Понятие государства. Основные подходы к его пониманию

Термин «государство» врусском языке происходитот сло­на «государь» (князь,царь, обладающие властью).В сербском языке — «држава».Этот терминимеет место и в русском язы­ке, используетсяобычно в торжественном,возвышенномсмысле.Термином «держава»обозначается и символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав тер­мин 1о 5Шо, образованный от латинского 51а1и5. До этого ис­пользовались более конкретные понятия: полис (государст­во-город), сщ^аа (государство-город), геа риЬИса (дело наро­да), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии этими терминами стали обозначать пре­имущественно формы государства. Однако следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как не­кое геофафическое пространство.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной науч­ной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Остается актуальным теологическийподходк пониманиюгосударства. Согласнохристианскому учению, государство — божественногопроисхождения. «Дар власти — отБога», — сказано впослании римского папыЛьва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия— сотеческой заботой,которая не только руководит целым, но и касается частностей».Цельюиластиявляется не преимущество правителя, а благотех, кем

он правит, а также мир, добрый порядок. Государстводолжнооберегать частнуюсобственность, уважат ь права, чьи быони ни были, оберегать рабочих от жестокостихищных хозяев и т.д.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен {халиф, имам, правительство) — не госпо­дин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

Юридический подход к государству состоит в том, что го­сударство рассматривается как юридическое лицо, юридиче­ская персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, пер­сонифицированного права народа. Власть есть само право.

При классическом подходе к государству последнее пони­мается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.

Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках ко­торой движется информация с прямыми и обратными связя­ми. Такой подход, безусловно, отражает определенные реаль­ности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде пря­мой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общест­ва, я в виде обратной связи — информация о состоянии уп­равляемых государством систем, процессов.

Социологическийподходзаключается в том, чтогосударст­во — явление социальное, существует только в обществе,тесно с нимсвязано, им предопределено и т. д. Однако здесьнаблюдаетсядва течения. Согласно первому государствоо) ождсствляетсяс обществом, государствоесть само общест­во, особым образом организованное. По Аристотелю, госу­дарство — «сообществоравных, имеющих цель совершенст­вования жизни». Государство образуют только граждане,

несущие воинскую службу, обладающие избирательным пра­вом. Таким образом, большинство населения (часть свобод­ных и рабы тем более) исключается из государства. Государ­ство выступает как власть меньшинства. Отождествление об­щества и государства мы видим у Канта: государство — объ­единение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз свободных людей с принудительным правопорядком.

Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство — относительно самостоятельная организа­ция, не совпадающая с обществом, самостоятельный инсти­тут. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государ­ства. Государство — это организация особого рода, отвечаю­щая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?

Либеральная концепция государства — это концепция «го­сударства -- ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

Согласно концепции «государство — менеджер» государ­ство — нейтральный управитель общественными делами.

Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в следующем. Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать различного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Каждое из этих определений отражает какую-то одну сто­рону государства и имеет, следовательно, под собой опреде­ленные основания.

Особое место занимает марксистское понимание государ­ства. Марксизм рассматривает государство как особую орга­низацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, видит в государстве орудие политиче-

ско;.) пк.:одства одного класса над другим, как правило эко-номичсск ! господствующего. С помощью государства этот класс становится не только экономически, но и политически господствующим. К. Маркс и В. Ленин зачастую использова­ли метафорическое выражение: государство — «машина для подавления одного класса другим». Это орудие диктатуры оп­ределенного класса. Социалистическое же государство — ору­дие диктатуры пролетариата как власти большинства. В ны­нешнем веке взгляды марксизма на социалистическое госу­дарство претерпели изменения. Был сделан вывод о перерас­тании диктатуры пролетариата в общенародное государство, а впоследствии марксизм воспринял и концепцию правового государства.

Признаки государства

Итак, государство — это определенная организация поли­тической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Следователь­но, важно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций.

Государство — организация территориальная, организация власти на определенной территории.

Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же тер­ритории не может быть власти двух государств. Встречающие­ся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в ка­кой-то переходный период, носят кратковременный характер, заканчиваются переходом к единовластию.

Вопрос о территориальных границах весьма важный и кардинальный вопрос для государства. Он регламентируется законами государства и международными договорами. Грани­цы своей территории государство защищает всеми доступны­ми способами. Такой институт государства, как армия, созда­ется главным образом для защиты его границ. Создаются так­же специальные формирования пограничной охраны, органы таможенной службы.

Государство — территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принци­пу, по административно-территориальным единицам (уезды,

районы, области, департаменты, воеводства и т.п.).К этим территориальным единицампривязываются и органы госу­дарства,власть которых функционирует в пределах этихеди­ниц.

Государство — организация универсальная, действующая в рамкахвсего общества. Власть государства распространяется на всеобщество. Принадлежность членов общества к госу­дарству,как правило,не зависит от их воли. Самфакт рож­дения человека натерритории государства ужевключает его в государство, отдает подвласть государства.Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а еще ранее — поддан­ство.Факт гражданствасвязывает личность с государством, возлагает на него определенныеобязанности и в то же время даетему определенные права, возлагает на самогосударство определенные обязанности передличностью (обязанность правовой и социальной защитыличности и т. п.). Универсаль­ность государства проявляетсяи в том, что оно своей управ­ляющей,регулирующей и охранительной деятельностью мо­жет охватить самыеразнообразные сферыобщественной жиз­ни: политическую, экономическую, экологическую,нравст­венную и т. д.

