Глава I. Основные подходы к пониманию государства
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные подходы к пониманию государства…………………...6
§ 1. Понятие государства…………………………………………………6
§ 2. Признаки государства……………………………………………….12
Глава II. Сущность государства: плюрализм взглядов……………….......19
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………….29
Введение
Научная актуальность данной темы объясняется несколькими причинами.
Во-первых, она связана с рассмотрением государства, как теоретико-правового феномена и его признаков на современном этапе общественного развития.
Во-вторых, она объясняется необходимостью выявления пробелов и противоречий в знаниях о государстве и его признаках.
В-третьих, она объясняется тем, что знания о государстве и его признаках необходимы любому, получающему юридическое образование в высшем учебном заведении.
Поднимая вопрос о степени научной разработанности данной темы, необходимо отметить, что в юридической и научной литературе уделяется значительное внимание вопросам о сущности, понятии и признаках государства, но всё-таки однозначного мнения при ответе на данный вопрос не существует. Ввиду чего требуется глубокое изучение данного вопроса с теоретико-правовой точки зрения. Ввиду научной актуальности и важности, данная тема привлекала и привлекает внимание многих специалистов в области государствоведения: В.Е. Чиркина, А.И. Косарева, В.С. Петрова, В.А. Четвернина, Л.С. Мамута, Ю.А. Дмитриева, В.О. Миронова, А.С. Алексеева, Г. Еллинека (Германия), Г. Кельзена (Австрия) и др.
В работе сделан упор на труды следующих учёных-юристов: Ю.А. Дмитриева, В.О. Миронова, В.Е. Чиркина, Л.С. Мамута, В.С. Петрова и В.А. Четвернина. Упор на труды данных учёных-юристов был сделан потому, что, на наш взгляд, именно в их работах достаточно подробно отражены различные подходы к сущности государства, понятия государства, подходы к данному понятию и интерпретация признаков государства.
Новизна данной темы состоит в глубоком теоретико-правовом анализе того или иного понятия государства и в выявлении факторов, влияющих на формирование тех или иных признаков государства.
Практическая значимость работы определяется рядом значимых факторов.
Во-первых, она определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в проведении дальнейших научных исследований по данному вопросу.
Во-вторых, результаты исследования могут быть использованы как в учебном процессе, так и в подготовке высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции.
Для обозначения личной заинтересованности в выбранной теме необходимо сформулировать ряд вопросов:
· Что обозначает понятие «государство»;
· Какова сущность государства;
· Каковы признаки государства.
Целью исследования является комплексное рассмотрение понятия, сущности и признаков государства.
В процессе достижения цели поставлены следующие задачи:
· Выявить понятие государства и рассмотреть его в теоретико-правовом аспекте;
· Выявить и охарактеризовать сущность государства;
· Определить и охарактеризовать признаки государства;
· Обобщить с объективной точки зрения получившийся материал;
· Сделать соответствующие выводы по изученному материалу.
Объектом исследования в данной работе является государство, как политико-правовая организация публичной организации власти и присущие ему признаки, отличающие его от других политико-правовых образований. Предметом исследования является эволюция понятия государства, его сущности и признаков с древнейших времён и до наших дней.
Исследование данной темы проходило с помощью следующих методов:
ü Общенаучные:
· Исторический;
· Системный;
· Анализ;
· Синтез.
ü Специально-юридические:
· Формально-юридический;
· Сравнительно-правовой (микросравнение).
При освещении избранной темы использовались следующие нормативные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009; Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. ст. 445; Парламентская газета. № 4. 23-29.01.2009.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, одна из которых разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Основные подходы к пониманию государства
Понятие государства
Одним из самых важных вопросов в теории государства и права является вопрос об определении понятия государства. С древнейших времён предпринимались попытки дать определение понятия государства, но до сих пор отсутствует однозначное и общепринятое представление о нём.
