Современные подходы к пониманию причин возникновения государства.

1) наиболее радикальные изменения в характере первобытно-общинного строя связаны с переходом от присваивающей экономики к производящей. Усложнение производительной деятельности, выделение управленческих должностей способствовало социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей.

2) государство возникает с появлением надродовых интересов, т.е. общего интереса.

3) обычаев и права сильного становится не достаточно для решения споров. В результате появляются новые правила игры, которые оформляются законодательно;

4) изменение характера власти и властных институтов.

На рубеже 12-10 тыс. до н.э. возникли экологические кризисные явления – неблагоприятные изменения климата, которые повлекли исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Эти явления угрожали существованию человечества, что обусловило необходимость перехода к новому способу существования – к производящей экономике (от охоты - к скотоводству, от собирательства – к земледелию). Данный переход получил название «неолитическая революция» (неолит – новый каменный век).

Переход к производящей экономике повлек изменение организации властных отношений. Это выражалось в следующем. Усложнение организации производства требовало новых организационных и управленческих функций, связанных с необходимостью регулирования сельскохозяйственного производства, нормированием и учетом трудового вклада каждого члена общества, распределением созданного продукта. В результате выделились следующие группы населения: организаторы производства, непосредственные работники, учетчики, работники, контролирующие соблюдение установленных правил производства, т.е. выделилась группа людей, непосредственно не участвующая в производстве материальных благ, а осуществляющая только управленческие функции. Постепенно в результате разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла, обособление купечества, появление управленцев) и расслоения общества эта группа людей и превратилась в государство.

4. Формы возникновения государства

1) Восточный путь возникновения государства (Древний Восток, Африка, Америка)

Родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную. Частная собственность не играла существенной роли. На этот путь возникновения государства влияние оказали географическое положение, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатации.

Восточные государства были деспотическими монархиями, имели мощный чиновничий аппарат. При этом в них не наблюдалось четкой классовой дифференциации. Дифференциация происходила по иерархической лестнице государственной организации.

Таким образом, государство восточного типа одновременно выступало организатором процесса производства и эксплуатировало общинников, которые, не имея собственных средств, были вынуждены работать на государственной земле и на условиях, диктуемых государством.

2) Европейский путь.Главным факторомздесь было расслоение общества и разделение труда

3) Возникновение государства славянских народов.Процесс связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений. Особенностью стало отсутствие рабовладельческого уклада, а также принадлежность земли общине. Важную роль сыграл фактор внешней угрозы, связанный с транзитным расположением народа между Северной и Западной Европой и Византией, Востоком.

4) Древние Афины и Древний Рим. Возникновение Древних Афин - классическая форма возникновения государства. Государство здесь возникает в результате внутренних противоречий родового строя без влияния внешних факторов. На возникновение Римского государства оказала влияние борьба между родовой знатью и свободными людьми, стоящими вне римских родов. Борьба между ними привела к разрушению родового строя, в результате чего возникло государство.

5. Города – государства.Это древнейшие государственные образования, которые характеризуются как раннеклассовые государства.

Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные земледельцы, селившиеся не по родственному, а по территориальному принципу. Такой город выделялся из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр и постепенно перерастал в административно-хозяйственный центр. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью становится городом-государством. В нем постоянно проживают вожди и жрецы, заседают советы.

Город-государство знает четкую социальную дифференциацию, разделение труда. Выделяется знать, формируется аппарат управления, в который входят лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ и т.п. К функциям государства относилось управление общинными землями, выполнение общественных ритуалов и обрядов, защита от военных нападений, создание и распределение общественных фондов, рассмотрение и разрешение споров и т.д.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города – государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

Оно является политическимпотому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, осуществлять внутренние и внешние функции.

Государство как структурнаяорганизация означает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Для выполнения управленческих функций аппарат наделялся властью, в том числе возможностью применять принуждение. Это обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных институтов – карательных органов: суда, армии и т.д.

Государство как территориальное образование образовывается путем перерастания родовых общин в соседские и в результате перехода к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной территории, которая становится территорией государства.

Выводы:

1. Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев.

2. Государство образуется в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества.

3. Становление и развитие классов (социальных групп) идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулирует появление классов (формирование учетчиков, людей, знающих обычаи и ритуалы).

