Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию

В истории политико-правовой мысли разработано множество подходов к пониманию государства и даются его разнообразные определения.

Одним из древнейших подходов является теологический. Первоначально его приверженцы считали государство, его институты и государственную власть проявлением божественного разума. Позже Фома Аквинский уточнил, что бог дал людям только принципы отношений власти – подчинения, а институты государства – это творение человеческого разума. В настоящее время теологических представлений придерживаются многие верующие католики, православные, мусульмане и представители других религиозных конфессий.

С Античной эпохи и Марка Тулия Цицерона берет свое начало юридический подход к пониманию государства. Его сторонники Г. Кельзен, П. Струве, Н. Коршунов и др. рассматривают государство как организацию правопорядка.

В буржуазную эпоху широкое распространение получил ставший классическим подход к пониманию государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. В ХХ в. этой точки зрения придерживались Л. Дюга, Г. Шершеневич и др. Такой подход, верно отражающий некоторые черты (признаки) государства, послужил поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть, т.е. с правительством.

В середине XIX в., зародился социологический подход к пониманию государства.

Он представлен небольшим числом школ, в том числе и марксистским (классовым) направлением в государствоведении, согласно которому государство – это машина для подавления одного класса другим. Сегодня многие ученые считают, что такой подход применим только к тираническим и эксплуататорским государствам.

В ХХ в. были разработаны психологический и кибернетический подходы к пониманию государства. Сторонники первого (Л. Петражицкий, Ф. Кокошкин и др.) считали, что государство – это не совокупность людей, а отношения между ними; форма общежития, известная связь между ними. Однако известно, что «форма общежития», форма организации общества – это лишь один из признаков, а не все государство. Сторонники второго рассматривают государство как особую систему в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями.

В конце ХХ в. В. Нерсесянц и его последователи обосновали либертарный подход к пониманию государства. Они утверждают, что государство – это правовая форма организации публичной политической власти. Так как публичная власть может быть и не правовой, они приходят к выводу, что наряду с государством существует и антигосударство – деспотия.

15. Государство в широком смысле: понятие и признаки.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

16. Государство в узком смысле: понятие и признаки.

Государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями профсоюзами и т.п.

Это понятие государства конкретизируется через его признаки

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа

3. Государственный суверенитет, который заключается в верховенстве государственной власти, ее самостоятельности и независимости от всякой другой власти внутри страны и вне ее пределов, в исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Налоги– это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

5. Легализованное принуждение (насилие), которое состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение (насилие) ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства в случаях, предусмотренных законом.

6. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными и легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Наши рекомендации