В истории политической и правовой мысли понятие государства интерпретировалось различным образом. Чаще всего понятие государство толковалось, как политическая общность, союз людей объединённых общими признаками. Например, Аристотель, определял государство как «коллективность особого рода, возникшую ради потребностей жизни, но существующую как самодовлеющее состояние ради достижения жизни благой»[1]. В Ι веке до Р. Х. знаменитый римский юрист, оратор и государственный деятель, Цицерон считал государством «объединение людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[2].
В эпоху средневековья вопросы о государстве рассматривали такие авторитеты политико-правовой мысли как Фома Аквинский и Марсилий Падуанский. Разумеется, каждый из них подходил к рассмотрению понятия государства со своей точки зрения.
Для Фомы Аквинского, государством являлось определённое политическое сообщество, образуемое ремесленниками, землевладельцами, солдатами, политиками и прочими членами общества[3]. По словам Марсилия, государство – это «постоянный союз, благодаря которому человек достигает самодовлеющей жизни»[4].
При этом важно отметить, что «названные классики не усматривали в государстве ничего другого, кроме определённого политического сообщества, скрепляемого определёнными зависимостями людей»[5].
В Новое время ряд крупнейших политико-правовых мыслителей продолжили рассматривать государство, как политическую организацию, объединяющую людей в единое целое. В частности, в начале XVI века более широкое, по сравнению с предыдущими, понятие государства ввёл в оборот итальянский мыслитель, писатель и государственный деятель, Н. Макиавелли. Г. Гроций в своём произведении «О праве войны и мира» описывал государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы»[6]. Впрочем, не менее убедителен взгляд на государство одного из основоположников теории правового государства, великого философа восемнадцатого века, И. Канта. Он понимал под государством «объединение множества людей, подчинённых правовым законам»[7].
Марксистко-ленинская теория определяет государство как продукт классовой природы. Государство, – пишет Ленин, – «есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»[8]. При переходе к более подробному анализу буржуазного государства XIX века, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают, что «государство есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов идеальный совокупный капиталист»[9].
В современной юридической литературе существует множество определений понятия государства, но классически оно определяется как «политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе»[10].
Как указывал Г. Кельзен[11], термин «государство» может употребляться в трёх значениях. Во-первых, в юридическом смысле. В этом смысле государство представляет собой юридическое лицо, фирму, организацию. Во-вторых, понятие государства может быть представлено в социологическом смысле. В данном случае государство рассматривается как определённая социологическая общность. Важно отметить, что для государства, рассматриваемого в качестве социологической общности, характерной чертой является «исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам»[12]. В-третьих, понятие государства может рассматриваться как определённая система правил, порядков или как политически организованное общество. Государство проявлялось и проявляется в качестве политико-правовой организации потому, что «оно устанавливает порядок использования силы, принуждения, власти»[13]. В.Н. Хропанюк, по этому поводу отмечал, что государство также издаёт властные веления, имеющие обязательную юридическую силу для населения[14].
Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, как определяют государство отечественные учёные-юристы.
К примеру, А.Б. Венгеров понимал под государством «политико-властную, структурную, территориальную организацию общества, имеющую социальное назначение, прежде всего выражающую и защищающую общесоциальные цели и интересы, функционирующую и развивающуюся на правовой основе, использующую в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка»[15]. Л.С. Мамут[16], отмечал, что все имеющиеся представления о государстве можно свести в четыре группы. Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков выражающих публично-властную натуру государства. Вторую – мнения относительно его генезиса. Третью – взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства. Четвёртую – соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Всё это многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой сложное, многогранное и изменяющееся явление.
Помимо многообразных определений понятия государства, в современной юридической литературе можно выделить и основные подходы к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, кибернетический и социологический.
Хронологически первым, с исторической точки зрения, является теологический подход.
