Англия, Франция, Италия, Испания, Германия и Нидерланды.

Методика подготовки к коллоквиуму:

первоначально выбираете тематический блок и, используя учебники, лекционные материалы, литературу по конкретным вопросам, разбираете теоретические проблемы на общеевропейском уровне. После этого вы обращаетесь к изучению истории конкретных стран, исследуя, как общеевропейские процессы преломились в данной стране, и выделяете при этом их национально-исторические особенности. Записи по странам лучше всего делать в виде сравнительной таблицы.

Раздел «Экономика»

1. Разобрать предпосылки для зарождения раннекапиталистических отношений в странах Европы на рубеже ХV - ХVI вв.

2. Рассмотреть формы раннекапиталистического развития в промышленности и в сельском хозяйстве, а затем найти их в конкретных странах Европы.

3. Что такое издольщина и чем объясняется её переходный характер? Разобраться с понятиями «испольщина», «медзадрия».

4. Почему ХVI в. называют «мануфактурным периодом» в Европе?

5. Выделить главные причины неустойчивости раннекапиталистических отношений в переходный период. Рассмотреть на примере конкретных стран.

6. Какие изменения происходили в сфере обращения. Почему ей отводилась ведущая роль? Почему ХVI-ХVII вв. называют временем господства торгово-банковского капитала?

7. Выделить факторы, которые оказывали влияние на темпы генезиса капитализма.

8. Определить страны, в которых раннекапиталистические отношения развивались наиболее интенсивно. Разобраться в причинах этого.

9. Почему в остальных странах Европы развитие раннекапиталистических отношений было более медленным? Выяснить факторы, мешавшие генезису капитализма в каждой стране отдельно (во Франции, Испании, Италии, Германии).

Раздел «Политические структуры»

1. Выделить основные тенденции в политическом развитии стран Европы в ХVI-ХVII вв.

2. Какие типы государств существовали в переходный период?

3. Что такое абсолютная монархия? Выделить её характерные черты и раскрыть их.

4. Выделить причины складывания абсолютизма в странах Европы на рубеже ХV- ХVI вв.

5. Можно ли назвать абсолютистское государство государством нового типа, какие задачи и цели оно выполняло?

6. Назвать социальную опору ранней абсолютной монархии, выяснить её своеобразие (подтвердить примерами из стран).

7. Что такое англо-французский тип абсолютизма? Почему Англия и Франция объединяются исследователями в единый тип, и в чём состоит его своеобразие?

8. Рассмотреть особенности испанского, мелкодержавного немецкого и итальянского регионального типов абсолютной монархии.

9. Можно ли говорить о складывании абсолютизма в политически раздробленной Германии и Италии?

Раздел «Реформация и Контрреформация»

1. Определить понятие «Реформация» и указать причины общеевропейского реформационного движения.

2. Рассмотреть этапы реформационного движения в Европе.

3. Чем протестантизм отличался от официальной римско-католической церкви?

4. Сравнить религиозные доктрины М.Лютера, У.Цвингли и Ж.Кальвина.

5. Чем объясняется широкое распространение кальвинистских идей в странах Европы (рассмотреть по каждой европейской стране).

6. Почему цвинглианство осталось, в основном, «внутришвейцарским явлением»?

7. Разобраться, как протекала Реформация в странах Европы, какая церковь в результате её становилась официальной, какие протестантские вероучения получили распространение (использовать атлас по истории средних веков и карту).

8. Почему не было Реформации в Испании?

9. Совместимы ли понятия «гуманизм» и «протестантизм»?

10. Мог ли гуманист участвовать в реформационном движении и одновременно быть протестантом?

11. Сопоставить два важнейших процесса, охвативших страны Европы в переходный период – Реформацию и гуманизм.

12. Дать определение Контрреформации и выяснить её причины.

13. Какими способами католическая церковь пыталась в ХVI в. восстановить свои позиции?

14. Чем орден иезуитов отличался от всех предыдущих орденов католической церкви?

15. Рассмотреть протекание Контрреформации в странах Европы и выделить её итоги (поработать с исторической картой).

Литература:

v История средних веков /Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова.- Т.2, М., 1991.

v История средних веков /Под ред. С.П.Карпова.- Т.2: Раннее новое время.-М., 2000.

v История Европы.- Т.3: От Средневековья к Новому времени.- М., 1993.

v От Средневековья к Новому времени (конец ХV-ХVII вв.). Методические рекомендации для студентов заочного обучения исторического факультета.- Челябинск, 1999, 59 с.

Требования к экзамену

Экзаменационные вопросы

1. Альтернативные подходы к изучению истории раннего Нового времени. Проблема периодизации. Место и значение данного периода в истории.

2. Причины Великих географических открытий. Открытия португальцев.

3. Географические открытия испанцев. Последствия и значение Великих географических открытий.

4. Народы Америки и завоевание их европейцами.

5. Предпосылки генезиса капитализма в Европе. Возникновение раннекапиталистических отношений.

6. Социально-политическое положение европейских государств в ХVI-XVII вв. (складывание абсолютных монархий и изменения в социальной структуре).

7. Реформация как общеевропейское явление ХVI века. Итоги реформации по странам Европы.

8. Контрреформация в странах Европы.

9. Культура Возрождения (ХІV-ХVI вв.) : общая характеристика.

10. Натурфилософия и развитие научных знаний в Европе в ХVI-ХVII вв.

11. Материальная культура европейцев в ХVI-ХVII вв.

12. Международные отношения в конце ХV – ХVІІ вв.

13. Тридцатилетняя война в Европе XVII века.

14. Итальянский гуманизм в сер. ХІV- нач. ХVІ вв.

15. Раннее и Высокое Возрождение в Италии.

16. Социально-экономическое развитие Италии в ХVI-ХVII вв.

17. Политическое положение Италии в ХV-XVI вв.

18. Социально-экономическое развитие Англии в ХVI-ХVII вв.

19. Англия в правление Тюдоров в конце XV - первой половине XVI вв. Формирование абсолютной монархии.

20. Англия во второй половине ХVI века в правление Елизаветы I Тюдор.

21. Английская Реформация.

22. Английское Возрождение.

23. Предпосылки и причины первой Английской революции. Расстановка сил.

24. Первые два этапа Английской революции.

25. Углубление демократического содержания Английской революции.

26. Английская республика. Причины ее поражения и значение.

27. Протекторат О.Кромвеля, реставрация монархии Стюартов и «Славная» революция.

28. Предреформационная Германия (социально-экономическое, политическое, духовное развитие). Причины Реформации.

29. Начало Реформации в Германии (до 1524 г.): образование двух направлений в реформационном движении ( анализ учения М. Лютера и Т. Мюнцера).

30. Причины крестьянской войны в Германии. Ход войны, программы (“Статейное письмо”, “12 статей”, Гейльброннская программа), причины поражения.

31. Итоги и последствия реформационного и крестьянского движения в Германии ( до начала 30-летней войны).

32. Немецкое Возрождение.

33. Социально-экономическое развитие Испании в ХVI-ХVII вв.

34. Политическое положение Испании в ХVI-ХVII вв. Особенности испанского абсолютизма.

35. Культура Испании в ХVI-ХVII вв.

36. Франция в первой половине ХVΙ в. (социально-экономическое и политическое развитие).

37. Реформационное движение во Франции.

38. Гражданские войны во Франции.

39. Франция на рубеже ХVI-ХVII вв. в правление Генриха IV.

40. Франция в правление Людовика XIII. Политика Ришелье.

41. Франция в правление Людовика XIV. Расцвет абсолютизма.

42. Культура Франции в эпоху Ренессанса.

43. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов накануне национально-освободительного движения.

44. Причины и начало национально-освободительного движения в Нидерландах (до 1572 г.).

45. Победа национально-освободительного движения на севере Нидерландов и его поражение на юге. Историческое значение и своеобразие Нидерландской революции.

46. Республика Соединенных Провинций в ХVΙΙ в.

47. Социально-экономическое и политическое развитие Швейцарии в ХVI-ХVII вв.

48. Реформация в Швейцарии (У.Цвингли и Ж.Кальвин).

49. Социально-экономическое и политическое развитие Польши в ХVI-ХVII вв.

50. Османская империя в ХVI-ХVII вв.

Критерии оценивания

Освоив полный объем пройденного курса, студенту следует показать свои знания при сдаче экзамена.

Оценка «отлично» ставится при выполнении следующих требований:

  • Студент обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, аргументировано излагает ответ на поставленный вопрос из любого раздела изучаемого курса, проявляя творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.
  • Дает развернутый, логически выстроенный ответ.
  • Использует полные научные определения понятий.
  • Студент ориентируется в историческом пространстве и времени, видит явления в историческом развитии, дает полный анализ исторического документа.
  • Ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу, при необходимости раскрывает и анализирует сведения по заданному вопросу из рекомендованных дополнительных источников, демонстрируя широкий кругозор, профессиональную эрудицию и заинтересованность данной проблемой.
  • Студент умело иллюстрирует фактами узловые вопросы проблемы.
  • Студент проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения, подходов научных школ.
  • В полном объеме выполнены и зачтены темы семинарских занятий другие задания во время семестра.

Оценка «хорошо» ставится при соблюдении следующих требований:

  • Студент обнаруживает знания учебно-программного материала.
  • Студент аргументировано излагает ответы на вопросы конкретного билета, допуская незначительные неточности в определении основных понятий курса.
  • В ответе использует исторические факты, но нарушается логика изложения материала.
  • Студентам, показавшим систематический характер занятий по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе учебной работы.
  • Умение давать оценки ведущих концепций, идей, школ, точек зрения, подходов научных школ осуществляется неполно, допускаются некоторые неточности.
  • Отсутствуют сведения из дополнительных источников.
  • В неполном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение семестра.

Оценка «удовлетворительно» ставится при соблюдении следующих требований:

  • При наличии у студента лишь общего представления о проблемах данного курса.
  • Ответ излагается неполно или тезисами.
  • Дается неполное или неточное определение научных понятий.
  • Студент с помощью преподавателя находит ошибки в ответе.
  • Ограничены знания литературных источников, отсутствуют знания дополнительных источников.
  • Не проявляет знаний исторического документа.

Не в полном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение текущего семестра.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется:

  • Студенту, обнаруживающему слабое владение программным материалом.
  • Не может дат обоснование причинно-следственным связям, выстроить исторические факты, ответ излагается частично, без соблюдения логики.
  • Не дается научное определение понятий.
  • Отсутствуют знания основных и дополнительных документов.
  • Студент демонстрирует невозможность ответить на наводящие вопросы даже с помощью преподавателя.
  • Не в полном объеме выполнены задания в течение текущего семестра и не зачтены темы семинарских занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерная тематика контрольных работ и заданий для самостоятельной работы составлена в соответствии с содержанием учебного курса. Она обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой.

Контрольные вопросы к экзамену являются одной из форм самопроверки знаний и дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности. Кроме того, контрольные вопросы для экзамена составлены таким образом, что решают задачи проверки понимания понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных, временных и других связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания.

Наши рекомендации