4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества. Классовая природа государства определилась позже.

5. В возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор.

6. Происхождение права

В период перехода к присваивающей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы путем их расщепления постепенно перерастают в нормы морали и права. Первое право получило название обычного права, поскольку представляло собой санкционированные государством обычаи с элементами новых правил поведения, обеспеченных государственным принуждением.

Стали выделяться четыре способа правового регулирования – что надо обязательно делать, что разрешено делать, что запрещено делать и что безразлично для общества.

Появились письменные источники, фиксирующие правила поведения (агрокалендари – система правил по земледельчеству).

Изменилось содержание нормативного регулирования. Оно стало направлено на регулирование жизни внутри общины, содержало правила, регулирующие труд общинников-земледельцев и ремесленников.

7. Другие теории происхождения государств

Теологическая теория («тео» - бог и «логос» - учение) – учение о боге, одна из древних теорий происхождения государства. Наиболее ярким представителем этой теории является Фома Аквинский (13 век), а также Жан Маритен, Ф.Лебюфф, Д.Эйве. Теория объясняет происхождение государства божьей волей. Правитель в государстве занимает такое же положение, как Бог во вселенной. Воля властителя – объединяющее начало, без нее государство распалось бы.

И.Златоуст писал: наследование власти совершается по благословению Христа, желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Властитель орудует мечем, что люди не пожирали друг друга «яко рыбы». Истинный царь все подчиняет законам Божьим и не позволяет утверждать у себя гнев, властолюбие и удовольствие, ибо если он не может управлять собой, то, как он может управлять другими.

Данная теория обусловлена религиозным сознанием людей и уровнем знаний того времени. Однако в тот период времени она позволяла установить в обществе порядок, т.к. внушала людям необходимость беспрекословного подчинения воле государя.

Теория отражала тот факт, что первые государства были теократическими, вступление монарха на престол освящалось церковью.

Патриархальная теория (авторы ее – Платон, Роберт Филмер-17в.). Государство рассматривается как продукт разросшейся семьи. Платон исходил из того, что в Древней Греции и Риме была велика роль старейшин, которые в последствии становились царями.

Так как человеку присуще желание общения, семья размножается и под влиянием экономических условий происходит семьи объединяются в племена. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государству возникает, когда утрачивается чувство родства и создается власть, лишенная семейной основы.

Положительные стороны теории заключаются в отражении реалий первых государств, а именно: власть передавалась по наследству, на роль главы государства претендовал человек, имеющий большой жизненный опыт. Кроме того, эта теория позволяла установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», как в семье.

Недостаток теории видится в том, что патриархальная семья возникла из рода практически вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория(авторы – Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев). Согласно этой теории государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Государство – это продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии.

Общественный договор – согласие между изолированными до этого индии видами на объединение в государство, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Это не договор с будущим носителем власти, а договор между людьми, который создает гражданское общество и политическую организацию – государство.

Естественное состояние понималось у разных авторов по-разному. Гоббс рассматривал его как состояние войны всех против всех. Человек – атом эгоизма. В естественном состоянии человек имеет право на все. Исходя из того, что люди рождаются равными и имеют право на все, у них возникает равенство притязаний. В результате царствует сила. Чтобы человеку выжить, нужны законы существования. Следовательно, государство нужно для отчуждения насилия из общества.

Спиноза полагал, что в естественном состоянии людьми движут аффекты (любовь, зависть и т.д.). Однако аффекты имеют причины, которые заключаются в том, что человек руководствуется не природными причинами своего бытия, а внешними обстоятельствами. Чтобы человек не был рабом страстей и ограничивал аффекты, нужно соглашение между людьми. Именно государство определяет гражданское состояние человека.

Достоинство договорной теории видится в следующем. Во-первых, она провозгласила народ источником государственной власти. Правители являются лишь уполномоченными народа и могут быть им смещены. Во-вторых, теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой. В-третьих, теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государства. Она уловила некоторые исторические моменты: при переходе от первобытного общества, где власть принадлежала общине, к государству появился особый слой людей, осуществляющий власть.

