Факторы развития теневой экономики и её последствия для экономической безопасности государства. Масштабы распространения теневой экономики.

При определении ТЭ используется 3 подхода:

1) экономико-статистический: ТЭ – все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике (т.е. это экономика, укрытая от статистического учёта);

2) юридический: ТЭ – процессы, идущие вразрез с правовыми нормами (укрываемые от «ока закона»);

3) этический: ТЭ – экономическая деятельность, нарушающая общепринятые моральные нормы.

Причины возникновения теневой экономики:

1. Экономические: Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. В периоды кризисов, экономической нестабильности, как правило, происходит распространение теневых отношений. Кроме того, теневизации способствует высокий уровень налогообложения.

2. Социальные: безработица, наличие беженцев – это является социальной базой для незаконных, теневых действий работодателя по отношению к работнику.

3. Правовые: несовершенство правовой базы, «плохие законы» (с неоднозначной трактовкой);

Факторы, способствующие развитию ТЭ:

1) рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоёв населения;

2) сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес;

3) естественное стремление населения max поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы.

Процветающая ТЭ делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадёжной. Меры политики и программы, построенные на основе ненадёжных статистических данных, могут оказаться нецелесообразными и неэффективными.

Прямые (микрометоды) измерения ТЭ:

1. Опросы. Опрашиваются: «теневики», «включённые наблюдатели» (люди, наблюдающие ТЭ изнутри, но не признаются в своём участии в ней), «наблюдатели со стороны» (респонденты, которые судят о тех или иных проявлениях ТЭ), «жертвы» (люди, пострадавшие от теневиков).

2. Открытая проверка. Находится в компетенции специально созданных контролирующих органов, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового законодательства, правил торговли, пожарной безопасности и санитарных норм.

3. Специальные методы экономико-правового анализа: метод бух. анализа, метод документального анализа, метод экономического анализа. Например, метод сопоставлений: потребление электроэнергии на технологические нужды, объём прибыли, потребление сырья и выпуск продукции.

Прямые методы дают достаточно надёжные, но несколько заниженные результаты. К недостаткам относятся сложность сбора данных, преднамеренное искажение информации, полученной при опросах.

Косвенные (макрометоды) методы основаны преимущественно на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и фин. органов:

1. Метод расхождений. Сравнение источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях (сравнение ВВП по потоку доходов и расходов, сравнение доходов и расходов домохозяйств).

2. «Итальянский» метод. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые вопросы опрашиваемым касаются количества часов, отработанных в той или иной отрасли. Достоинство в том, что людям нет смысла искажать/скрывать такую информацию.

3. Монетарный метод. Если в легальной экономике почти все расчёты проводятся безналичным путём, то в ТЭ предпочтение отдаётся наличным деньгам. При ограничении наличного денежного оборота и росте безналичного обращения сокращается доля теневой экономики.

4. Метод технологических коэффициентов: на основе наблюдений за производством и потреблением электроэнергии, грузоперевозок делаются выводы о масштабах тени.

ТЭ min:

1) либо при абсолютно огосударствленной экономике, когда государство запрещает всякую ТЭ;

2) либо при абсолютно разгосударствленной экономике, где нет запретов, нет нужды и скрываться в тени.

Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике уменьшаются возможности контроля, с другой – в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.

В промышленно развитых странах в тень уходит в среднем 15% ВНП, в развивающихся – около 33%.

В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить о существовании «параллельной» экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.

Наши рекомендации