Данный подход принято считать самым ранним так как «теологические взгляды на государство зародились ещё в древнем Египте, Китае, Вавилоне, но как определённые направления, хотя и с разными истолкованиями текстов, они сложились в иудаизме, христианстве и исламе»[17]. Согласно данному подходу государство является продуктом творения Бога, им же определяется его деятельность, а преступление против государства, является также преступлением и против Бога. Помимо всего прочего теологический подход обладает для людей некоторыми положительными для людей сторонами. В христианстве – это призыв к правителю следовать некоторым общечеловеческим ценностям, а в исламе – консультации правителя с авторитетным представителями народа для поиска тех или иных компромиссов[18].
Арифметический (классический) подход тоже имеет корни из далёкого прошлого. Согласно данному подходу государство рассматривалось как «объединение для того, чтобы построить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определённой территории, используя власть народного собрания»[19]. Некоторые учёные считают главным в этом подходе политическую власть олигархии, другие особо выделяют роль населения. Но данный подход характеризуется определённостью, чёткостью, он отражает в некоторой мере объективную действительность того времени.
Кроме теологического и арифметического подходов целесообразно ещё выделить юридический подход к понятию государства. Суть данного подхода заключается в «выступлении государства субъектом права в международных отношениях и в отношениях внутри страны»[20]. За какой-либо вред, причинённый личности государство несёт ответственность. Но положения о государстве, как юридическом лице не способны в полной мере раскрыть всех его качеств как особого политико-правового учреждения.
Имеет распространение также и кибернетический подход к понятию государства. Он состоит в том, что «государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями»[21]. Такой подход, несомненно, отражает все реалии связанные с государством, так как осуществление публичной власти можно понимать как движение информации[22].
Наиболее широкое распространение в современной науке получил социологический подход к пониманию государства. Данный подход представлен самыми различными школами, которые принято делить на марксистские и немарксистские.
В марксисткой литературе государство определяется как «универсальная политическая организация общества»[23]. В немарксистской литературе государство рассматривается как «юридическая персонификация нации, коренящаяся в централизации экономической жизни страны»[24]. Государство выступает не в качестве какого-либо органа диктатуры, а в качестве одного из представителей народа, сотрудничая с ним по вопросам компромисса. В современном толковании этих школ государство не является полностью беспристрастным, так как на его деятельность оказывается определённое влияние, выражающееся в деятельности заинтересованных групп (групп давления)[25]. Именно из-за этого некоторые авторы рассматривают государство как явление, имеющее определённые черты классовости, а внеклассовый характер государства служит одним из важнейших факторов выполнения функций арбитра в отношениях между различными слоями и группами общества.
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
· Во-первых, вопрос о понятии государства является дискуссионным;
· Во-вторых, в современной теории государства и права доминирует классическое определение понятия государства;
· В-третьих, согласно данному определению, государством является политико-правовая организация публичной власти общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая публичную власть, управление и регулирование жизни в обществе;
· В-третьих, необходимо отметить большой научный интерес к определению понятия государства;
· В-четвёртых, исследования по вопросам государства привлекают внимание как отечественных, так и иностранных учёных-юристов.
Признаки государства
Рассматривая вопрос о признаках государства, необходимо учитывать, что признаки государства образуют динамический ряд, количество элементов в котором применительно к конкретному государству может меняться. На состав признаков государства оказывают влияние большое количество факторов: форма, экономическая и социальная основы, особенности культурно-исторического развития государства, его географическое положение, религия и др., – отмечают Ю.А. Дмитриев и В.О. Миронов[26].
В современном обществе одновременно с государством существуют и формируются другие политико-правовые организации (союзы, партии), которые также оказывают достаточное влияние на общественную жизнь. Ввиду этого необходимо выявить и рассмотреть специфические признаки государства, как теоретико-правового феномена, отличающего его от других общественных организаций.
Первый из признаков государства – публичная власть, учреждающаяся народом и выступающая от его имени. Она предполагает (презюмирует) наличие определённой группы людей (управляющих), которая вырабатывает и осуществляет функции и задачи государства. Термин «власть» имеет множество значений, одним из которых является способность и возможность оказывать определяющее воздействие на поведение и волю людей, на взаимоотношения между ними. Применительно к рассмотрению власти как признака государства, употребляется термин «государственная власть».
