Дайте понятие «избирательное право» и «избирательная система». Охарактеризуйте избирательную систему Республики Беларусь.

План

1. Дайте понятие «избирательное право» и «избирательная система». Охарактеризуйте избирательную систему Республики Беларусь.

2. Дайте характеристику принципов избирательного права в Республике Беларусь. Назовите избирательные цензы. Охарактеризуйте избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Назовите понятие и виды выборов.

Задача

Список используемых источников

Дайте понятие «избирательное право» и «избирательная система». Охарактеризуйте избирательную систему Республики Беларусь.

Избирательная система - это совокупность конституционных прин­ципов организации и проведения выборов и установления отношений между избираемыми (избранными) и избирателями.

Понятие «избирательная система» отличается от понятия «избира­тельное право» тем, что в объективном смысле избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные от­ношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями; в субъективном смыс­ле - это право граждан участвовать в конституционно-правовых отно­шениях, возникающих при проведении выборов.

В мировой практике сложилось несколько разновидностей избира­тельной системы: мажоритарная; пропорциональная; смешанная; представительного меньшинства.

Выбор системы выборов нередко определяется традицией. Так, на­пример, в США в основном применяется мажоритарная система, исполь­зовавшаяся еще в ХIХ веке. Главным недостатком этой системы являет­ся то, что в парламент могут попасть люди, далекие от политики.

При мажоритарной системе победившим считается кандидат, по­лучивший наибольшее количество голосов избирателей на данной тер­ритории. Существует три разновидности методов подсчета голосов по ма­жоритарной системе: относительного большинства; абсолютного большинства; квалифицированного большинства. При мажоритарной системе относительного большинства победив­шим считается тот кандидат, который собрал большее количество го­лосов, чем каждый из его соперников.

Метод абсолютного большинства состоит в том, что победившим считается тот кандидат, который набирает на выборах более 50 % го­лосов избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства требует от победителя на выборах получения большинства голосов избирателей, существенно превышающего половину (2/3, 3/4, 4/5) и т.д. Эта система применяется крайне редко.

В Беларуси используется система абсолют­ного большинства. Во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кан­дидата, набравшие наибольшее число голосов. Избран­ным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно при­нять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа.

Пропорциональная система. Она возникла в Европе позднее мажо­ритарной. Отличительным признаком этой системы является то, что изби­ратель голосует не за конкретного депутата, а за один из списков, пред­ставленных политическими партиями или избирательными объединения­ми. Такая система применяется только в условиях многопартийности.

Смешанная система. Особенно широкое распространение она по­лучила в последние годы. Суть ее заключается в том, что часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Такая система применяется в Германии, была ис­пользована на парламентских выборах в России в 1993 г., в Армении, в Грузии, Молдове, Узбекистане.

Система представительного меньшинства чаще всего применяется там, где меньшинства проживают ком­пактными группами. В этом случае за меньшинством закрепляется со­ответствующее количество мест в парламенте.

В некоторых странах применение разновидности выборов зависит от того, являются ли они парламентскими, президентскими, выборами местного управления. Пропорциональная система выборов местных органов власти применяется в Литве, Чехии, Польше, Латвии.

Дайте характеристику принципов избирательного права в Республике Беларусь. Назовите избирательные цензы. Охарактеризуйте избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Назовите понятие и виды выборов.

Одним из основных принципов выборов является их всеобщность. Тем не менее, существует ряд цензов, ограничивающие избирательное право.

Сегодня конституция Республики Беларусь предусматривает наличие возрастного ценза. Так, избирательным правом граждане обладают с 18 лет. Для избрания в верхнюю палату (Совет Республики) Республики Беларусь необходимо иметь не менее 30 лет, нижнюю - (Палату пред­ставителей) - 21 год.

В Республике Беларусь также имеют место ограничения по цензу оседлости. В частности, членом Совета Республики может быть только тот граж­данин, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет (ст. 92 Конституции).

В Республике Беларусь провозглашается всеобщность выборов (ст. 64 Конституции). Она обеспечивается:

1. Предоставлением возможности гражданам Республики Беларусь избирать и быть избранными независимо от: происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, времени жительства (ценза оседлости) и т. п.

2. Все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста, имеют право избирать и быть избранными в Палату представителей – с 21 года, в Совет Республики - с 30 лет, в местные Советы - с 18 лет (постоянно или временно проживающие).

