Каковы основные особенности социал-демократической идеологии?

Термин «социализм» (лат. socialis – общественный) ввел в оборот француз Пьер Леру в 1834 г. Он употребил его с це­лью противопоставления понятию «индивидуализм». С тех пор с понятием «социализм» связываются разнообразные социально-поли­тические концепции, ищущие пути усиления тенденции к социальной гармонии, а также образ самого общества, свободного от социальных антагонизмов. Все социалистические теории ис­ходят из того, что на смену индивидуализму как принципу организации жизнедеятельности людей идет свободная ассо­циация, добровольная совместная деятельность людей, инте­ресы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно общество, основанное на принципах товарищеского взаимодействия, равенства людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.

Социал-демократическая идеология, как наиболее крупное, наряду с коммунистической концепцией, направление социализма – доктрина постепенно­го (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократиза­ции политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия. Ее политический идеал – «демократический социализм», рас­сматриваемый как общество будущего, как главный принцип деятель­ности западноевропейских социал-демократических партий.

Основные политические идеи социал-демократической идеологии:

· социализм есть последовательный процесс реформиро­вания капиталистического общества, реализации и обо­гащения демократических принципов социального парт­нерства – свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса хорошо выражена в тезисе Э. Бернштейна «конеч­ная цель – ничто, движение – все»), иными словами демократия, правовое государство, гражданское общество – это не конечный результат правительственных реформ, а скорее открытый, творческий проект, масштабный процесс совместного созидательного труда и самореализации для всех и каждого;

· социализм – это смешанная (многоукладная) экономика, предполагающая рыночные отно­шения и разностороннее, ответственное стремление к более высокому качеству жизни;

· признание необходимости и эффективности государственного регулирования и перераспределения части до­ходов в обществе с рыночной экономикой;

· многообразие форм собственности на средства производства при соблюдении всеми субъектами равных обязательств – гарантия эффективной конкурентоспособной экономики и повышения благосостоя­ния общества;

· движение к социализму – это творческий поиск, практи­ческое воплощение и обогащение новых форм полити­ческой, экономической (рабочего самоуправления), со­циальной демократии, укрепление духовно-нравствен­ных основ общественного развития, разностороннего развития личности;

· движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи т.н. «государства всеобщего благоден­ствия».

Социал-демократия возникла на почве западноевропейско­го рабочего движения, однако начало ее восходит еще к социально-политическим идеям утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, Р.Оуэн и др.). Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом I Интернационал (Международное товарищество рабочих) в1864 г. как первая массовая организация пролетариата ускорил процесс формирования мас­совых социалистических партий. В 1889 г. они образовали II Интернационал, в котором и РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) имела своих представи­телей. После смерти Ф. Энгельса в этой международной поли­тической организации обострились разногласия по ключевым положениям марксистского учения. Большевики разорвали со­трудничество с западноевропейской социал-демократией, под­вергли острой критике ее реформистский курс, а затем образо­вали в 1919 г. III Коммунистический интернационал. Таким образом, формирование социал-демократической идеологии проходило параллельно с процессом формированием коммунистической доктрины, но в то же время существенно отличалось от последней.

Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции. Великобритании, Дании, Испании, Норвегии и других стран. Они образовали в 1923 г. Социалистический интернацио­нал. Сегодня он объединяет партии и общественные организа­ции более 50 стран. «Духовные отцы» западноевропейской со­циал-демократии Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, К. Реннср, Л. Блюм. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У. Пальме, Б. Крайского, Ф. Миттерана, П. Моруа.

В Республике Беларусь позиции социал-демократического движения разделяют в своем большинстве практически все влиятельные политические силы, однако если говорить более конкретно, то в первую очередь среди их числа номинально следует выделить «Сацыял-дэмакратычную партыю Народнай Згоды», партию «Беларуская сацыял-дэмакратычная Грамада» и др.

