М. Дюверже о происхождении и структуре политических партий

Становление современной партологии (Дж. Брайс, М. Острогорский )

Острогорский, Моисей

Яковлевич

(1854—1919)

юрист, писатель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из «отцов партологии (дисциплины, изучающей политические партии).

Партология –субдисциплина, изучающая феномен политической партии как общественного явления. Дословно это наука о партии (от лат. рars – часть, логос – учение). В советское время применялся термин «партийное строительство». Как дисциплина была институализирована в начале 70-х годов 20 в., но ориентировалась преимущественно на изучение партий марксистско-ленинского типа в различных странах (это была монодисциплина). Нынешняя партология имеет исторические корни. Связывается с появлением массовых партий, возникших вместе с парламентаризмом как политическим институтом, формирующимся выборным путем

Объектом партологии является партия как феномен общественной жизни, изучаемый в системе отношений «гражданское общество-партия-государство». Партия изучалась длительное время как единственный институт, не противопоставляющий себя ни государству, ни гражданскому обществу. М.Дюверже отмечает, что при всех изменившихся со временем формах связи между ними партия остается самым значимым механизмом, обеспечивающим чувствительность государства к общественным интересам. Выполняя на «входе» функции «привратника» (по терминологии Д.Истона), партия по артикуляции и агрегированию интересов различных слоев, групп, категорий населения является универсальным институтом, весьма весомым по своей политической роли, если она пользуется электоральной поддержкой и участвует в отправлении власти. Даже современное государство, считают многие исследователи, скорее является административным, а не политическим. Последнее же качество он приобретает в связи с партийной системой. Партия - образ политического тела, концентрация политического, что делает ее мощным выразителем воли к общению – публичному и заинтересованному обмену политическим капиталом (Бейме). Партийная демократия – это политический тип демократии, отражающий либеральные представления о власти и механизмах ее формирования.

Предмет партологии - закономерности ми механизмы создания, развития и функционирования партий. В партологии сложились два аналитических подхода - теоретический и прикладной. Теоретический связан с формированием общей теории партий как универсальной концепции, занимающейся изучением сути партий, их функций, структуры, типологии и т.д. При прикладном аспекте исследуются механизмы деятельности партий (политической, организаторской, идеологической, внутрипартийной), их участия в избирательном процессе, борьбе за симпатии, голоса электората.

Острогорский получил образование в Петербургском университете, после окончания которого служил в департаменте министерства юстиции. Затем следует отъезд во Францию и учеба в Парижской школе политических наук, которую он окончил в 1885 г., представив диссертацию «Истоки всеобщего избирательного права». В 1892 г. появилась первая работа Ост­рогорского «Права женщин». Эту работу юридический факультет Парижского университета отметил премией имени Росси. В 1902 г. в Англии вышел в свет главный труд Острогорского «Демократия и организация политических партий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки. В период революции 1905 г. Острогорский активно участвовал в политической деятельности, избирался депутатом I Государственной Думы. В составе делегации Думы он принимал участие в международной парламентской конференции в Лондоне. После разгона I Государственной Думы Острогорский отошел от активной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга, вышедшая в свет в 1910 г., «Демократия и партийная система в США». Основным недостатком демократического строя США и Англии является, на взгляд Острогорского, партийная организация, «партийный формализм», уничтожающий в человеке всякую волю и самостоятельность. Он полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство

2. Р. Михельс "Социология политической партии в условиях демократии».

Р. Михельс (1876-1936) объектом своего исследования берет массовые социал-демократические партии и профсоюзные организации, а также поднимает следующие проблемы:

1) анализ технических возможностей организации.

2) изучение психологических свойств масс.

3) изучение психологических характеристик политических лидеров.

4) анализ бонапартизма.

1. Михельс приходит к выводу: демократия невозможна без организации. Большое число людей не может принимать решения, так как толпа выражает свое отношение спонтанно, категорично и не терпит сопротивления. Cуществует формально-техническая невозможность прямого господства масс. Следовательно, появляется потребность в делегатах.