В выборах не участвуют следующие лица:

а) признанные судом недееспособными (гражданин не может пони­мать значение своих действий или руководить ими);

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно Уголовному Кодексу, штраф, исправительные работы, содержание осужденного в условиях изоляции на срок от 1 до 6 меся­цев не дают оснований для ограничения участия в выборах, так как эти меры пресечения не являются непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания;

в) лица, в отношении которых избрана мера пресечения - содержа­ние под стражей. Согласно УПК, эта мера пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в соверше­нии преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет. В мировой практике встреча­ются некоторые особенности. В частности, в Великобритании лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, активным избирательным правом не обладают. Напротив, в России эта группа граждан избирательных прав не лишается.

Всеобщность выборов в Республике Беларусь обеспечивается так­же созданием избирательных участков в больницах, санаториях, в до­мах отдыха, на крупных железнодорожных станциях, в аэропортах. Всеобщность выборов обеспечивается правом голосования на дому. Если избиратель не может явиться на избирательный участок, то он вправе сообщить об этом (письменно или устно) избирательной комиссии, которая обязана в данном случае обеспечить голосование в присутствии не менее 2 членов избирательной комиссии. Она обеспечивается также тем, что избиратель, меняющий место жительства, имеет право получить удостоверение на право голосова­ния в другом участке. Избиратели оповещаются о времени и месте голосования за 10 дней до выборов.

Принцип свободы выборов. Он означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, т. е. они могут быть как обязательными, так и факульта­тивными (как, например, в Республике Беларусь, в которой никаких санкций за неучастие в выборах не предусматривается). Этот принцип означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, т. е. они могут быть как обязательными, так и факульта­тивными (как, например, в Республике Беларусь, в которой никаких сан­кций за неучастие в выборах не предусматривается).

В большинстве зарубежных стран участие или неучастие в выбо­рах не регламентируется. В ряде стран процент явки на выборы изби­рателей установлен законом.

Принцип равенства в Республике Беларусь обеспечивается следующим:

- количество избирателей в избирательных округах примерно оди­наковое и не может превышать 10 %;

- избираемые кандидаты участвуют в выборах на равных основа­ниях; в том числе, одинаково финансируются;

- равенство обеспечивается также тем, что фамилия избирателя включается только в один список.

Итак, равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя такого же количества голосов, что и у любого другого избирателя. Хотя в зависимости от избирательной си­стемы голосов может быть больше, чем один, важно, чтобы у избирате­лей их было поровну (в Германии на парламентских выборах каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах органов местного само­управления в Баварии - 3).

За нарушение права на голосование, неправильный подсчет го­лосов, подлог избирательных документов устанавливается уголовная ответственность. В частности, Уголовный кодекс Республики Бела­русь предусматривает наказание в виде штрафа, исправительных ра­бот на срок до 2 лет, ограничения свободы на срок до 3 лет или лише­ние свободы на тот же срок.

В Беларуси предусматриваются прямые выборы. Депутаты избираются гражданами непосредственно (ст. 67 Консти­туции Республики Беларусь).

В Республике Беларусь, согласно ст. 8 Избирательного кодекса, выборы членов Совета Республики являются косвенными, так как граж­дане Республики Беларусь делегируют это право депутатам местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатам Мин­ского городского Совета депутатов.

Голосование проводится тайно. Такое голосование стало атрибутом демократических выборов сравнительно недавно. О тайности голосования в качестве гаранта свободного волеизъяв­ления народа говорится в ряде международных документов, в том чис­ле п.3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 25 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 3 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

В Республике Беларусь принцип тайного голосования закреплен в ст. 68 Конституции, ст. 9 Избирательного кодекса.

Сегодня в Республике Беларусь он обеспечивается следующим:

1)контроль за волеизъявлением голосующего запрещается (ст. 68 Конституции Республики Беларусь);

2) голосование осуществляется не путем поднятия руки, а путем заполнения избирательного бюллетеня осуществляется в изолированном помещении, в котором не разрешается присутствовать никому;

3) заполненный бюллетень избиратель опускает в специальную урну лично - это может сделать и другое лицо, но только не член избирательной комиссии;

4) фамилия избирателя в бюллетень не вносится;

5) в помещениях для голосования с момента опечатывания избира­тельных ящиков до окончания подведения итогов голосования имеют право присутствовать лишь некоторые лица: депутаты; представители политических партий; представители избирательных блоков; представители трудовых коллективов; доверенные лица кандидатов в депутаты; наблюдатели из других государств и международных организаций, имеющие соответствующие документы.