Кроме названных наиболее авторитетных и влиятельных идеологических течений современности – либерализма (неолиберализма), консерватизма (неоконсерватизма) и социал-демократизма следует также упомянуть и иные идеологии, влияние которых в настоящее время также становится достаточно ощутимым. Среди них необходимо назвать такие течения, как фашизм, анархизм, национализм, космополитизм, коммунитаризм, интернационализм, религиозный фундаментализм, идеологические доктрины на основе теорий постиндустриального общества,альтернативные движения– пацифизм, феминизм, экологизм(движение «зеленых»), движение представителей т.н. «сексуальных меньшинств», борющихся за свои социальные права и др. Следует сказать, что в целом появление новых идеологий следует рассматривать как естественный процесс осмысления возникающих реалий общественной жизни и выработки новых подходов к решению существующих проблем в развитии общества.

Так, например, в современных условиях негативное влияние на обществен­ное сознание в некоторых странах способен оказывать фашизм(лат. fasio, итал. fascio – пучок, связка, объединение) – идеоло­гия т.н. национал-социализма (нацизма), правоэкстремистское политическое движение, сформи­ровавшееся в Италии, Германии и Испании в20 – 30-е гг. XX в.

Политические идеи фашизма:

· расизм (фр. race - раса ) – человеконенавистническая антинаучная теория, утверждающая биологическую и интеллектуальную неравноценность человеческих рас;

· шовинизм (chauvinisme – от имени французского офицера Шовенье, восхищавшегося завоевательной политикой Наполеона) – идея о национальной исключительности, противопоставление интересов и традиций одной нации интересам других этнических групп, разжигание национальной вражды, чувства презрения к другим народам, национальностям и культурам;

· антикоммунизм;

· подавление демократических прав и свобод, принятие насилия и агрессии как приемлемых средств утверждения политического гос­подства как внутри государства, так и за его пределами;

· автократический политический режим (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие) – власть, основанная на полном произволе одного человека или небольшой группы людей;

· тотальная, всеобъемлющая власть государства, жесткий контроль сознания и поведения граждан;

· культ вождя, однопартийная диктатура;

· милитаризация (лат. militaris – военный) общества, как выражение политики, предполагающей широкое использование вооруженного насилия.

Фашизм – опаснейший противник общественного прогресса, распространение в ряде европейских государств в первой половине ХХ в. идеологии фашизма привело к трагическим последствиям. Фашистские партийные лидеры явились непосредственными инициаторами Второй мировой войны (1939 —1945 гг.), главным виновником гибели в ней 50 млн. че­ловек. Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во второй мировой войне силами антигитлеров­ской коалиции (при решающем участии СССР) спас мир от глобального фа­шистского порабощения.

Главной причиной возникновения фашизма ошибочно считать случайные обстоятельства или злой умысел некоторых политических лидеров. Он явился своеобразной реакцией на глубокий социальный кризис в Италии и Германии, следствием неустой­чивости молодых демократических режимов, результатом злоупотребле­ний и коррупции государственных чиновников.

Истории известны несколько разновидностей фашизма: ита­льянский, немецкий, испанский, португальский, аргентин­ский, греческий, японский, чилийский и др. Исторические формы фашизма различны и могут отражать конкретные наци­ональные особенности, но сущность этой идеологии и полити­ческого движения остается неизменной.

Социальная база современного фашизма (неофашизма) – маргинальные (деклассированные, люмпенизированные, индифферентные или колеблющиеся в сторону реакции) слои общества. В ФРГ, США, Италии, России, а также в других странах сегодня действуют неофашист­ские или близкие к ним группы на основе существующих праворадикальных политических партий или полулегальных объединений. Влияние их незначительно. Однако нельзя недо­оценивать их реальной опасности для личности, общества и го­сударства. Питательной средой для развития неофашистского, праворадикального, ультранационалистического движений в современных условиях являются объективные миграционные процессы, осложняющие взаимоотношения между различными этносами, низкий уровень образования и политической культуры представителей отдельных социальных групп, что может привести к появлениям т.н. ксенофобии (от греч. хenos – чужой, посторонний и phobos – страх) – негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам, вызвать нетерпимость к другим культурам, усилить немотивированную агрессию и стремление к применению тотального насилия для решения острых социальных проблем.

Наши рекомендации