«Поначалу делегатов всеми средствами пытаются приковать к воле масс, по возможности не отстраняя от чистой демократии. «Сперва основу организации составляет равноправие всех ее членов, затем функции организации усложняются, после чего создается заведение по подготовке профессиональных кадров.

«Формальная специализация, являющаяся необходимым следствием любой массовой организации и порождающая необходимость так называемого профессионального руководства, переносит все основные свойства массы в качестве специфических качеств вождя на самих вождей. Признание организации - это всегда выражение тенденции к олигархии. Сущность любой организации содержит в себе глубоко аристократические черты. Организация завершает окончательное разделение любой партии или профсоюза на руководящее меньшинство и руководимое большинство. «

Михельс называет это «железным законом олигархических тенденций»

2. Как было сказано, массы не способны к принятию даже самых необходимых решений, так как слова и поступки обдумываются толпой гораздо меньше, чем отдельными людьми. Чем больше масса, тем больше власть вождей над ней. «Массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей. «

«Вожди, как правило, не высоко ставят массы. По отношению к своим вождям масса проявляет гораздо больше послушания, чем к правительству. «

Основные свойства масс:

а) политическая индифферентность.

б) некомпетентность.

в) потребность в руководстве.

г) чувство благодарности вождям.

д) потребность в почитании лидеров.

е) чувство стадности.

3. Вожди, являющиеся поначалу исполнителями воли масс, благодаря своему ораторскому искусству, специализированным знаниям, становятся освобожденными от масс. «Вожди, являясь первоначально творением масс, постепенно становятся их властелинами, - это истина, которую познал еще Гете. «

«Независимость вождей усиливается по мере их незаменимости (.) Массы время от времени могут выступить и с сознательным протестом, но их энергия всегда укрощается вождями. «

«Анализ социального состава вождей социалистических партий показывает, что по своему социальному происхождению они, как правило, являются выходцами из двух классов: пролетариата, буржуазии или интеллигенции. «

Люди, встающие на борьбу за социализм, выше среднего уровня. Массы лучше воспринимают их идеи, чем те, которые исходят из их среды. Вождями обычно становятся люди науки, которые признают умом пороки и стремятся к реальным целям, и люди искусства, чьи эстетические чувства коробит происходящее вокруг; конечно возможно и рабочее происхождение.

В рамках партийной организации идет процесс отрыва партийных масс от основной массы. Между партийными лидерами идет борьба, те же, которые долго были в оппозиции, придя к власти, зачастую оказываются хуже тех, кого критиковали. В рамках этой элиты возможна как возрастная, так и фракционная борьба.

4. «Бонапартизм - теория господства, выросшего из общей воли, но освободившегося от нее, ставшего самостоятельной, единоличной волей. «Народ не может и не должен быть источником и носителем власти, ибо он «некомпетентен». Массы «в лучшем случае инертны», в своем стремлении к равенству, усреднению, «омассовлению»разрушают человеческую культуру. Следовательно, надо увековечить и упрочить господство буржуазной элиты.

3. «Железный закон олигархии» Р. Михельса.

Железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию (частный пример — номенклатура).

Будучи социалистом, Михельс был озабочен тем, что либеральные и социалистические партии Европы, несмотря на лозунги о поддержке самого широкого участия масс в политической жизни, в действительности зависели от воли кучки «вождей» в той же степени, что и консервативные партии. Он пришёл к выводу, что стремление к олигархии заключено в самой природе социальной организации. «Говоря „организация“ — говорим „олигархия“», — писал Михельс.

Причинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость лидерства, стремление лидеров ставить во главу угла свои собственные интересы, доверие толпы к лидерам и общую пассивность масс.

Из железного закона олигархии следует, что демократическое управление невозможно в сколько-нибудь крупных сообществах индивидов. Чем больше организация — тем меньше в ней элементов демократии и больше элементов олигархии. По этой причине Михельс отошёл от социализма и стал поддерживать Муссолини, считая олигархическое управление не только не порочным, но даже благотворным для общества в целом.

