Транснационализация мировой экономики и ее последствия
Постиндустриальная модернизация и формирование информационного общества создают предпосылки для видоизменения основных противоречий на международной арене.
Предпосылки и итоги возникновения ТНК. Постиндустриальная модернизация включает переход к производству, основанному на использовании высоких технологий и поддержании конкурентоспособности в области их разработки. Она требует еще большей концентрации капитала и ресурсов, чем организация массового, конвейерного производства. Уже к середине 1960-х гг. в США в автомобильной промышленности осталось лишь три крупнейшие корпорации («Дженерал моторе», «Крайслер», «Форд»), выпускавшие 94% всех автомобилей. В Германии на четыре компании — «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Опель» и «Форд-верке» — приходилось 91% , во Франции на компании «Рено», «Ситроен», «Симка» и «Пежо» — почти 100%, в Италии на один «Фиат» — 90% производства автомобилей. Аналогичные процессы наблюдались и в других отраслях.
Более высокий уровень концентрации ресурсов мог быть достигнут только за счет объединения компаний разных стран. Именно поэтому пионерами и движущей силой модернизации стали те корпорации, которым удалось выйти за национальные рамки своих государств, создать сеть зарубежных филиалов, обеспечить непосредственное слияние капиталов на международном уровне. Уже в начале 1980-х гг. транснациональные корпорации (ТНК) контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% технологических разработок развитых стран.
ТНК по многим показателям отличаются от традиционных крупных компаний прошлого. Хотя у них и существуют штаб-квартиры, централизованное управление корпорациями, имеющими отделения в десятках стран, оказывается неэффективным, медлительным, не может отразить специфику местных условий. Структура современных ТНК включает массу крупных, средних и мелких полуавтономных самоуправляющихся фирм, предприятий, деятельность которых более координируется, чем направляется из центральной штаб-квартиры.
Распространение информационного, постиндустриального типа производства, совершенствование транспорта позволяют ТНК менять географию размещения производительных сил. Исчезает смысл создания индустриальных гигантов. Единый прежде производственный цикл разделяется на отдельные звенья, которые размещаются в разных странах в соответствии с соображениями рациональности, с учетом того, выгоднее приблизить их к источникам сырья, энергии, дешевой рабочей силы или потенциальным рынкам сбыта. Современное производство напоминает огромный конвейер, охватывающий территорию десятков стран, разделенный в пространстве, но синхронизированный в своей работе по времени.
Масштабы и размах деятельности ТНК носят международный характер. Для них нет такого понятия как «свое» государство, они способны делить международные рынки без посредников, договариваясь непосредственно друг с другом. Главный интерес ТНК и ТНБ (транснациональных банков) — открытость экономических границ, стабильность положения в государствах, где находятся их филиалы. Отстаивая этот интерес, ТНК содействуют углублению интеграционных процессов, формированию единых экономических, правовых, информационных пространств.
Благодаря деятельности ТНК и ТНБ внешняя торговля развитых стран во второй половине XX века развивалась вдвое более высокими темпами, чем рост производства. В итоге сложились основы интеграции, создания стабильных союзов государств, экономика которых сливается в единый комплекс. Наиболее полного развития интеграция достигла в рамках Западной Европы, где сложилась такая структура, как Европейское Сообщество (ЕС). Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (группировка АСЕАН). Разрабатываются и имеют все шансы на осуществление уже в будущем веке проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско-Тихоокеанской интеграционной зоны. Экономическая и военно-политическая интеграция между наиболее развитыми странами мира исключает возможность конфликтов между ними, торговых войн. Бессмысленно пытаться отгораживаться от товаров, произведенных в другой стране, если эти товары жизненно необходимы для собственного развития. Принятие общих принципов проведения торговой политики развитыми странами, соблюдение которых контролируется ВТО (Всемирной торговой организацией), вводит конкуренцию в правовые рамки, позволяет мирно решать спорные вопросы.
Сотрудничество в эпоху информационных технологий, связанных с ними перемен в организации производства, оказывается важнейшей предпосылкой успешного экономического развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти эффективные модели сотрудничества, развивались наиболее динамично, совместными усилиями находили решения достаточно сложных проблем, возникавших в ходе модернизации экономики.
Конкуренция в научно-технической сфере. Борьба за рынки товаров, контроль над природными ресурсами сохраняется и на постиндустриальной фазе развития. Однако общество, преуспевающее в сфере производства информации, способно завоевывать рынки без оружия, предлагая новые товары с качественно новыми потребительскими свойствами; компенсировать нехватку энергоносителей овладением альтернативными источниками энергии; сырья — использованием вторичных ресурсов, его добычей из нетрадиционных источников (например, из морской воды). Происходит смена модели производства и, соответственно, потребления. Гибкие, автоматизированные производственные комплексы делают рентабельным выпуск продукции небольшими партиями, рассчитанными на удовлетворение запросов отдельных групп потребителей, в соответствии с их социальным статусом, вкусами, национальной и религиозной традицией.
