Нидерланды (Голландия, Люксембург, Бельгия), Германия, Франция, Англия, Испания

Общеев культуре итальянского и Северного Возрождения открытие природы и человека, глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру
Отличие Источники и пути этого открытия
Италия через освоение знаний и античное наследие с его красотой, гармонией, соразмерностью
Нидерланды на фоне освободительной войны против феодально-католической Испании
Германия на фоне мощного движения за церковную реформу (Реформа­ция, начало протестант­ского направления в христианстве)
Франция   в обстановке борьбы против духовной диктатуры католической церкви, на фоне утверждения абсолютной монархии
Философская основа Северного Возрождения Пантеизм (учение о растворенности Бога в природе) - природа наделялась божественными атрибутами – появление жанра пейзажа
Характер культуры Северного Возрождения   - оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в., - искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского, - в нем больше религиозного чувства, символики
  Особенности Северного Возрождения  
Нидерланды Живопись: нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев; поэтизация «среднего человека», религиозно-почтительное отношение к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла. Отсюда - большое место занимает символизм; гротеск братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Г.Мемлинг (1433-1494). И.Босх (1450-1516). Питер Брейгель Старший (1525/30-1569).
  Литература: критическое отношение к схоластике Эразм Роттердамский (1469-1536).
Германия графика, пейзаж, портрет, бытовая картина. Отличие от итальянской живописи: передача характера, а не красоты Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Лукас Кранах Старший (1472-1553).
  Сатирическая литература Ганс Сакс (1494-1576), Иоганн Фишарт (1546-1590)
Франция Литература, поэзия: утверждение идеи рационализма, сатира, отражение идеала раскрепощенной личности Мишель де Монтень (1533-1592) Франсуа Рабле (1494-1553), Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоакен Дю Белле (1522-1566), Агриппа д'Обинье (1552-1630), Луиза Лабе (1525-1565).
  Жанр портрета Ж. Фуке (ок.1420-1481), Ж. Клуэ (ок.1475-1540), Ф. Клуэ (ок.1505-1572)
Англия Социальная философия Томас Мор (1478-1535)
  Театр: трагедии Вильям Шекс­пир (1564-1616)
Испания Литература: рыцарские и плутовские романы Мигель де Сервантес (1547-1616), Франсиско де Кеведо (1580-1645)
Значение культурного европейского процесса XV-XVI вв.: - открытие индивидуальности человека, его способности к творческой деятельности, - уси­ление светских мотивов, независимости от церкви различных сфер жизни общества: искусства, философии, литературы, образования, науки

Западноевропейская культура Нового времени

XVII-XIX вв.

 
Характерные черты - гуманизм (лат. humanus – человечный), - антропоцентризм (греч. anthropos - человек), - сциентизм (лат. scientia – наука), - рационализм (лат. ratio – разум). - европоцентризм - убыстрение прогресса
Предпосылки культуры Нового времени  
Изменения в экономике появление мануфактур, развитие промышленности, горнорудного производства, военной техники, возрастание роли механизмов
В политике революционные потрясения и образование буржуазных республик в Нидерландах и Англии, возникновение абсолютистских государств во Франции и Испании, Тридцатилетняя война в Германии, усиление феодально-католической реакции в Италии и Испании
В социальной сфере Появление класса буржуазии
Развитие естественных наук (XVII век – «век гениев») - небесная механика: Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642, Кеплер (1571-1630), - земная механика (Галилей, Торичелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц), - математика: И.Ньютон (1643-1727). - создание алгебры и аналитической геометрии, открытие дифференциального и интегрального исчисления в математике (Лейбниц, Ньютон), формулировка важнейших законов в физике (Ньютон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеплер), биологии, разработка теории вероятностей и волновой теории света, - изобретение микроскопа (Левенгук, 1632-1723) и телескопа (Галилей, 1564-1642).
Философия на первом плане – гносеологические проблемы (проблемы познания). Метафизический метод (рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, потому изучать их надо отдельно друг от друга)
Рационалисты (предшественники просветителей): Р.Декарт (1596-1650): родоначальник рационализма Нового времени (подобно тому, как в античности Сократ освободил философию от власти мифологии, Декарт освободил философию от власти религии); Б.Спиноза (1632-1677); Г.В.Лейбниц (1646-1716): мир может быть познан при помощи дедукции, путем рассуждений, мышления (мир устроен логично, следовательно, логичное мышление естественным образом отражает устройство мира)
Эмпирики Ф.Бэкон (1561-1626); Т.Гоббс (1588-1679); Дж.Локк (1632-1704); Дж.Беркли (1685-1753); Д.Юм (1711-1776): основа познания – не мышление, а эмпирический опыт


Дж. Локк (1632-1704), родоначальник буржуазного либерализма главные естественные права - право на жизнь, собственность и на труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Государство с помощью законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого гражданина. Права личности должны обеспечиваться принципом разделения властей (законодательная – за парламентом, федеративная – за королем и министрами, исполнительная – за судом и армией).

