Сущность, структура, типология политической деятельности
Поскольку существует политическая сфера жизнедеятельности людей, политика как социальная реальность, необходимо рассмотреть вопрос, связанный собственно с политической деятельностью и политическими отношениями в различных социальных условиях.
Деятельность субъектов политики, как достаточно сложный вид общественной деятельности, требует широких специальных знаний в области политологии, права, экономики, менеджмента, социологии и психологии, научного понимания и прогнозирования политических процессов, прогнозирования политического развития общества в случае принятия (или непринятия) тех или иных политических решений.
В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность является реальной движущей силой общественного развития и условием самого существования общества. Все изменения, которые происходили или происходят в различных сферах общества, суть результат деятельности людей.
Всякая деятельность осуществляется при помощи определенных средств, форм и методов. Наконец, неотъемлемым элементом деятельности является ее результат, который не обязательно совпадает с ранее сформулированной целью.
Политическую деятельность,следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов или групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В свою очередь, политическими действиями назовем определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.
Сущность политической деятельности заключается не столько в борьбе за власть, сколько в регулировании политических отношений в обществе, достижении согласия и взаимопонимания граждан, их объединений как по вертикали, так и по горизонтали отношений власти.
Политическая деятельность является специфическим видом человеческой деятельности, которая должна регулировать, балансировать, согласовывать интересы и отношения между субъектами политики, способствовать достижению в обществе гражданского мира и взаимопонимания. Ее результативность зависит от нескольких составляющих:
· владения информацией о политических отношениях по горизонтали (между общественными группами, нациями, народами и др.), которая дает возможность своевременно разрабатывать и внедрять профилактические мероприятия касательно нежелательного развития событий;
· владения информацией о политических отношениях по вертикали (между центральными и местными органами власти и населением), что делает возможным оценку уровня доверия к власти, принятие решений по снятию социальной напряженности в границах этой площади отношений (это может быть проведение выборов, референдумов, другие политические решения);
· избранных целей и средств их реализации (имеется в виду основная цель деятельности: удовлетворение личных или общественных интересов, направленных на достижение консенсуса и согласия);
· принятия политических решений, их прогностического потенциала, предвидения возможных последствий, позитивной или негативной реакции разных групп населения, политических партий, общественных организаций, движений и т.д.;
· разработки политической технологии достижения результатов политической деятельности.
Политическая деятельностьв составе разных политических субъектов должна быть направлена:
§ на реализацию общественных заданий (достижение стабильности общественно-политической системы, ее развитие и т.д.);
§ на исполнение целей и заданий ее политических субъектов (написание законов - в парламенте, их исполнение - в правительстве и т.д.);
§ на достижение собственных неэгоистичных целей (продвижение по службе, профессиональный рост, повышение уровня индивидуальной политической культуры и т.д.).
В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики - индивиды, социальные группы, нации, народы - не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях.
Прежде всего, к участникам политических действий относятся лица, группы людей, социальные институты и их органы, которые обладают политической властью, принимают и осуществляют политико-управленческие решения. Политическую деятельность осуществляют функционеры политических партий, общественных организаций и движений. Чрезвычайно разнообразны коллективные агенты политических действий. Ими могут быть персональный состав региональных структур общественных организаций, профессиональные и территориальные группы, которые формируются на основе общности интересов и солидарности, возникающей как следствие географической близости. В различные политические действия могут быть вовлечены и большие общности людей: социальные слои, классы, нации, народы.
Основным объектом политической деятельности является существующее социальное и политическое устройство. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляют завоевание, удержание и использование государственной власти. Результаты такой деятельности получают закрепление в политической системе общества, которая является отражением социальных интересов. Естественно, что объектом политических действий в конечном счете выступает существующая система социально-политического устройства общества. Одни участники политических действий стремятся ее сохранить и упрочить, другие - реорганизовать и тем самым в большей мере приспособить к своим интересам, третьи - подвергнуть радикальному преобразованию.
Субъекты политики в ходе своих действий стремятся преобразовать, видоизменить или сохранить и существующую социально-классовую структуру общества, и содержание общественных отношений, и систему государственных и общественных институтов и организаций. Точно так же и каждый отдельный социальный субъект в то же время оказывается и объектом политических воздействий, т.е. он постоянно подвержен влиянию других субъектов и собственных воздействий на самого себя.