Избирательный процесс состоит из стадий:

1) Назначение выборов: Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента (ч.3 ст.81 Конституции). Палата представителей назначает выборы Президента (п.3 ст. 97 Конституции). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы (ч.2 ст.84 Конституции). Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва (ч.4 ст.91 Конституции)

2) Образование избирательных округов, т.е. территориальных единиц, от которых избирается один депутат: в Республике Беларусь используется территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по избирательным округам. В Республике Беларусь существует два вида избирательных округов – 1) единый избирательный округ (при выборах президента), 2) одномандатный избирательный округ (при выборах депутатов Палаты представителей образуется 110 избирательных округов).

3) Образование избирательных участков – территориальных единиц, избиратели которых голосуют в одном помещении для голосования: для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются участки для голосования. Они образуются в районах и городах органами местного управления не позднее, чем за два месяца до выборов и из расчета не менее двадцати и не более трех тысяч избирателей на каждом участке. Избирательные участки могут образовываться и в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в воинских частях.

4) Создание избирательных комиссий: избирательными комиссиями называют коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. По территории действия избирательные комиссии подразделяются на:

- Центральную комиссию по выборам (действует в масштабах всей страны);

- территориальные избирательные комиссии (образуются в масштабах АТЕ);

- окружные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

5) Регистрация избирателей: в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах. Списки избирателей составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Список избирателей предоставляется для ознакомления за 15 дней до выборов.

6) Выдвижение и регистрация кандидатов, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные лица. Выдвижение кандидатов возможно различными способами:

- группой избирателей;

- политическими партиями при условии, что партия зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее, чем за 6 месяцев до назначения выборов;

- трудовыми коллективами.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь регистрируются Центральной комиссией за 35-25 дней до выборов, кандидаты в депутаты регистрируются соответствующей окружной, территориальной комиссией за 40-30 дней до выборов. Основания для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидатов изложены в Избирательном кодексе.

7) Предвыборная агитация – деятельность, имеющая целью склонить избирателей к участию в выборах (или к отказу от такого участия), к голосованию «за» или «против» того или иного кандидата или против всех кандидатов. Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, инициативным группам, проводящим агитацию за избрание кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями.

8) Голосование – решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании (или неизбрании) выдвинутых кандидатур: при выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, проведении референдума, голосования об отзыве депутата голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, участников референдума не позднее, чем за 10 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Для голосования выдается избирателю, участнику референдума под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было кроме голосующего.

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также лиц, указанных в части третьей статьи 13 Избирательного Кодекса.

При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». При голосовании на референдуме, если участник референдума голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса (проекта решения), он ставит любой знак в квадрате под словом «за», а если голосует против вынесенного на референдум вопроса (проекта решения), то ставит любой знак в квадрате под словом «против». Избиратель, голосующий за отзыв депутата, ставит любой знак в квадрате под словами «за отзыв», а голосующий против отзыва депутата ставит любой знак в квадрате под словами «против отзыва».

Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата, то при голосовании за кандидата избиратель ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».

Заполненный бюллетень избиратель, участник референдума опускает в ящик для голосования.

В случае проведения одновременно двух и более референдумов голосующий получает и заполняет бюллетень по каждому из них и опускает их в ящик для голосования.

В случае, если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии, получив испорченный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись избирателя, участника референдума, выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, напротив фамилии избирателя, участника референдума, допустившего ошибку. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой комиссии.

9) Подсчет голосов и подведение итогов выборов: Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам, референдуму подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией. Способ погашения бюллетеней определяется участковой комиссией. На пакетах надписываются название и номер участка, число неиспользованных бюллетеней по выборам, референдуму. Пакеты подписываются председателем и секретарем участковой комиссии в присутствии членов комиссии.

Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при проведении выборов, референдума осуществляются поочередно: вначале подсчитываются бюллетени, находившиеся в ящике для голосования, использовавшемся при досрочном голосовании, затем – находившиеся в переносных ящиках, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, участников референдума, и после этого – в ящиках для голосования, находившихся в день выборов, референдума в помещении участка для голосования.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

При выборах Президента Республики Беларусь, депутата Палаты представителей подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому кандидату в Президенты, в депутаты Палаты представителей, а при выборах депутатов местных Советов депутатов – отдельно по каждому избирательному округу и каждому кандидату в депутаты по выборам в соответствующий местный Совет депутатов.

