Избирательное право и избирательная система

Избирательное право: понятие, источники

Объективное избирательное право – это одна из важнейших подотраслей российского конституционного права, представляющая собой совокупность правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации.

Субъективное избирательное право – это право граждан Российской Федерации: а) избирать (активное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления и б) быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от ряда государств в России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина.

Важнейшими источниками избирательного права являются Конституция РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Данный федеральный закон устанавливает общие основы проведения всех видов выборов. Кроме того, есть ряд законов, , которые регулируют отдельные виды выборов.

Принципы избирательного права РФ

Принципы избирательного права – это его основополагающие начала. Основные (конституционные) принципы избирательного права – это всеобщее,равноеипрямоеизбирательное правопри тайном голосовании.

Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом): наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже); возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования); дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным); гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д. Требования к кандидатам можно разделить на общие (применяющиеся на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). Общим требованием, к примеру, являетсяналичие активного избирательного права. К специальным требованиям, к примеру, относится более высокий, чем 18 лет, возраст (на выборах Президента РФ – 35 лет); требования к продолжительности и сроку проживания на определённой территории (в ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет); запрет занимать выборную должность более определённого количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ) и др.

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. Выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми.

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

· свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах;

· наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

· проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

· открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

· запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

· обязательность проведения выборов (включая наличие установленных сроков проведения и порядка назначения выборов).

Понятие и виды избирательных систем

В узком смысле избирательная система – это способ определения результатов выборов и избранных кандидатов.

Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют разновидности.

Мажоритарная система (англ. majority - большинство) – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям.

Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).

Мажоритарная система также разделяется на системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинствапредполагает, что избранным считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются дополнительные условия признания выборов состоявшимися). Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат набравший более половины (50%+1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»). В нём участвуют два кандидат набравших наибольшее число голосов в первом туре. По такой системе избирается Президент Российской Федерации.

Система квалифицированного большинства– предполагает, что избранным считается кандидат, набравший точно указанное количество голосов избирателей. Применяется достаточно редко (например, на парламентских выборах в Чили).

Мажоритарная система незаменима при избрании выборных должностных лиц – президентов, глав местного самоуправления и т.д. Однако она обладает определёнными недостатками «технического» характера и не всегда позволяет достоверно и справедливо отражать волеизъявление избирателей.

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.

Мировой практике известно множество вариаций пропорциональных избирательных систем. Так, например, в целях создания дееспособных партийных фракций в представительных органах и предотвращения дробления депутатских мандатов устанавливается заградительный барьер. Он представляет собой процент голосов избирателей, который необходимо получить списку кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Если список не набирает этот процент, то он, как правило, не получает мест в представительном органе.

В настоящее время депутаты Государственной Думы в соответствии с ч.2 ст. 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» избираются по пропорциональной системе.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу избирается 450 депутатов. 4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI созыва. В выборах 2011г. участвовали семь официально зарегистрированных политических партий. К распределению депутатских мандатов были допущены 4 федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Стадии избирательной кампании

Стадии избирательной кампании:

1) назначение даты выборов;

2) образование избирательных округов, установление избирательных участков;

3) формирование избирательных комиссий;

4) регистрация избирателей;

5) выдвижение и регистрация кандидатов;

6) предвыборная агитация;

7) «период тишины»;

8) подсчет голосов, определение результатов выборов.

Наши рекомендации