Сущность и структура политической деятельности

Рассматривая политическую деятельность, следует иметь в виду, что, с одной стороны, — это разновидность общественной деятельности, а с другой — это действия в области политики и, прежде всего, действия, связанные с решением вопросов власти. Политическая деятельность тесным образом связана с другими видами общественной деятельности: экономической, социальной, культурной и т.д. Эта связь обусловлена тесной взаимозависимостью всех сфер жизнедеятельности общества.

Политические интересы, будучи основой политической деятельности, в конечном счете, определяются экономическими интересами. Однако на формирование политических интересов оказывают влияние как собственно политические, так и духовные, нравственные, экологические и другие потребности. Таким образом, политические интересы, реализуемые в политической деятельности, отражают самые разнообразные потребности социальных субъектов.

Политическая деятельность в своем развертывании имеет ряд характерных особенностей, среди которых можно назвать следующие: сознательность, целенаправленность, волевой, коллективный, общностный характер. Исходя из этих особенностей, можно дать следующее ее развернутое определение. Политическая деятельность — это совокупность сознательных, целенаправленных, волевых действий социальных субъектов по реализации своих политических интересов, направленных в первую очередь на завоевание власти или осуществление влияния на нее.

Политическая деятельность имеет свою внутреннюю структуру, которую можно представить следующим образом:

1. Объекты политической деятельности. Политическая власть выступает главным ее объектом. Учитывая, что власть является основой политики, можно сказать, что объектами политической деятельности являются также политические институты, политические отношения, политическая система в целом, все те политические структуры, которые оказывают прямое или косвенное влияние на формирование властных отношений в обществе.

2. Субъектами политической деятельности выступают все субъекты политики: социальные группы, классы, этнические общности, политические партии, общественные организации и движения, отдельные личности. Особое место среди субъектов политической деятельности принадлежит вторичным субъектам политики. Являясь носителями властных полномочий, они одновременно выступают и объектом, и субъектом политической деятельности. В силу этого можно говорить о специфическом проявлении их субъективности в структуре политической деятельности, которая проявляется, прежде всего, в том, что вторичные субъекты политики регулируют взаимоотношения между различными субъектами политической деятельности,

3. Цель составляет основной содержательный элемент политической деятельности. Конечной целью любой политической деятельности является завоевание и удержание власти. Все остальные цели являются промежуточными, способствующими реализации конечной цели. В отношении существующего состояния политической системы цель может быть конструктивной и деструктивной. Цели могут также различаться по своей значимости.

4. Обстоятельства осуществления деятельности во многом влияют на успешное осуществление политической деятельности и представляют собой ограничения (рамки) политической деятельности, образуемые объективными факторами. В первую очередь это общественные нормативы, обычаи, традиции, сложившиеся в рамках данной политической культуры, а также, при определенных обстоятельствах, тип политической организации общества. Кроме этого, реализация политической деятельности зависит от условий, которые создаются наиболее подвижными факторами политики. Среди таких условий наибольшее значение имеют внутренняя обстановка в стране, эффективность самой деятельности, внешнеполитическая ситуация, деятельность политических институтов и т.д.

Предложенная структура политической деятельности является весьма условной и схематичной. При определенных условиях субъект может выступать объектом и наоборот. Обстоятельства осуществления деятельности могут быть и ее объектом, изменяясь под ее влиянием. Однако даже такая схематичная структура политической деятельности позволяет более детально проследить механизм ее развертывания.

Политическая деятельность, с точки зрения политической активности субъектов, может иметь различное проявлениее ее интенсивности:

1) реакция на политическую деятельность других субъектов или политический процесс в целом, т.е. оценка ситуации, не предусматривающая собственную высокую активность;

2) участие в периодических действиях, связанных, прежде всего, с делегированием полномочий власти (участие в выборах, референдумах и т.д.);

3) деятельность (как участие) в общественных организациях и движениях, политических партиях;

4) выполнение политических функций в рамках политических институтов и организаций;

5) прямое политическое действие, т.е. непосредственное участие в одной из форм политической деятельности;

6) активная деятельность, направленная на укрепление или изменение существующих властных отношений.

Наши рекомендации