М. Дюверже о происхождении и структуре политических партий.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. В этой связи политические партии различаются в зависимости от происхождения, места и роли в политической системе, внутренней структуры и методов деятельности, социальной базы, идеологии и др.

Выделяют следующие типы партий.

- Кадровые и массовые партии. Согласно М. Дюверже, кадровые партии являются продуктом эволюции политических клубов. Задача этих партий - мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоев населения независимо от их идеологической ориентации. К данному типу относятся многие европейские партии консервативной ориентации. Массовые партии, по Дюверже, являются продуктом всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности; свою социальную базу они формируют в основном из низших слоев населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации.

- Партии с сильной и слабой структурой. Если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, Консервативная партия Великобритании). Представители партий со слабой структурой в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, Демократическая и Республиканская партии США).

· Партии, организационно оформленные, в которых члены получают партбилеты и платят членские взносы (наиболее типичный пример - коммунистические партии); и организационно неоформленные, в которых отсутствует официальное членство. Чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности партии.

· Партии с прямым членством, когда кандидат принимается в индивидуальном порядке; и с косвенным членством, когда человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией.

· Соревновательные партии, которые действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее; и монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию.

· Патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников; сословные партии, нацеленные прежде всего на защиту интересов отдельных социальных групп; и идеологические партии, ориентированные прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.

· Консервативные, реформистские и революционные партии различаются по их отношению к социальной действительности.

· Парламентские партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, и антипарламентские - принципиально отказывающиеся работать в парламенте.

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:

1) число партий;

2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

3) уровень соревновательности между партиями.

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение партии: партия - это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти - основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.

Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов (функция представительства).

Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.

Важной функцией партий является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.).

Одной из важнейших задач партий является мобилизация и политическая социализация граждан.

Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь ее населения.

Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партий, последние могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию (в этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность).

Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют "оппозиция ее величества", а правительство - "правительством ее величества"). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.

Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий (в этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность). Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее в основном зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.

Нас не должна вводить в заблуждение словесная аналогия. Партиями одинаково называют как большие народные организации, которые выражают общественное мнение в современных демократиях, так и враждующие группировки античных республик или кланы, которые складывались вокруг какого-нибудь кондотьера в Италии эпохи Ренессанса; клубы, объединявшие депутатов революционных ассамблей, и комитеты, подготавливавшие цензовые выборы в конституционных монархиях. Отчасти это оправдано, ибо отражает некоторое глубокое их родство: разве эти институты не играют одну и ту же роль, сущность которой - борьба за политическую власть и ее отправление? И тем не менее очевидно, что речь идет о разных вещах.

На самом деле история подлинных партий едва ли насчитывает век. Еще в 1850 г . ни одна страна мира (за исключением Соединенных Штатов) не знает политических партий в современном значении этого термина: мы обнаруживаем течения общественного мнения, народные клубы, философские общества, но отнюдь не партии в собственном смысле слова. В 1950 г. они функционируют в большинстве цивилизованных стран, все прочие стремятся им подражать. Как же всего за сто лет совершился этот переход? Данный вопрос представляет не один только исторический интерес: все партии испытывают сильнейшее влияние своего происхождения, подобно тому, как люди всю жизнь несут на себе печать своего детства. Невозможно, к примеру, понять структурное отличие, разделяющее британскую лейбористскую и французскую социалистическую партии, не зная обстоятельств их рождения. Нельзя серьезно анализировать французскую или нидерландскую многопартийную и американскую двухпартийную системы, не обращаясь к происхождению партий в каждой из этих стран - именно здесь мы найдем объяснение тому факту, что в одних странах они множились, а в другой - сокращались.