По мнению В.И. Ефимова, «государственная власть – это право и возможность государства распоряжаться кем и чем-нибудь, подчинять своей воле и оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, силы, принуждения, подавления, господства и других способов и средств»[27]. Г.В. Мальцев считает, что обществу известны два типа власти: организационная власть и власть естественного происхождения. Организационная власть – это «социокультурный феномен, возникновение которого приходиться на поздние стадии социогенеза, а расцвет связан с цивилизацией»[28]. В связи с этим следует упомянуть и то, чем является цивилизация. Цивилизация «является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе»[29]. Естественная же власть – это власть рода, которая «носит первичный и базовый характер»[30]. Многие теоретики государства утверждают, что государство – это правовая организация именно публичной политической власти. В.А. Четвернин отмечал, что «политической властью является власть, осуществляющая управление обществом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая отношения между социальными группами, классами, сословиями, корпорациями, этническими, территориальными, религиозными группами и т.д.»[31]. Важно отметить, что не всякая публичная власть политическая и не всегда она является властью государственной.
В.Е. Чиркин[32] отмечал, что существуют следующие пять различий между властями государственной и политической:
1) не всякая политическая власть является государственной, хотя всякая государственная имеет политический характер;
2) государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, поскольку государство выполняет общие дела и призвано умерять противоборство различных социальных сил, политическая власть определённого класса, социального слоя, иной социальной общности эти задачи выполнять не может, ей такая роль не свойственна;
3) политическая и государственная власти имеют разные механизмы осуществления: государственная власть формализована и реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды и т.д.), политическая власть социальной общности реализуется через её организации, а также непосредственно, например, путём политических выступлений;
4) только государственная власть уполномочена от имени общества применять в нём легализованное принуждение и распространяется на всех лиц, органы, объединения, находящиеся на территории государства;
5) государственная власть обладает верховенством, она юридически независима от любой другой власти в обществе, но не от власти народа, который в демократическом государстве является источником власти.
Следует признать обоснованным понимание государственной власти как «её способность и возможность оказывать воздействие на всех членов общества, на общество в целом. Государственная власть легитимна, легальна и реальна»[33]. Нелегитимная власть является узурпаторской, т.е. насильственно захваченной. Она представляет собой, прежде всего «захват власти незаконными методами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использование власти в целях, не предусмотренных законом, и методами, противоречащими ему»[34].
Таким образом, государственная власть – это власть публичная и политическая. Но необходимо отметить, что не всякая публичная власть является политической, но всякая политическая является публичной властью. Из этого можно сделать вывод о том, что данный признак государства – при всей его внешней неизменности – может меняться и меняться по своей сущности и внутреннему содержанию с изменением конкретных условий жизни общества (которые постоянно развиваются, а значит, не могут быть раз и навсегда данными)[35].
Обязательным признаком государства является суверенитет, – тот компонент государства, без которого оно не сможет иметь достаточного влияния внутри страны и быть конкурентоспособным на международной арене. Несомненно, стоит отметить и тот факт, что суверенитет является тем компонентом государства, который обеспечивает его населению защиту прав и свобод, а также обеспечивает государству «особый, уникальный статус по сравнению с другими политическими институтами (верховенство), а в международном сообществе (независимость)»[36]. В течение многовекового изучения государственного суверенитета в отечественной и зарубежной литературе сложилось множество определений данного понятия. Более того, следует отметить, что «в современной юридической науке понятие суверенитета претерпевает терминологический кризис, который поставил вопрос об актуальности данного понятия на сегодняшний момент»[37].
Суть данного кризиса состоит в том, что «суть, вкладываемая юридической наукой в данное понятие, входит в противоречие с его современным фактическим правовым содержанием»[38]. Такое несоответствие предопределено тем, что «содержание данного понятия не ограничивается правовыми явлениями»[39]. Суверенитетом согласно некоторым научным мнениям является верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. Следует отметить, что термин «суверенитет» появился в труде французского мыслителя Ж. Бодена. Суверенитет зародился как определённое свойство власти, осуществляемой конкретно её носителем, а не как свойство самого государства. Также нельзя упускать из внимания и тот момент, что государственный суверенитет зависит от экономической и военной мощи страны. Государство, которое экономически слабое или слабое в военном отношении может полностью утратить свой суверенитет.