XVII век:

оформление национальных школ в искусстве, основных художественных стилей.

Барокко (ит. - вычурный, причудливый)   Отражение кризиса гуманизма. Возрождение восхищалось человеком и его быти­ем. Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности. Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет. Самые знаменитые представители этого стиля: Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680).
Классицизм   В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира.  
Идеолог классицизма во Франции Р. Декарт (1596-1650) Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей.
Главные темы классицизма конфликт общества и лично­сти, долга и чувства, стремление изобразить и выразить геро­ические возвышенные чувства и переживания   драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665).
Архитектура классицизма четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и ко­лонны, сдержанный декор Садово-парковые ансамбли Западной Европы (пример: ансамбль Версаля).
Реализм: Ориентация на идеалы Возрождения  
Голландия Живопись Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия). Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия).
Испания Драматурги Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616).
  XVII век - «золотой век» живописи: Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660).
XVIII век – век Просвещения  
Основные идеи эпохи Разум и просвещение. Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.).
Крупнейшие представители Просвещения Дж.Локк (Англия), Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескьё, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро (Франция), Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, И.Кант, Ф.Гегель (Германия), Т.Джефферсон, Б.Франклин (США).
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803) («Идеи к философии истории человечества»): - попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры. - Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры.
Французское Просвещение На первом плане – социальная проблематика
Немецкая классическая философия Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении)
Художественная культура: основная черта Обмирщение, светский характер
Искусство: Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины) Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов. Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причуд­ливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент).
Буржуазное просветительство Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство). Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы) Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека).
Литература: С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Т.Грей (1716-1771), А.Ф.Прево (1697-1763).
Живопись: Ж.Б.Грез (1725-1805), О.Фрагонар (1732-1806), Ж.Б.С.Шарден (1699-1779)
Музыка: развитие светского музыкального жанра – оперы И.С.Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791)
Театр (XVIII век – «золотой век» театра). П.О.Бомарше (1732-1799) Атрибуты театра: социальный контекст, противопоставление истинных ценностей (любовь, дружба, честность, ум, талант) мнимым ценностям, навязанным обществом
XIX век  
Главная ценность индустриальной цивилизации Технический прогресс и наука. В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение).
«Золотой век» науки Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория)
Особенность научного знания Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики).
Картина мира, создаваемая наукой Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали). Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.
Появление различных школ, течений и теорий в философии Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.: Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.
Характерные черты искусства XIX в. - Отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр). - Начало складывания «децентрализованного», полицентрического типа художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений): романтизм, реализм, импрессионизм, символизм.
Романтизм:   «Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы). Отображение мучитель­ного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни. Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.
Литература Ж.П.Новалис, В.Гюго, В.Скотт, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, Г.Гейне
Музыка Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, Р.Шуман, Я.Л.Ф.Мендельсон
Живопись Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, Дж.Констебл, У.Тернер
Классицизм: Новое обращение к античности как пример гражданственности
Живопись Ж.О.Д.Энгр (1780-1867),), Ж.Л.Давид (1748-1825)
Архитектура Н.Леду (1736-1806)
Ампир (фр. empire, буквально – империя) – завершение развития классицизма Подчеркнуто монументальные формы. Ш.Персье, П.Фонтен
Реализм(40-е гг. XIX в.)     - Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями, - поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму, - точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
Литература Бальзак, Мопассан, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Гарди, Золя (социальный роман).
Живопись Т.Руссо (пейзаж), О.Домье (графика), Ж.Милле («крестьянская» живопись), Г.Курбе (многожанровое творчество)
Декаданс (фр. – упадок). Направления: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Термин употреблялся для обозначения кризисных явлений в духовной культуре рубежа XIX-XX вв., отмеченных настроения­ми безнадежности, пессимизма, упадничества.  
Значение культурных процессов XVII-XIX вв.:  
- Формирование нового, индустриального типа общества - появление естественно-правовых теорий.
- развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса - признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения)
- ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской - принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца,
- повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты - мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением
- научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки - XIX век – век классической науки
- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки - многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур)
- появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия - утверждение буржуазной этики.

Наши рекомендации