Главной побудительной причиной социальной активности людей являются их жизненные потребности и интересы. Именно интересы составляют ядро мотивационного элемента политической деятельности людей. В любом политическом действии в явной или скрытой форме присутствуют реальные потребности и интересы социальных групп и индивидов.
Как известно, потребности и связанные с ними интересы людей чрезвычайно разнообразны. В их структуре обычно выделяют материально-экономические, социальные и духовные интересы. Не все они обладают одинаковым значением в качестве побудительной причины политических действий. Общепризнанно, что решающее значение в политике принадлежит экономическим интересам. В политической практике все же принято выделять по временному принципу следующие группы интересов: 1) постоянные интересы, удовлетворение которых составляет условие биологического выживания людей; 2) текущие интересы, на удовлетворение которых направлены непосредственные усилия субъектов политики; 3) перспективные интересы, которые должны быть удовлетворены в некоторый будущий период времени.
Для того, чтобы политическое действие состоялось, чрезвычайно важное значение имеет осознание социальными субъектами своих потребностей и интересов. Обычно те, кто занимается политической деятельностью, основываются на системе взглядов и представлений, называемой идеологией. Кроме интересов и потребностей, которые отражаются в идеологии, мотивационный компонент политической деятельности определяется рядом других факторов: общим багажом знаний субъектов действия; умением анализировать объективную ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, исповедуемой данной общностью; эмоционально-психологическими предрасположенностями участников событий.
Анализ мотивации политической деятельности помогает более адекватно оценивать действия и поступки тех или иных людей или политических сил, которые репрезентированы первыми, дает определенную информацию для прогнозирования возможного политического поведения субъектов политики в тактическом и стратегическом смысле.
В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции, деяния, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение соответствующей социально-политической реальности. Вот лишь некоторые: митинги, демонстрации, шествия и манифестации; выборы, голосования и референдумы; политические речи, манифесты и призывы; собрания и заседания; встречи, переговоры и консультации; приказы, распоряжения и декреты; реформы и контрреформы; восстания, перевороты и путчи; революции и контрреволюции; террористические акции и войны. Как видно, среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные их формы.
Когда политические действия тех или иных социальных субъектов и применяемые для этого средства и методы начинают выходить за разрешаемые законом нормы, правящие группы принимают соответствующие контрдействия. В этих условиях весьма часто используются насильственные методы. Различают два типа насилия: «сверху», осуществляемое официальными властями, когда стабильность социально-политической системы подвергается опасности, и «снизу», используемое теми, кто пытается изменить эту систему. Когда насилие становится главным средством политического действия с обеих сторон, то данный характер социальных отношений представляет собой гражданскую войну.
Возможны различные систематизации политических действий. Наиболее часто политические действия группируются по тем или иным характерным особенностям самого акта действия.
Прежде всего рассмотрим типологию политических действий в зависимости от тех изменений, которые они вызывают в сфере политических отношений. По данному признаку можно выделить три типа действий:
1) радикальные (революции, восстания, контрреволюции). Данные действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения - сменой правящего социального класса; в сфере власти - сменой правящей группы путем использования средств насилия по отношению к прежним привилегированным группам;
2) реформаторские (реформы и контрреформы). Инновации, реализуемые путем реформ, не уничтожают основ власти господствующих слоев, а образуют лишь уступку с их стороны. Реформы осуществляют «сверху» с использованием легальных средств (например, частичная национализация, или, напротив, приватизация собственности), хотя при этом не исключаются и меры принуждения;
3) политические перевороты - государственный или «дворцовый» переворот, путч, военный заговор. Действия такого типа приводят к изменениям отношений только внутри самой власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения.