Участковая комиссия по списку граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, устанавливает общее число избирателей, участников референдума на участке, а при проведении выборов в местные Советы депутатов – и по каждому избирательному округу, а также число избирателей, участников референдума, получивших бюллетени.

На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования, указанных в части второй настоящей статьи, участковая комиссия вначале раздельно, а затем, суммируя данные, устанавливает:

- при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей – общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата в Президенты, в депутаты, и число голосов, поданных против всех кандидатов в Президенты, в депутаты (если голосование проводилось по одной кандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата); число бюллетеней, признанных недействительными;

- при проведении выборов депутатов местных Советов депутатов – по каждому избирательному округу общее число избирателей, принявших участие в голосовании, число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты, и число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты (если голосование проводилось по одной кандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата), число бюллетеней, признанных недействительными;

- при проведении референдума – общее число участников референдума, принявших участие в голосовании, число участников референдума, голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения), и число голосовавших против его одобрения, число бюллетеней, признанных недействительными.

Вносить изменения в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

При проведении выборов, референдума признаются недействительными бюллетени неустановленного образца, бюллетени, на оборотной стороне которых отсутствуют подписи лиц, входящих в состав участковой комиссии, а при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов – также бюллетени, в которых знак поставлен более чем в одном квадрате или не поставлен ни в одном из них, либо бюллетени, в которые внесена фамилия только одного кандидата и знак поставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них, и при проведении референдума – также бюллетени, в которых поставлен знак в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них.

В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня вопрос разрешается участковой комиссией путем голосования. При этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным либо недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. В протоколе, кроме данных, предусмотренных в частях пятой и шестой настоящей статьи, указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней. При проведении выборов депутатов местных Советов депутатов протокол составляется отдельно по каждому избирательному округу. В случае проведения одновременно двух и более референдумов по каждому из них отдельно составляется протокол. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

При проведении выборов Президента Республики Беларусь, республиканского, областного, Минского городского референдума протокол немедленно лично председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой комиссии представляется в соответствующую районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, по референдуму, при проведении выборов депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов – в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию, а также в орган, образовавший комиссию, для информации. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.

Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

В случае обнаружения органом, образовавшим комиссию, нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается соответствующей вышестоящей избирательной комиссии, комиссии по референдуму или Центральной комиссии.

Выборы являются важнейшей составной частью политического про­цесса в современных демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основопо­лагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане мо­гут отобрать наиболее достойных людей для управления страной.

Свободные и честные выборы - обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выд­вигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания шта­тов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц, например, су­дей, присяжных, шерифов.

В современных демократических государствах выборы пред­ставляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основ­ных конституционных принципов. Участие в выборах представ­ляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность участвовать (прямо или косвенно) в формировании и деятельности как законодатель­ных, так и исполнительных органов власти (президента, парла­мента, правительства), органов местного самоуправления.

Через выборы население также контролирует власть тех, кого оно избрало. Если власть не выражает интересы избирателей, то очередные или досрочные выборы дают возможность сменить ее, выбрать более достойных, порядочных, умных. Да и сама власть вынуждена менять свою политику под давлением избирателей, чтобы снова получить их голоса на очередных выборах.

Именно через выборы тех, кому вручат бразды правления государ­ством, народ реализует свои властные полномочия. Избиратели, поддерживая определенный политический курс, определяют стратегию действий властей.

Выборы считаются справедливыми, если процедура их проведения согласована всеми заинтересованными сторонами, включая оппозицию, и строго всеми соблюдается. При таких условиях проигравшая сторо­на не может никого, кроме себя, винить в проигрыше и, естественно, признаёт итоги голосования. Именно проведение выборов на справед­ливой основе и признание их результатов всеми участниками делает выборы инструментом согласия и стабильности в обществе.

3. И.Иванов в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей набрал 30% голосов, а его единственный соперник П.Петров – 25% голосов. Будут ли проводиться: второй тур голосования; повторные выборы? Чем отличаются второй тур голосования и повторные выборы?

Ответ:

Статья 87 Избирательного кодекса указывает, что если по избирательному округу при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися или недействительными либо в первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей или если во втором туре голосования остался для баллотирования один кандидат в депутаты, который не набрал необходимого количества голосов избирателей, а также в случае выбытия всех кандидатов в депутаты Центральная комиссия поручает окружной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

Повторные выборы в первом туре считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

В соответствии с ч.2 ст. 83 Избирательного кодекса, выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, повторные выборы проводиться не будут.

Наши рекомендации