В целом развитие партий оказывается связанным с развитием демократии, то есть с расширением народного волеизъявления и прав парламентов. Чем больше возрастают функции и независимость политических ассамблей, тем настоятельнее их члены ощущают потребность в объединении по признаку родства, чтобы слаженно действовать. Чем более расширяется право голоса и множится число голосующих, тем более необходимым становится организовывать избирателей с помощью комитетов, способных познакомить с кандидатами и привлечь голоса в их пользу. Итак, возникновение партий связано с возникновением парламентских объединений и избирательных комитетов. В то же время история некоторых из них не укладывается в общую схему: генезис их совершается вне электорального и парламентского цикла, общее лицо таких партий наиболее определенно формируют именно внешние факторы.

5. М. Дюверже о партийных системах. (М. Дюверже «Политические партии»).

Партийные системы

М. Дюверже считал, как и многие исследователи партий, что их главной целью является завоевание и использование политической власти. В борьбе за власть важны не столько доктрины или програм­мы, сколько организационная структура и дисциплина, умение извле­кать из окружающей среды разнообразные ресурсы.

Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающи­еся по базовым элементам, способам их интеграции в определенную це­лостность, внутренним связям и руководящим институтам.

Исследование организационного устройства политических пар­тий, анализ структуры первичной организации и принципов взаимо­отношений между центральными органами партии и ее первичными звеньями привели М. Дюверже к выделению четырех социологических типа партий: партии-комитеты, партии-секции, партии-ячейки, пар­тии-милиции.

По способам возникновения и интеграции базовых элементов в об­щую структуру он выделил первоначально два типа партий: кадровые и массовые.

Кадровые партии - это, по словам М. Дюверже, «объеди­нения нотаблей» («лучших людей») с целью подготовки и проведения выборов с последующим сохранением контактов с избранными. М. Дю­верже различает несколько категорий нотаблей:

Ø это нотабли, которые своим именем, престижем или харизмой повышают авторитет кандида­та в депутаты и завоевывают ему дополнительные голоса;

Ø это нотабли, умеющие организовывать избирательную кампанию;

Ø это нотабли-фи­нансисты, которые составляют главный мотор борьбы.

«То, что мас­совые партии достигают числом, кадровые партии добиваются путем отбора <...>. Если понимать под членством то, что имеет признаком обязательство перед партией и, далее, регулярную уплату членских взносов, то кадровые партии не имеют членов», - писал М. Дюверже. Пик активности кадровых партий - это время выборов, в промежут­ках между ними они как бы «засыпают».

Анализ организационных структур европейских политических партий позволил М. Дюверже выделить еще один тип партий - полу­массовые. Это партии, состоящие не только из индивидуальных, но и коллективных членов. Классический пример такого рода - возникшая в 1900 году лейбористская партия Великобритании. С финансовой точ­ки зрения это массовая партия, так как партийные расходы покрыва­лись преимущественно за счет взносов членов тред-юнионов, которые и были коллективными членами партии. Однако, во-первых, она никогда не была марксистской, а значит, и антисистемной партией, во-вторых, как отмечает М. Дюверже, «общее членство остается весьма отличным от индивидуального: оно не предполагает ни действенного включения и политическую жизнь, ни персональных обязательств перед партией. Это глубоко трансформирует ее природу».

Партийная система есть результат воздействия множества факто­ров, которые М. Дюверже предложил разделить на:

Ø специфические для каждой страны - это национальные тра­диции и история, экономическая и социальная структура, тип политической системы, наличие постоянного раскола обще­ства, конфессиональные предпочтения населения, этнический состав и др.;

Ø общие - среди которых наиболее важен избирательный режим, оказывающий воздействие на поведение избирателей, количест­во партий, их численность, специфику формирования партийных коалиций, размеры представительства в парламенте и т. д.

В любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий: формы и способы этого сосуществования определяют “партийную систему” рассматриваемой страны. Эта детерминация включает два ряда элементов, характеризуется двумя рядами элементов. Прежде всего, это сходство и различие, присущие внутренней структуре каждой из системообразующих партий. Будем различать системы партий централизованных и децентрализованных, тоталитарных и специализированных, со слабой и жесткой структурой, etc. А далее сравнение различных партий позволяет наметить новые элементы анализа, не существующие в каждой отдельно взятой партийной общности: число партий, соответствующие количественные параметры, союзы, географическая локализация, распределение в политическом спектре, etc. Система партий характеризуется известным соотношением всех этих моментов. Подобно тому, как были описаны различные типы структур, предстоит описать и определенные типы систем. Противоположность однопартийности, англосаксонской двухпартийности и многопартийности – классическая; на это различие наслаиваются и с ним взаимодействуют многие другие: система независимых партий – или входящих в союзы; доминирующих в данной системе – и уравновешивающих ее; больших и малых, стабильных и нестабильных, эволюционирующих влево (“синистризм”) [1], или отличающихся стабильностью, etc.

Системы партий – это результат взаимодействия многочисленных и комплексных факторов; иные из них [c.263] специфически присущи отдельной стране, другие носят общий характер. Среди первых можно выделить традицию и историю, экономическую и социальную структуру, религиозные верования и этнический состав, национальные конфликты, etc. Так, противостояние республиканцев и демократов в Соединенных Штатах связано с соперничеством Джефферсона и Гамильтона на Филадельфийском конгрессе; распад французской правой и появление радикальной партии проистекают из политической ситуации 1875–1900 гг.; жизнестойкость аграрных партий в Скандинавии восходит к середине ХIХ века, когда демократические сельские общины вели борьбу против консервативной знати городов, тогда как в других странах торговая, промышленная и интеллектуальная буржуазия породила либеральные партии и выступала против партий консервативных, опиравшихся на дворянство, крестьянство и церковь. Развитие социалистических партий повсюду совпало со становлением пролетариата. Проблема светской и церковной школы непосредственным образом породила систему бельгийских партий XIX века и противоборство французской правой и левой, которое по-прежнему сохраняется за более современными делениями, и раскол голландской правой на католическую, антиреволюционную партии и партию исторических христиан. В Австро-Венгрии до 1914 г. и в Чехословакии до 1938 г. система партий отражала национальные различия и расовые конфликты, равно как и английская трехпартийность конца XIX века, когда традиционный дуализм был нарушен ирландцами; то же самое относится и к борьбе современных южноафриканских партии. В Швеции и Норвегии в соперничестве партий долгое время играла доминирующую роль проблема единства или разделения двух этих стран; в Ирландии в первых партийных делениях большую роль играла позиция по отношению к Великобритании.

Среди общих факторов наибольшее значение имеет избирательный режим. Исследовано его влияние на некоторые аспекты структуры партий: даже в этой области он выступает как элемент системы партий, поскольку способ голосования ориентирует в одном и том же направлении структуры всех партий страны. Его воздействие на количество, численность, союзы, представительство партий является решающим. И наоборот: система партий играет главную роль при определении [c.264] избирательного режима: двухпартийность способствует принятию мажоритарной системы с голосованием в один тур; наличие партии со структурой ордена заставляет ее избегать; естественная тенденция к союзам противостоит системе пропорционального представительства, etc. В конечном счете система партий и избирательная система – две реальности, неразрывно связанные друг с другом, подчас их трудно разделить даже с целью анализа: большая или меньшая адекватность политического представительства, например, зависит от избирательной системы и системы партий, рассматриваемых в качестве элементов одного и того же комплекса, и нередко эти элементы невозможно изолировать друг от друга. Общую взаимосвязь способа голосования и системы партий можно выразить в трех следующих формулах: 1) режим пропорционального представительства ведет к многопартийной системе с жесткими, независимыми и стабильными партиями (за исключением случаев всякого рода кратковременных, но бурных движений); 2) мажоритарное голосование в два тура ведет к многопартийной системе, партии которой характеризуются “мягкой” структурой, склонностью к альянсам и относительной стабильностью (во всех случаях); 3) мажоритарное голосование в один тур ведет к дуалистической системе с чередованием у власти больших независимых партий. Но эти весьма общие положения определяют лишь базовые тенденции; они далеко не исчерпывают всех моментов влияния избирательного режима на системы партий. Будем придерживаться ихлишь в качестве первых и самых общих ориентиров.

Наши рекомендации