Обратимся теперь к типологии политических действий, построенной с учетом особенностей субъектного взаимодействия. С этой точки зрения можно выделить три основных типа политических действий:
1) осуществляемые в рамках самого механизма власти, связанные с обеспечением функционирования политических институтов (формирование органов власти и управления, руководящих структур партийных и общественных организаций, обеспечение их работы, отбор кадров, разработка программ и т.д.);
2) осуществляемые правящей группой в отношении «среды» (принятие и выполнение политико-управленческих решений, завоевание поддержки в обществе);
3) действия, направленные от социального окружения к структурам власти.
Политические действия можно подразделить на позитивные и негативные. Предназначение первых заключается в том, чтобы осуществлять определенные политические акции с целью получения желаемого, нужного результата, вторых же - в том, чтобы ничего не предпринимать и тем самым позволить произойти определенным политическим событиям.
Политические действия могут быть рациональными и иррациональными. В первом случае субъекты действия имеют четкие представления о своих целях, условиях, средствах и методах их осуществления, способны эффективно их применять. Однако абсолютно рациональных действий практически не бывает, они всегда несут в себе элемент неопределенности. Что касается иррациональных действий, то они связаны, как правило, с политическими иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам. Разумеется, такие действия приводят скорее всего к неудачам.
Если рассматривать политические действия на предмет их упорядоченности, то можно выделить среди них стихийные и организованные. Показателем организованности политического действия являются правильно выбранные стратегия и тактика.
Существует два типа политических целей: конечные и частичные. Конечные цели, как предполагается, должны достигаться в итоге реализации стратегического замысла, а частичные - на пути к конечным.
В зависимости от степени сложности можно выделить простые и сложные политические действия. Понятие «простые» здесь употреблено условно, так как политические действия по своей природе всегда характеризуются определенной сложностью. Однако есть действия более простые и более сложные. К «простым» можно отнести те, в которых связь между действием и результатом имеет непосредственный характер. Но в политике преобладают действия с высокой степенью сложности: многоразовые, многоэлементные, многоэтапные, многосубъектные. В этом контексте можно выделить: индивидуальные действия, реализуемые отдельными личностями, коллективные, совершаемые территориальной или профессиональной общностью; групповые, субъектами которых выступают социальные группы и общности; тотальные, где участниками являются все социальные общности, группы.
Политические действия могут быть институциализированные или неинституциализированные. Первый из этих видов составляют такие действия, порядок осуществления которых регламентируется, например, законом, уставом, положением, инструкцией, традиционными нормами и обычаями, дипломатическим протоколом и иными предписаниями. Политические действия имеют тенденцию институциализироваться. В этом заложен большой разумный смысл, иначе политическая жизнь представляла бы собой невообразимый хаос. Неинституциализированные действия могут быть связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным «кодексом», протоколом, инструкцией, сложившейся неписаной традицией или уставом, регламентом организационной структуры, так и с нарушением установленных норм и институциональных компетенций.
Разным уровням политической деятельности соответствуют разные виды общественной сознательности. Исходя из видов политической сознательности (научной и бытовой) можно выделить теоретическую и практическую политическую деятельность.К теоретической политической деятельности можно отнести идеологическую, законодательную, социологическую, научно-организационную и методическую, а к практической - депутатскую, правительственную, работу в органах местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, участие в выборах, референдумах, опросах, митингах, маршах протеста, пикетированиях и т.д.
Политическая деятельность в современном мире проявляется в двух основных формах демократии: представительской (парламентской, депутатской) и непосредственной.Главным источником представительской политической деятельности является волеизъявление граждан общества. Избирая своих представителей в органы законодательной, исполнительной, судебной власти, граждане делегируют им политическую власть, которая принадлежит им в соответствии с конституцией. Непосредственной политической деятельностью является деятельность в составе партийно-политических и общественных структур. Она регламентируется двумя видами норм: правовыми (то есть законами, которые являются общими для всех граждан) и уставными (которые регулируют права и обязанности членов общественных организаций).
Вообще политическая деятельность может осуществляться на гражданских или профессиональных основах. К последнему виду политической деятельности относятся профессиональная депутатская деятельность, работа в аппарате общественно-политических организаций, движений, политических партий.
Опыт политически развитых обществ свидетельствует, что деятельность высших представительских органов должна быть организована именно на профессиональных основах, так как вопросы управления государством необычайно важны и требуют специальных знаний и навыков в государственном строительстве.