Таким образом, проанализировав имеющиеся мнения о государственном суверенитете, можно сделать следующий вывод. Суверенитетом является, с одной стороны – верховенство государственной власти внутри страны по отношению ко всем существующим в стране властям, а с другой – к независимости государственной власти вовне страны, в отношении ко всем существующим властям за пределами данной страны.
Следующим неотъемлемым признаком государства является его территория. На данную сферу «распространяется исключительная власть государства, там действуют его законы, она подпадает под его юрисдикцию»[40]. Но важно отметить, что власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории данного государства.
Существуют различные подходы к пониманию территории государства. К примеру, в основном законе страны нашли отражения положения, связывающие территорию страны с её суверенитетом и населением. Так, в ст. 4 Конституции РФ прописана норма, согласно которой, «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»[41]. В ней можно проследить связь суверенитета с территорией, а с учётом нормы, закреплённой в ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, в которой прописано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»[42] и с населением. Кроме всего этого на территорию конкретного государства оказывают влияние и процессы глобализации. В условиях глобализации, «утрачивает смысл само понятие национальной территории, ибо для транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп, действующих на международной арене, не существует государственных границ»[43]. Также стоит отметить, что помимо глобализационных процессов, на территорию государства достаточно сильное влияния оказывают разнообразные международные процессы военного характера.
Не менее важным по сравнению с предыдущим признаком является такой признак государства как население. К примеру, в ст. 1 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств от 1933 г. прописан такой признак как «постоянное население», и это вполне естественно, так как представить нормально существующее государство без населения невозможно[44]. И снова можно вернуться к Конституции РФ, где в ст. 3 прописано, что источников власти является народ. Благодаря этому положению народу Российской Федерации предоставлены достаточно широкие полномочия и обязанности.
Подвергая исследованию признаки государства можно выделить менее видимый, но от того не менее значимый признак – монополия (исключительное право) на сбор налогов. Налоги можно определить как обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, находящихся на территории государства, в пользу самого государства. Но наряду с налогами государство имеет право также взимать другие разнообразные сборы и пошлины. С помощью налогов формируется необходимая материально-финансовая база, необходимая для нормального функционирования государства. В частности, для обеспечения и содержания вооружённых сил, для выработки и осуществления специализированных программ в сфере образования, здравоохранения и т.д. Объектами налогового обложения обычно являются доходы и расходы населения, объекты собственности: земля, недвижимость и т.п. Говоря о разнообразии налогов государства, можно выделить целевые налоги, косвенные (акцизы) на товары (водку и т.д.). Государство, конечно, не ограничивается только лишь денежными сборами с граждан, оно зачастую устанавливает и другие повинности и обязанности для своих граждан, например, такие как трудовые или военные.
Таким образом, на основе анализа нормативных правовых актов, современной учебной и научной литературы по интересующему нас вопросу можно сделать следующие выводы:
· Во-первых, вопрос о понятии и признаках государства является дискуссионным в современной юридической науке;
· Во-вторых, доминирует классическое определения понятия «государство» и соответственно можно выделить такие его признаки как публичность и суверенность;
· В-третьих, можно отметить сохранение научного интереса к вопросу о понятии и признаках государства, о чём свидетельствуют работы, в первую очередь В.Е. Чиркина, а также Ю.А. Дмитриева, В.О. Миронова, Л.С. Мамута и др.;
· В-четвёртых, признаки государства закреплены во многих нормативно-правовых актах и между ними прослеживается чёткая и ясная связь;
· В-пятых, понятие и признаки государства привлекают пристальное внимание как отечественных, так и ряд иностранных учёных-юристов;