Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга.

М. – соц. и управленч. процесс, с пом. которого отд. лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Осн. цель – выгодное удовлетворение нужд и потребностей покупателей при условии, что это помогает компании существовать, получать доход.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея удовлетворения человеческих нужд и потребностей (физические нужды и потребности в пище, одежде, тепле, безопасности, социальные нужды и потребности, потребность в знаниях и самовыражении и т.п.). Потребности людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его возможностей.

Основные цели маркетинговой деятельности:

v расширение объема продаж и рынков сбыта;

v увеличение занимаемой доли на рынке;

v рост прибылей и обеспечение обоснованности принимаемых руководством фирмы решений в области производственно-сбытовой и научно-технической деятельности.

Осн. ф-ии маркетинга:

1. Аналитическая, кот. вкл-ет:

Ø изучение рынка – внешней среды;

Ø изучение потребителей и опр-е сегментов;

Ø изучение товарной структуры (качество, технологич. особ-ти товара);

Ø анализ внутрен. среды пред-я (организационная структура компании с (•) зр. её конкурентоспособности).

2. Производственная:

Ø орг-я произ-ва новых товаров и разработка новых технологий;

Ø орг-я матер-технич. снабжения;

Ø управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

3. Сбытовая:

Ø орг-я системы товародвижения;

Ø орг-я сервиса;

Ø орг-я системы формирования спроса (политика продвижения);

Ø проведение целенаправленной товарной политики;

Ø проведение ценовой политики.

Т.е. вкл-ет весь комплекс маркетинга.

4. Функция управления и контроля:

Ø орг-я стратегич. и оператив. планир-я на пред-и;

Ø информационное обеспечение управлением маркетингом (инфор-я о внешн. и внутрен. среде, кот. явл-ся основным источником принятия решения);

Ø орг-я системы коммуникаций на предприятии;

Ø орг-я контроля маркетинга.

Для маркетинга характерны следующие принципы:

1. ориентация всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности нарынок, учет его требований (глубокое и всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной и общеэкономической конъюнктуры). Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, каналы сбыта, стимулирование продаж, специфика коммерческой работы и т. д.

2. обеспечение дифференцированного подхода к рынку. Спрос редко имеет однородный характер, существует большое количество покупательских групп с различными запросами. Поэтому при сегментировании рынка необходимо разделение потенциальных покупателей на группы, которые, с одной стороны, должны быть однородными по многим существенным признакам, а с другой стороны — достаточно представительными для организации сбытовой деятельности на этих сегментах.

3. ориентация на нововведения. Выведение на рынок новых товаров или освоение новых рынков по причине желания удовлетворения быстро меняющихся запросов покупателей.

4. гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка. Для укрепления своих конкурентных позиций фирмам необходимо увязывать стратегию активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него.

5. постоянное и целенаправленное воздействие на рынок. Направленность предприятия на долговременный результат.

6. ориентация на длительную перспективу.

7. эффективное руководство. Ориентация в кадровой политике на выдающихся менеджеров.

8. ориентация внутренней политики фирмы на человека. Уважение к человеку — главная ценность компании. Развитие у сотрудников патриотизма по отношению к компании, раскрепощение их творческой энергии, предоставление им возможности проявлять инициативу, самостоятельность и предприимчивость.

Наши рекомендации