачи виды и функции маркетинга - student2.ru

Рис.1 Основные взаимосвязи курса “Маркетинг” с другими дисциплинами.

Принципы, цели, задачи виды и функции маркетинга.

Принципы маркетинга - это базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития мировой экономики, мирового рынка, а также региональных рынков. Принципы маркетинга как закон определяют направления деятельности всех участников создания, выпуска и реализации продукции как единого, слаженного, согласованного процесса.

Принципами маркетинга являются:

1. Нацеленность каждого участника на достижение конечного практического результата в производственно-сбытовой деятельности, в качестве которого могут выступать:

· выход на рынок с пробной партией товаров;

· закрепление на рынке;

· организованный уход с рынка.

Фирма не может позволить себе беспорядочно, бессистемно уйти с того или иного рынка, даже если этот уход обусловлен серьезными обстоятельствами: политической нестабильностью в стране, где находятся рынки сбыта фирмы, давлением государственных структур, преступностью и т.п. В таких случаях уход должен быть тщательно продуман, соответствующим образом освещен в прессе, иначе фирма рискует потерять свой имидж и на других рынках, в других странах.

2. Концентрация процессов создания и производства определенных товаров на решающих направлениях, то есть выбор стратегий товарной политики.

3. Комплексный подход к увязке целей с ресурсами (материальными, интеллектуальными, финансовыми) и возможностями предприятия.

4. Достижение наиболее рационального, эффективного сочетания в управлении фирмой централизованных и децентрализованных начал.

5. Постоянный поиск новых методов повышения эффективности производства, творческой инициативы работников, направленной на широкое внедрение нововведений, повышение качества продукции, сокращение издержек производства.

6. Разработка стратегии и тактики активного приспособления (адаптации) фирмы к требованиям внешней и внутренней среды с целью максимального удовлетворения требований покупателей.

Принципы управления маркетингом всегда реализуются комплексно, то есть совместно, одновременно. В зависимости от конкретных условий они приобретают конкретную форму.

Основная цель маркетинга - обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.

Для достижения этой цели необходимо достичь промежуточные цели:

· удовлетворение требований потребителей;

· достижение превосходства над конкурентами;

· завоевание доли рынка;

· обеспечение роста продаж (прибыли).

Задачи маркетинга:

  1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
  2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
  3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
  4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
  5. Разработка ценовой политики фирмы.
  6. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
  7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
  8. Коммуникации маркетинга.
  9. Сервисное обслуживание.

Виды маркетинга

В зависимости от поставленной цели различают несколько видов маркетинга:

· потребительский - маркетинг товаров массового спроса;

· промышленный - маркетинг товаров производственного назначения;

· маркетинг, ориентированный на продукт, изделие или услугу;

· маркетинг, ориентированный на потребителя (особую группу потребителей);

· международный;

· маркетинг, некоммерческий (деятельность предприятий и организаций, не ставящих своей целью получение прибыли для личного обогащения);

· социальный - совокупность методов осуществления социальных программ государством и общественными организациями;

· макромаркетинг - деятельность государства в сфере рынка;

· микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм.

Функции маркетинга:

Аналитическая функция

1) Анализ рынка как такового.

2) Изучение потребителей.

3) Изучение фирменной структуры.

4) Изучение товарной структуры.

5) Анализ внутренней среды фирмы.

Производственная функция.

1) Организация производства новых товаров.

2) Организация материально-технического снабжения.

3) Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Сбытовая функция или функция продаж.

1) Организация системы товародвижения.

2) Организация сервиса.

3) Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

4) Проведение целенаправленной товарной политики.

5) Проведение целенаправленной целевой политики.

Функция управления и контроля.

1) Организация стратегического, тактического и оперативного планирования.

2) Организация системы коммуникаций на фирме.

3) Организация обратной связи и контроля.

4) Информационное обеспечение маркетинга.

5) Оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Наши рекомендации