Англия, Франция, Италия, Испания, Германия и Нидерланды.
Методика подготовки к коллоквиуму:
первоначально выбираете тематический блок и, используя учебники, лекционные материалы, литературу по конкретным вопросам, разбираете теоретические проблемы на общеевропейском уровне. После этого вы обращаетесь к изучению истории конкретных стран, исследуя, как общеевропейские процессы преломились в данной стране, и выделяете при этом их национально-исторические особенности. Записи по странам лучше всего делать в виде сравнительной таблицы.
Раздел «Экономика»
1. Разобрать предпосылки для зарождения раннекапиталистических отношений в странах Европы на рубеже ХV - ХVI вв.
2. Рассмотреть формы раннекапиталистического развития в промышленности и в сельском хозяйстве, а затем найти их в конкретных странах Европы.
3. Что такое издольщина и чем объясняется её переходный характер? Разобраться с понятиями «испольщина», «медзадрия».
4. Почему ХVI в. называют «мануфактурным периодом» в Европе?
5. Выделить главные причины неустойчивости раннекапиталистических отношений в переходный период. Рассмотреть на примере конкретных стран.
6. Какие изменения происходили в сфере обращения. Почему ей отводилась ведущая роль? Почему ХVI-ХVII вв. называют временем господства торгово-банковского капитала?
7. Выделить факторы, которые оказывали влияние на темпы генезиса капитализма.
8. Определить страны, в которых раннекапиталистические отношения развивались наиболее интенсивно. Разобраться в причинах этого.
9. Почему в остальных странах Европы развитие раннекапиталистических отношений было более медленным? Выяснить факторы, мешавшие генезису капитализма в каждой стране отдельно (во Франции, Испании, Италии, Германии).
Раздел «Политические структуры»
1. Выделить основные тенденции в политическом развитии стран Европы в ХVI-ХVII вв.
2. Какие типы государств существовали в переходный период?
3. Что такое абсолютная монархия? Выделить её характерные черты и раскрыть их.
4. Выделить причины складывания абсолютизма в странах Европы на рубеже ХV- ХVI вв.
5. Можно ли назвать абсолютистское государство государством нового типа, какие задачи и цели оно выполняло?
6. Назвать социальную опору ранней абсолютной монархии, выяснить её своеобразие (подтвердить примерами из стран).
7. Что такое англо-французский тип абсолютизма? Почему Англия и Франция объединяются исследователями в единый тип, и в чём состоит его своеобразие?
8. Рассмотреть особенности испанского, мелкодержавного немецкого и итальянского регионального типов абсолютной монархии.
9. Можно ли говорить о складывании абсолютизма в политически раздробленной Германии и Италии?
Раздел «Реформация и Контрреформация»
1. Определить понятие «Реформация» и указать причины общеевропейского реформационного движения.
2. Рассмотреть этапы реформационного движения в Европе.
3. Чем протестантизм отличался от официальной римско-католической церкви?
4. Сравнить религиозные доктрины М.Лютера, У.Цвингли и Ж.Кальвина.
5. Чем объясняется широкое распространение кальвинистских идей в странах Европы (рассмотреть по каждой европейской стране).
6. Почему цвинглианство осталось, в основном, «внутришвейцарским явлением»?
7. Разобраться, как протекала Реформация в странах Европы, какая церковь в результате её становилась официальной, какие протестантские вероучения получили распространение (использовать атлас по истории средних веков и карту).
8. Почему не было Реформации в Испании?
9. Совместимы ли понятия «гуманизм» и «протестантизм»?
10. Мог ли гуманист участвовать в реформационном движении и одновременно быть протестантом?
11. Сопоставить два важнейших процесса, охвативших страны Европы в переходный период – Реформацию и гуманизм.
12. Дать определение Контрреформации и выяснить её причины.
13. Какими способами католическая церковь пыталась в ХVI в. восстановить свои позиции?
14. Чем орден иезуитов отличался от всех предыдущих орденов католической церкви?
15. Рассмотреть протекание Контрреформации в странах Европы и выделить её итоги (поработать с исторической картой).
Литература:
v История средних веков /Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова.- Т.2, М., 1991.
v История средних веков /Под ред. С.П.Карпова.- Т.2: Раннее новое время.-М., 2000.
v История Европы.- Т.3: От Средневековья к Новому времени.- М., 1993.
v От Средневековья к Новому времени (конец ХV-ХVII вв.). Методические рекомендации для студентов заочного обучения исторического факультета.- Челябинск, 1999, 59 с.
Требования к экзамену
Экзаменационные вопросы
1. Альтернативные подходы к изучению истории раннего Нового времени. Проблема периодизации. Место и значение данного периода в истории.
2. Причины Великих географических открытий. Открытия португальцев.
3. Географические открытия испанцев. Последствия и значение Великих географических открытий.
4. Народы Америки и завоевание их европейцами.
5. Предпосылки генезиса капитализма в Европе. Возникновение раннекапиталистических отношений.
6. Социально-политическое положение европейских государств в ХVI-XVII вв. (складывание абсолютных монархий и изменения в социальной структуре).
7. Реформация как общеевропейское явление ХVI века. Итоги реформации по странам Европы.
8. Контрреформация в странах Европы.
9. Культура Возрождения (ХІV-ХVI вв.) : общая характеристика.
10. Натурфилософия и развитие научных знаний в Европе в ХVI-ХVII вв.
11. Материальная культура европейцев в ХVI-ХVII вв.
12. Международные отношения в конце ХV – ХVІІ вв.
13. Тридцатилетняя война в Европе XVII века.