Однако у этой теории весьма абстрактное представление о первобытном обществе, об изолированном существовании в нем человека. На самом деле, человек изолированно от других никогда не существовал.

Теория насилия (авторы – Е.Дюринг, К.Каутский, Л.Гумплович). Согласно этой теории государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом и создается государство.

Л.Гумплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, как при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К.Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждать побежденное племя работать на победителей, платить им дань, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

Эта теория опиралась на реальные исторические факты. Так, Франкское государство возникло в результате войн.Но теория не универсальна. Например, Египет, Китай возникли без внешнего вмешательства. В ряде случаев завоевания носили вторичный характер (например, Золотая Орда напала на Русь, когда в той уже существовало государство). Кроме того, экономика первобытного общества не позволяла сохранять пленных.

Материалистическая теория (автор – Маркс К.). Истоки государственного образования коренятся в материальных условиях жизни общества. Причина образования государства – это появление производственных отношений, при которых создается прибавочный продукт, который присваивается классом эксплуататоров. Возникает расслоения общества на классы и формируется государство. Государство создается как орудие в руках класса эксплуататоров для подавления класса эксплуатируемых.

Положительно теорию характеризует исследование материальных причин появления государства. Вместе с тем, роль частной собственности абсолютизирована, поскольку существовало не только 2 класса, а намного больше. И государство следует рассматривать не только как аппарат подавления, но и как средство компромисса.

Расовая теория (Ж.Габино, Ф.Ницше). Ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации.

Органическая теория (Г.Спенсер). Общество сравнивается с живым организмом и в силу этого подвержено стадийности развития, например, переход от простого к сложному. Это усложнение Спенсер видел в объединении людей в племена, в союзы племен, города-государства. Причины происхождения государства Спенсер видел в завоевании и порабощении сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой.

По мнению Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть - это средство для достижения людских целей.

Психологическая теория (Петражицкий Л.И.). Появление государства обусловлено особенностями человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Причинами происхождения государства Петражицкий считал постоянную зависимость людей первобытного общества от авторитета вождя и служителей культа, а также страх перед магической силой колдунов и шаманов.

Ирригационная теория (К.Витфогель). В Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими.

Инцестная теория (Леви-Стросс). Запрет на кровосмешение – исходный социальный факт в выделении человечества из мира природы. Для контроля за соблюдением этого запрета нужна специальная группа людей. Данная теория действительно основана на исторических фактах, переход к экзогамии был рубежом в развитии человечества и способствовал укреплению рода. Однако вряд ли переход к экзогамии проходил осознанно.

Спортивная теория ( Ортега Х.Гассет).Государство возникло в связи с происхождением игр и физических упражнений. Охота требует значительного внимания. Необходимость силы и тренировки осознавалась. В Греции даже существовал такой обряд «инициация», связанный с посвящением юношей в мужья.

Патримониальная теория (Галлер). Государство произошло из поземельной собственности. Человек обладает инстинктом территории, отсюда – стычки за землю.

Власть государя – преобразовавшаяся власть собственника над живущими на земле. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Государь дарует землю подвластным. Государственное хозяйство, финансы образуются из частного хозяйства вождя.

Экономическая теория (Сен-Симон). Причина появления государства в разделении труда. Государство – результат исторического прогресса. Главное звено прогресса – экономические преобразования. Изменения в области экономики приводят к появлению государства.

Диффузионная теория (Гребнер). Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим. Процесс смешивания народов носит объективный характер.

Теория специализации (Кашанина Т.В.) Закон специализации – всеобщий закон развития окружающего мира. Это закон биологии – каждая клетка выполняет свои функции. В социальном мире то же самое. Решающим фактором при разделении труда стал интеллектуальный, обусловленный биологическими изменениями, происшедшими в человеке. В первую очередь идет экономическая специализация, затем специализация в сфере управления, которой дала толчок первая. При этом появилось государство. Внутри политической сферы идет разделение на законодательную, исполнительную, судебную, правоохранительную деятельность. В третью очередь происходит специализация в идеологии: религиозная, правовая, мораль. Четвертая специализация – выделение в 15 в. науки.

Вывод. Большинство теорий едины в том, что государство возникло для выполнения той или иной общественно значимой функции. Именно в этом и видится социальная ценность государства.

Наши рекомендации