Государство — организация публичной власти, не совпа­дающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая орга­низация. Эта власть осуществляется людьми, которые выде­ляются из общества, составляют человеческий субстрат госу­дарства. Эти люди (государственные чиновники, военные и т. п.) не занимаются непосредственно производительным трудом, а осуществляют деятельность, связанную с управле­нием общественными делами.

Государство обладает монополией наиздание законов.Об­разно выражаясь, толькогосударство говорит языкомзако­нов, с помощью законов как решений, носящих обязательный характер.Государство придает своей воле, своимвелениямобщеезначение и посредством законов осуществляет власть.

Государство — организация принудительная.В своей де­ятельности оно опирается на организованное принуждение, для чегосоздаются специальные органы:суды, полиция, ар­мияи т. д.Между этими органами существует определенное разделение труда.Цель принуждения —обеспечить соблюде-

ние законов и иных решений государственной власти. Госу­дарству принадлежит монополия на легальное физическое принуждение, в том числе с применением оружия и других специальных средств. Применение принуждения другими, негосударственными структурами государство рассматривает как противозаконное, противоречащее суверенитету государ­ства. В правовом государстве государственное принуждение может быть только правовым, осуществляемым на основе и в рамках законов.

Государство — суверенная организация. Суверенитет госу­дарства — это политико-юридическое выражение независи­мости государственной власти от власти иного государства.

Внутренняя сторона государственного суверенитета со­стоит в том, что государство самостоятельно учреждает и фор­мирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе право­порядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятель­ность по рассмотрению и разрешению различного рода юри­дических дел (уголовных, гражданских и т. п.).

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что го­сударство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключа­ет договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий.

Суверенитет государства во многом зависит от экономи­ческой базы государстваи его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично. Полным суве-. ренитетом в прошлом обладали мировые империи: Римская, Оттоманская, Российская, в недавнем прошлом — Советский Союз.

Внутренний суверенитет трактуется как принцип внутри­государственного права, а внешний ~ как принцип междуна­родного права.

Суверенитет как фактическое состояние независимости государства может быть различной степени (большей или меньшей). Однако минимум суверенитета неотъемлемая черта

государства. Его наличие является необходимым условием его признания в качестве государства со стороны других госу­дарств.

Государственный суверенитет является политико-юриди­ческой формой суверенитета (независимости) нации, народа. Народ независим от других народов, если независимо его го­сударство. В суверенитете демократических государств, как правило, выражается суверенитет народа. В конституциях , этих государств существуют такие положения, как «вся власть от народа», «народ — источник власти». Имеется в виду весь народ независимо от национальной принадлежности. Суве­ренитет государства, выражающий провозглашение государ­ственного суверенитета как суверенитета национального, су­веренитета отдельной, обычно называемой титульной, нации, дающей название государству, в современных условиях явля­ется недемократическим, могущим послужить ограничению, ущемлению прав наций нетитульных.

Государство — организация, обладающая монополией на ле­гальные сборы налогов. Налоги — это, как уже говорилось, обя­зательные платежи граждан государства и организаций, дей­ствующих на его территории, в пользу государства (в казну, в бюджет). Наряду с налогами взимаются в пользу государства различные другие сборы и государственные пошлины. С их помощью формируется материальная финансовая база, необ­ходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, армии, за­купки оружия, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии, просвещения, здравоохране­ния и др. От объема налоговых поступлений в государствен­ную казну зависит сила, мощь, в том числе и военная, госу­дарства, его суверенитет.

Объем поступления налоговых платежей в конечном счете зависит от уровня развития экономики, доходов самого насе­ления. Цепочка: уровень развития экономики — уровень и объем сбора налогов — сила и независимость государства — отражает определенные взаимосвязи и закономерности.

Каждое государство, конечно, стремится быть более не­зависимым, сильным и эффективно действующим, а потому сбору налогов придает первостепенное значение. Государст­во — великий выдумщик по части налогов и сборов. Некогда

в государстве даже существовали специальные чиновники, задачакоторых— выдумыватьналоги.

Объектами налогового обложения прежде всегоявляются доходы и расходы населенияи объекты собственности: земля ииное недвижимое (дома, фабрики,заводы и т. и.) и движи­мое имущество. Объектом налогообложения в истории были и самчеловек (подушный налог),дымовые трубы, окна, от­дельныедеревья, животные.Существуют целевые налоги на строительство и ремонтдорог, косвенные налоги (акцизы) натовары(соль, водку, табак, предметы роскоши и т. д.). Налогимогут бытькак натуральными, так и денежными.Римский император Веспасиан установил налоги на общественные ту­алеты. В ответ на осуждениесвоих действий со стороны сына Тита Веспасиан ответил: «Деньги не пахнут».

Государство, конечно, не удовлетворяется натуральными и денежными сборами с населения. Оно зачастую устанавли­вает и некоторые повинности, обязанности подданных или граждан в пользу государства: повинности гужевые, трудовые, военные (воинские постои, обязательная служба в армии).

Сведя воедино существенные признаки государства, мож­но дать такое его определение: государство — это территори­альная, суверенная организация политической власти в классо­вом обществе, делающая свои ведения обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обла­дающая монополией на сбор налогов. - ,..

Наши рекомендации