14. Итальянский гуманизм в сер. ХІV- нач. ХVІ вв.
15. Раннее и Высокое Возрождение в Италии.
16. Социально-экономическое развитие Италии в ХVI-ХVII вв.
17. Политическое положение Италии в ХV-XVI вв.
18. Социально-экономическое развитие Англии в ХVI-ХVII вв.
19. Англия в правление Тюдоров в конце XV - первой половине XVI вв. Формирование абсолютной монархии.
20. Англия во второй половине ХVI века в правление Елизаветы I Тюдор.
21. Английская Реформация.
22. Английское Возрождение.
23. Предпосылки и причины первой Английской революции. Расстановка сил.
24. Первые два этапа Английской революции.
25. Углубление демократического содержания Английской революции.
26. Английская республика. Причины ее поражения и значение.
27. Протекторат О.Кромвеля, реставрация монархии Стюартов и «Славная» революция.
28. Предреформационная Германия (социально-экономическое, политическое, духовное развитие). Причины Реформации.
29. Начало Реформации в Германии (до 1524 г.): образование двух направлений в реформационном движении ( анализ учения М. Лютера и Т. Мюнцера).
30. Причины крестьянской войны в Германии. Ход войны, программы (“Статейное письмо”, “12 статей”, Гейльброннская программа), причины поражения.
31. Итоги и последствия реформационного и крестьянского движения в Германии ( до начала 30-летней войны).
32. Немецкое Возрождение.
33. Социально-экономическое развитие Испании в ХVI-ХVII вв.
34. Политическое положение Испании в ХVI-ХVII вв. Особенности испанского абсолютизма.
35. Культура Испании в ХVI-ХVII вв.
36. Франция в первой половине ХVΙ в. (социально-экономическое и политическое развитие).
37. Реформационное движение во Франции.
38. Гражданские войны во Франции.
39. Франция на рубеже ХVI-ХVII вв. в правление Генриха IV.
40. Франция в правление Людовика XIII. Политика Ришелье.
41. Франция в правление Людовика XIV. Расцвет абсолютизма.
42. Культура Франции в эпоху Ренессанса.
43. Социально-экономическое и политическое положение Нидерландов накануне национально-освободительного движения.
44. Причины и начало национально-освободительного движения в Нидерландах (до 1572 г.).
45. Победа национально-освободительного движения на севере Нидерландов и его поражение на юге. Историческое значение и своеобразие Нидерландской революции.
46. Республика Соединенных Провинций в ХVΙΙ в.
47. Социально-экономическое и политическое развитие Швейцарии в ХVI-ХVII вв.
48. Реформация в Швейцарии (У.Цвингли и Ж.Кальвин).
49. Социально-экономическое и политическое развитие Польши в ХVI-ХVII вв.
50. Османская империя в ХVI-ХVII вв.
Критерии оценивания
Освоив полный объем пройденного курса, студенту следует показать свои знания при сдаче экзамена.
Оценка «отлично» ставится при выполнении следующих требований:
- Студент обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, аргументировано излагает ответ на поставленный вопрос из любого раздела изучаемого курса, проявляя творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.
- Дает развернутый, логически выстроенный ответ.
- Использует полные научные определения понятий.
- Студент ориентируется в историческом пространстве и времени, видит явления в историческом развитии, дает полный анализ исторического документа.
- Ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу, при необходимости раскрывает и анализирует сведения по заданному вопросу из рекомендованных дополнительных источников, демонстрируя широкий кругозор, профессиональную эрудицию и заинтересованность данной проблемой.
- Студент умело иллюстрирует фактами узловые вопросы проблемы.
- Студент проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения, подходов научных школ.
- В полном объеме выполнены и зачтены темы семинарских занятий другие задания во время семестра.
Оценка «хорошо» ставится при соблюдении следующих требований:
- Студент обнаруживает знания учебно-программного материала.
- Студент аргументировано излагает ответы на вопросы конкретного билета, допуская незначительные неточности в определении основных понятий курса.
- В ответе использует исторические факты, но нарушается логика изложения материала.
- Студентам, показавшим систематический характер занятий по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе учебной работы.
- Умение давать оценки ведущих концепций, идей, школ, точек зрения, подходов научных школ осуществляется неполно, допускаются некоторые неточности.
- Отсутствуют сведения из дополнительных источников.
- В неполном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение семестра.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соблюдении следующих требований:
- При наличии у студента лишь общего представления о проблемах данного курса.
- Ответ излагается неполно или тезисами.
- Дается неполное или неточное определение научных понятий.
- Студент с помощью преподавателя находит ошибки в ответе.
- Ограничены знания литературных источников, отсутствуют знания дополнительных источников.
- Не проявляет знаний исторического документа.
Не в полном объеме выполнены практические задания на семинарских занятиях в течение текущего семестра.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется:
- Студенту, обнаруживающему слабое владение программным материалом.
- Не может дат обоснование причинно-следственным связям, выстроить исторические факты, ответ излагается частично, без соблюдения логики.
- Не дается научное определение понятий.
- Отсутствуют знания основных и дополнительных документов.
- Студент демонстрирует невозможность ответить на наводящие вопросы даже с помощью преподавателя.
- Не в полном объеме выполнены задания в течение текущего семестра и не зачтены темы семинарских занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерная тематика контрольных работ и заданий для самостоятельной работы составлена в соответствии с содержанием учебного курса. Она обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой.
Контрольные вопросы к экзамену являются одной из форм самопроверки знаний и дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности. Кроме того, контрольные вопросы для экзамена составлены таким образом, что решают задачи проверки понимания понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных, временных и других связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания.