Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Программа
Комплексной психолого-педагогической практики
Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________ |
Ханты-Мансийск
2011 год
Введение
Комплексная психолого-педагогическая практика в школе является последним, завершающим этапом непрерывной практической подготовки студентов. Студенты работают в качестве педагогов-психологов в образовательных учреждениях (школах, дошкольных учреждениях, учреждениях интернатного типа), социально-педагогической, реабилитационно-оздоровительной сферах, учреждениях дополнительного образования, службах психологического консультирования, в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Продолжительность
Продолжительность практики – 4 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).
Сроки прохождения
Практика проводится на 5 курсе очного отделения, в 10 семестре и на 6 курсе заочного отделения, в 12 семестре.
Цели и задачи практики
Цель практики: закрепить и апробировать теоретические, практические, методические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин, а также, на предыдущих видах практики; формировать навыки работы психолога с различными возрастными и социальными категориями детей, подростков, взрослых.
Задачи практики:
· отработка и закрепление профессиональных умений и навыков педагога-психолога по всем направлениям его деятельности;
· проведение психолого-педагогических диагностических исследований (совместно с психологом учреждения – базы практики), закрепление умений и навыков психокоррекции;
· профессиональное и личностное развитие студента, активизация его личностных и профессиональных качеств
Структура и содержание практики
Комплексная психолого-педагогическая практика проводится способом «погружения» (с отрывом от обучения) в жизнь коллектива образовательного учреждения и подразумевает полную включенность в его деятельность. Этот вид практики отличается своей активностью, самостоятельностью, ответственностью. Студенты приобретают опыт по основным направлениям практической деятельности педагога-психолога.
Комплексная психолого-педагогическая практика предполагает активную работу по сбору эмпирического материала в русле тематики выпускной квалификационной работы, апробирование разработанных коррекционно-развивающих, профилактических мероприятий (если представление таковых в ВКР предполагается).
Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не менее шести часов в неделю.
Таблица 1
Основные этапы комплексной психолого-педагогической практики
Задания | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | ||
1. Познакомиться с программой практики, распределением, со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте | Участие в работе установочной конференции. | Оформить в документации: - цель и задачи практики, - содержание заданий. |
Основной этап | ||
1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 2. Осуществить общее знакомство с учреждением | -знакомство с типом учреждения, профилем подготовки студентов, учащихся, знакомство с психолого-педагогическим коллективом; -изучение документации учреждения (Устав; нормативные документы с должностными обязанностями; изучение традиций заведения) | привести в документации: -общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, психолого-педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -о контингенте клиентов. |
3. Знакомство со спецификой деятельности психологической службы колледжа | -ознакомление с системой работы психологической службы учреждения, оснащением кабинета психолога, арсеналом средств по оказанию профессиональной помощи, нормативной документацией, рабочими местами основными аспектами работы психологической службы | - отразить в документации: цели, задачи психологической службы, основные направления деятельности педагога-психолога. |
4. Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики (совместно с преподавателем, руководителем практики) | -составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя. - обсуждение и утверждение тематики мероприятий на период практики (с руководителями практики) | - отразить в документации: индивидуальный план работы на каждую неделю прохождения практики |
5. Знакомство с группой/ клиентами | - предварительная беседа с куратором группы, психологом и клиентами; - наблюдение за клиентами на занятиях; - посещение учебных занятий, психолого-педагогических и воспитательных мероприятий специалистов заведения (в зависимости от специфики учреждения, на базе которого студент проходит практику), их психологический и методический анализ. | - отразить в документации: состав учебной группой, индивидуальные особенности клиентов (направленность интересов, способности и склонности, коммуникативные навыки и т.п.). |
6. Диагностическая работа | -изучению отдельных детей, групп, коллектива с использованием адекватных исследовательских методик, выявляющих конкретные психологические проблемы (методика Векслера, тест Равена, ШТУР, простые аналогии, опросник Айзенка, тест школьной тревожности Филлипса, тест Розенцвейга, тест незаконченных предложений, методика К. Леонгарда, мотивационные анкеты, вопросник Кетелла (его варианты), ПДО Личко, опросник Шмишека, изучение уровня притязаний, тест Томаса, модификация теста Лири, тест-опросник распределения ролей в семье, методика Рене Жиля, диагностика стиля семейного воспитания, рисуночные тесты и другие диагностические методики в зависимости от проблемы и запроса). Выбор исследовательских методик осуществляется с консультационной помощью педагога-психолога учреждения. - оказание индивидуальной помощи по поводу профессиональных и личностных проблем студентов (1-2 человека). | - аналитические справки по результатам проведения 5 диагностических исследований - 2 конспекта индивидуальных бесед с клиентами. |
7. Коррекционно-развивающая деятельность | - проведение тренингов различного направления (коммуникативные, личностного роста, социально-психологические), связанных с выявленными проблемами. Проанализировать результаты своей деятельности, оценить их. | - конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем |
8. Психопрофилактическая работа | - групповые консультации по профилактике наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения, по проблемам психологизации образовательного процесса, по проблемам воспитания | - конспекты 2 мероприятий с самоанализом, утвержденные руководителем |
9. Взаимодействие со специалистами - смежниками | -участие в консилиумах или других формах обсуждения конкретных случаев, этапов коррекционной, консультативной, психотерапевтической работы. | -материалы ПМПК, отражающие работу студента-практиканта и / или конспект выступления или другой равноценный вид представления результата работы студента-практиканта по данному направлению. |
10.Научно-исследовательская работа | - проведение исследования в русле тематики выпускной квалификационной работы (выбор исследовательских методик осуществляется с консультационной помощью руководителя ВКР) | - материалы исследований, утвержденные руководителем ВКР |
Итоговый этап (12 часов, включая участие в итоговой конференции – 2 часа) | ||
1. Обобщить полученные на практике результаты. | -Проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. | -Написать отчет по практике по установленной форме. |
2.Подготовить выступление к заключительной конференции | -Выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией. |
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, методы активного социального обучения, компьютерные симуляции.