Конкурентная борьба за господство на рынках идет за счет постоянного обновления ассортимента продукции, увеличения ее многообразия. Главным субъектом этой борьбы выступают ТНК, исходящие из соображений экономической рентабельности, рациональности, не связанных с национальными интересами каких-либо государств.
В новой ситуации важнейшим источником конкуренции между корпорациями, государствами становится борьба за овладение новыми знаниями. Она не вызывает тех войн и конфликтов, с которыми была связана борьба за территории, являющиеся источниками сырья, энергоносителей, рынки сбыта продукции, поскольку рынок знаний не захватывается и не делится силой оружия.
В прошлом поражение н борьбе за территории предполагало, что она перешла под чей-то полный контроль, стала частью другого государства или его колонией. Вернуть эту территорию без войны было невозможно.
Отставание на отдельных направлениях технического прогресса тоже нередко оказывается болезненным. Тем не менее, существует много методов возместить такое отставание. Знания являются товаром, который можно купить. При этом на данный вид товара не может быть вечной монополии. Знания — это особый товар, который может быть использован многократно разными собственниками.
Наряду с приобретением знаний, повторением уже сделанных открытий, государства и корпорации к концу XX века все чаще используют промышленный шпионаж, нелегальное приобретение или похищение технической информации. Соответственно, возрастающее значение приобретает организация защиты информации.
Противоречия современного мира. Структура противоречий современного мира под влиянием транснационализации мировой экономики существенно изменилась.
Во-первых, сложились противоречивые отношения между национальными государствами и транснациональным капиталом. Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК, что создает новые рабочие места, увеличивает объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивает доступ к новым технологиям. В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат тем целям развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей. Капитал ТНК при ущемлении его интересов, появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях.
Основной путь решения этого противоречия, позволяющий использовать преимущества привлечения ресурсов ТНК с обеспечением интересов отдельных государств, — межгосударственное сотрудничество, интеграция. При создании обширных единых пространств гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные экономические правила игры.
Во-вторых, в интеграционных процессах, в формировании единых пространств участвуют страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали ее интересы. Это определяет развитие нового типа соперничества -— борьбы за влияние на политику международных, наднациональных институтов.
В-третьих, вступление группы стран в стадию информационного общества увеличивает неравномерность мирового развития в целом. На 24 государства (это США и Канада, страны Западной Европы и Япония), в которых к концу XX века проживало лишь 16% населения мира, приходится 77% мирового производства валового национального продукта (ВНП), 96% всех капиталовложений. Основное движение новых, постиндустриальных технологий, капиталов ТНК осуществляется между этими странами.
Рост неравномерности в мировом развитии вызывает крайне сложные и неоднозначные последствия.
У многих народов мира усиливаются стремления к ускоренной модернизации, хотя реальных условий для ее осуществления в большинстве стран Азии, Африки, отчасти и Латинской Америки не существует. Это влечет за собой негативные последствия. К их числу относятся попытки найти свой, особый путь модернизации, как правило, оказывающиеся контрпродуктивными. Типичным является появление своеобразного комплекса неполноценности у многих лидеров, стремящихся любой ценой утвердить свои страны в роли великих держав.
Опасность военных конфликтов между странами, не вступившими в информационную стадию развития, остается достаточно высокой. Хотя военным путем проблемы развития, имеющие множество нюансов и аспектов, не решаются, само их существование становится источником целого комплекса противоречий, затрагивающих основы бытия современной мировой цивилизации.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 167—168:
«Экономическая теория все еще продолжает утверждать, что суверенное национальное государство является единственной или, во всяком случае, доминирующей единицей, способной проводить эффективную экономическую политику. На самом деле в транснациональной экономике четыре такие единицы. Эти единицы представляют собой то, что математики называют частично зависимыми переменными: они связаны между собой и взаимозависимы, но ни одна не держит под контролем другую. Одной из таких единиц является национальное государство; отдельные страны — особенно крупные, развитые <...> безусловно имеют значение. Однако принятие решений все больше переходит ко второй единице — региону, такому, например, как Европейское экономическое сообщество, Северная Америка, а в скором будущем, возможно, и Дальний Восток, объединившийся вокруг Японии. Третьей единицей является подлинная и почти автономная мировая экономика денег, кредита и потоков капиталовложений. Она существует благодаря информации, которая сегодня не знает национальных границ. И, наконец, четвертая единица — транснациональное предприятие, которое, между прочим, вовсе не обязательно представляет собой крупный бизнес; с его точки зрения, весь развитый мир является единым рынком, единым пространством как для производства, так и для реализации товаров и услуг».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов, роста ТНК и ТНБ в информационном обществе?
2. Приведите доводы, показывающие, что применение высоких технологий объективно становится основой интеграции государств, поисков новых моделей сотрудничества.
3. Объясните причины изменения характера взаимоотношений между развитыми государствами в информационную эру.
4. Охарактеризуйте современные противоречия мирового развития. Чем они отличаются от противоречий начала XX века на международной арене?