Вопрос 21Понятие, структура и функции политической системы общества

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осу ществления политической власти в обществе.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункцион структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, ггва массовой информации, церковь и др.);

функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социно-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением по литики;

идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, полити ческая и правовая культура, политическая социализация).

Элементы политической системы:

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты . Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу по литической власти, ее завоевания, организации и использования.

Существенным элементом политической системы являю политические нормы и принципы. Они составляют норматив ную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определённые социальные интересы и политические устои.

политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем . Рассмотрим модели американских ученых Д. Истона и Г. Алмонда.

Истон в своих работах представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы-команды .

Истон поставил во главу угла вопрос о самосохранении, поддержании стабильности политической системы в условиях непрерывно изменяющейся окружающей среды. Он определяет политическую систему как взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества. Другим качеством политической системы является способность убеждать своих граждан принять это распределение как обязательное.

По мнению Истона, у системы есть вход, на который из вне поступают импульсы в форме требований и поддержки. Требования он определяет как форму выражения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих с окружающей средой.Поддержка выражается в материальной (налоги, пожертвования и т.д.) и нематериальной (соблюдение законов, участие в голосовании, уважение к власти и т.д.) формах.

Независимо от происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться в процессе функционирования власти.

Политическая система может быть подвержена многочисленным воздействиям, идущим от окружающей среды. Эти воздействия бывают различной силы и направленности. Если импульсы слабые, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия решений. Иногда воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда властные структуры принимают решения в интересах каких-либо слоев, групп, что может привести к дестабилизации политической системы. Ошибочные решения неизбежны также из-за перенасыщенности системы информацией, идущей сильными импульсами из внешней среды.

Выход информации выражает способы реагирования системы на окружающую среду и косвенно на себя. “Исходящие” импульсы осуществляются в виде решений и политических действий. По Истону, они обусловлены самой сущностью и природой политической власти, появляется главным предназначением политической системы. Если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. . Основными средствами системы, с помощью которых можно справиться с напряженностью в политической системе Истон считает адаптацию, самосохранение, переориентировку усилий, изменение целей и др. А это возможно лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы “обратной связи”.

Таким образом, политическая система, по Истону, - не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяюша функционирующая, динамическая система.

С точки зрения Алмонда, политическая система - это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный(политические институты) и ориентационный(полит. культура) .

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политичес социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции назыв функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются степени важности и направленности требования граждан.Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтоб обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Функции:

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции: определение целей развития общества; властно-политическая интеграция; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; обеспечение целостного управленческого воздействия на общество; разрешение конфликтов; мобилизация ресурсов и др.

Наши рекомендации