Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Выполнил:

-студент группы ЮБ-21

-Елизарова Ольга Юрьевна

-Научный руководитель:

к.ю.н.,доцент кафедры

государственно - правовых

дисциплин

-Домрачев Дмитрий Гарриевич

Киров

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Глава государства: теоретико-правовой аспект. 5

1.1 Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей. 5

1.2 Глава государства и формы правления. 9

1.3 Формы главы государства. 15

Глава 2 Элементы конституционно-правового статуса главы государства 20

2.1 Замещение поста и прекращение полномочий главы государства в монархии. Выборы и прекращение полномочий президента республики. 20

2.2 Классификация полномочий главы государства. 26

2. 3 Ответственность главы государства. 31

Заключение. 37

Библиографический список. 39

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что:

глава любого зарубежного государства является центральной и важнейшей фигурой в системе высших органов власти вне зависимости от того кто это, монарх, либо президент. Глава государства олицетворяет собой единство нации; является символом государства; представляет страну на международной арене; выполняет высшие государственные функции во внутриполитической жизни страны; служит связующим звеном между высшими органами власти.

Главы зарубежных государств играют значимую роль в судьбе не только самого государства, но и в судьбе его народа, а следовательно не только обладают большими властными полномочиями, но и несут огромную ответственность. Таким образом, по мнению автора, такие важные элементы государственного механизма как должность главы государства и его конституционно-правовой статус не должны оставаться без внимания и их следует изучить более подробно. Изучение данных понятий необходимо для более полного понимания статуса главы государства в системе государственных органов и жизни зарубежных стран.

Целью исследования является необходимость:

изучить конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения ряда задач исследования:

1) выявить основные подходы к пониманию термина глава государства, а также определить роль главы государства в системе разделения властей;

2) проанализировать существующие формы глав государства, а также особенности замещения поста и прекращения полномочий главы государства в государствах с разными формами правления;

3) провести классификацию полномочий главы государства;

4) изучить особенности ответственности главы государства;

Объектом исследования :

являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления главой государства возложенных на него полномочий в зарубежных странах.

Предмет исследования:

составляют конституционные нормы, закрепляющие статус главы государства и процесс реализации его полномочий при взаимодействии с органами государственной власти в зарубежных странах.

Теоретическая основа исследования:

данный вопрос исследовали такие известные учёные как А.А. Мишин, М.А. Крутоголов, И.П. Ильинский, С.А. Егоров, А.Е. Козлов, Ф.М. Решетников, Ю.П. Урьяс, которые высказывали различные мнения о конституционно-правовом статусе главы государства в зарубежных странах.

Методами исследования являются метод анализа, сравнения, а также формально-юридический метод.

Структура работы предопределяется особенностями ее содержания, и включает в себя:

введение, две главы, включающие семь пунктов, заключение, библиографический список.

Глава 1 Глава государства: теоретико-правовой аспект

Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей

Пост главы государства существует при всех формах правления и является неотъемлемой частью любого государства. Данная особенность объясняется тем, что каждое государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Именно эти потребности реализует глава государства.

Употребление данного понятия в различных источниках происходит в неодинаковых значениях и смыслах:

1)Исходя, из первого подхода , «глава государства» зачастую может определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства» .[1] При этом «глава государства» ставится над существующей триадой (законодательной, исполнительной, судебной) властей и, таким образом, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями .[2] Автор отдаёт большее предпочтение данному подходу так, как считает, что данный подход более полно отражает понятие и роль главы государства в функционировании государственного механизма.

2)Согласно второму подходу, понятие «глава государства» употребляется как синоним понятия «глава исполнительной власти».

3)Третий подход, указывает на то, что «глава государства» определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, является символом государственности народа.[3]

В учебной литературе по государственному праву главой государства называется официальное должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществлявшее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.

Профессор А.С. Автономов определяет главу государства, как лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством. [4]

В разных странах глава государства в соответствии с их Конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен. В качестве примера можно привести монарха в Великобритании и президента в Индии. Либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства. Например, в таких государствах, как Египет и США. Либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти. Например, как это существует в Германии и Италии. Также глава государства может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем, как в Омане и Саудовской Аравии.[5]

Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет.[6]

Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной Франции глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа Европейского Совета. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданно. Здесь необходим конкретный анализ. Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима.

В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь.

При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать.[7]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует различные подходы к пониманию термина глава государства, но они все свидетельствуют о том, что глава государства это неотъемлемая часть всего государственного механизма. Данное лицо призвано осуществлять высшие государственные функции, служить связующим звеном между высшими органами власти, а также осуществлять интегрирующую и контролирующую функции по отношению к системе разделения властей. Автор, склоняется к мнению о том, что у любого государства должен быть его глава потому, что только в таком единстве государства могут продуктивно развиваться.

Наши рекомендации