Создание доступного развивающего пространства в классе
(организация микропространства)
Учебно-воспитательный процесс как неотъемлемая часть жизни любого ребенка всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-временном окружении. Такое окружение детей с нарушениями функций ОДА должно способствовать их нормальному функционированию, максимальному увеличению способности развиваться и учиться. При организации занятия с ребенком с нарушениями функций ОДА важно организовать учебное место так, чтобы он мог самостоятельно уверенно сидеть, максимально концентрируясь на задании. Правильно подобранный стул позволяет избегать асимметрии тела ребенка. Если ребенок не обеспечен специальным оборудованием для сидения, передвижения, то большую часть своей энергии он тратит на удержание позы, а не на усвоение материала. Кроме того, постоянное пребывание в патологической, не функциональной позе приводит к тому, что физическое состояние ребенка постоянно ухудшается, появляются деформации, контрактуры, боли. Таким образом, качество жизни ребенка снижается, а степень «инвалидизации» увеличивается.
Это говорит о том, что правильно организованное микропространство дает абсолютно новые возможности активной организации жизнедеятельности, нормализуя жизнь ребенка и семьи в целом на всех уровнях:
физическом — у ребенка не появляются контрактуры и деформации, т. е. предотвращается вторичная инвалидизация;
функциональном — ребенок может передвигаться, есть, пить, писать, читать, т. е. повышаются функциональные возможности;
социальном — ребенок может развиваться, посещать школу, общаться;
общественном — семья может занимать активную жизненную позицию: работать, отдыхать.
Выстраивание микропространства — это создание функциональной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспомогательных средств и приспособлений для повышения самостоятельности и независимости человека с ограничениями.
Рекомендации по созданию функциональной среды составляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители.
При организации функциональной среды следует учитывать основные принципы:
1. среда должна препятствовать развитию вторичных осложнений;
2. компенсировать физические ограничения ребенка;
3. уменьшать влияние или препятствовать возникновению патологических двигательных образцов;
4. способствовать развитию физиологических двигательных образцов;
5. облегчать движение;
6. стимулировать собственную двигательную активность;
7. оказывать помощь в самообслуживании.
Следует предусмотреть при адаптации
пространства класса:
1. дверной проем должен быть без порогов шириной не менее 80 см;
2. парты должны быть расположены на расстоянии 80—100 см друг от друга, а расстояние между рядами должно быть не менее 120 см;
3. выключатель должен находиться на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего в коляске;
4. школьная доска должна быть оснащена механизмом регулирования высоты;
5. при передвижении ребенка с помощью ходунков и костылей необходимо установить поручни под доской и вдоль стен до рабочего места — это позволит придать стабильность и уверенность ребенку в положении стоя;
6. пространство под умывальником должно быть доступно для подъезда на коляске;
7. расстояние между партами должно быть доступно для проезда на инвалидной коляске;
рабочего места:
1. положение сидя ребенку придают в специальном стуле или инвалидном кресле;
2. инвалидная коляска или школьный стул должен давать возможность ребенку хорошо и свободно управлять головой и туловищем, удерживать и сохранять равновесие, позволять свободно двигать ногами и плечами;
3. любое приспособление для сидения должно быть стабильно и позволять ребенку действовать максимально активно;
4. ребенок должен сидеть так, чтобы нижняя часть позвоночника соприкасалась со спинкой стула; дополнительно можно использовать клиновидную подушку, изготовленную из поролона, расположив ее на сиденье острым углом к спинке, тем самым можно предотвратить соскальзывание со стула;
5. ноги должны быть согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах примерно на 90 градусов;
6. расстояние между подколенной впадиной и передним краем поверхности сиденья равно толщине двух пальцев;
7. ступни должны стоять ровно на полу или подножке;
8. расстояние от колен до парты должно быть около 20 см, а в положении сидя руки должны быть согнуты в локтях примерно на 90 градусов (рис. 1);
9. стул должен иметь дополнительные съемные приспособления: подлокотники, регулируемая подножка, фиксатор головы, ступней, таза, фиксирующие нагрудно-плечевые ремни, абдуктор (приспособление для разведения ног). Однако использовать эти приспособления следует индивидуально;
10. стол (парту) можно адаптировать с помощью небольших бортов по периметру либо применить антискользящую салфетку — эти меры предотвратят соскальзывание школьных принадлежностей;
11. для детей с нарушениями мелкой моторики необходима адаптация ручек, карандашей, линейки различными насадками. Способ адаптации зависит от вида захвата предметов и подбирается индивидуально. С этой целью можно использовать поролоновые трубочки (изоляционные сантехнические), внутрь которых вставляется ручка или карандаш;
12. для письма на доске можно самостоятельно изготовить восковые мелки, удобные для захвата: обычные восковые мелки натирают на мелкой тёрке, ставят на водяную баню до размягчения. Затем переливают в нужную форму и охлаждают. Таким образом получаются мелки разного цвета, в том числе и меланжевые;
столовой:
1. минимальное расстояние между столами должно быть 80 см; проход к раздаточному столу должен быть доступным и безопасным;
2. при необходимости (при наличии гиперкинезов) рекомендуется использовать антискользящую салфетку на поверхности стола и набор адаптированных столовых приборов;
санузла:
1. туалетная комната должна быть оборудована отдельной кабинкой для ребенка, передвигающегося на инвалидной коляске;
2. дверной проем в кабинке — не менее 80 см;
3. в кабинке должна быть свободная площадка 120x80 см для обеспечения маневрирования на коляске;
4. на стене справа от унитаза должны быть «L-образные» поручни, установленные на высоте 75 см от пола;
5. высота умывальника — 70—80 см;
6. унитаз должен быть установлен на высоте 45 см от пола.
Человек с нарушениями функций ОДА ежедневно сталкивается с преградами и препятствиями, преодоление которых угрожает его безопасности. Многие из них встречаются по пути в школу и в самом помещении школы: при входе (выходе) в (из) дом(а); при входе (выходе) в (из) лифт(а) и спуске по ступенькам; при посадке (высадке) в (из) автобус(а) или автомобиль(я); при подходе к школе, преодолении бордюров, ступеней, при подъемах по пандусам; при посещении санузла, столовой.
Указанные барьеры являются основной проблемой для людей в инвалидной коляске, и преодолеть их можно только с помощью постороннего. Для обеспечения безопасности ребенка с нарушениями функций ОДА необходимо организовать сопровождение в данных ситуациях посредством введения в штатное расписание учреждения образования помощника воспитателя, который должен пройти обучение по оказанию безопасного сопровождения. Такое обучение организуют общественное объединение «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» ((017)226 69 56), а также «Эрготерапевтическая консультативная служба» Минского городского ЦКРОиР ((017)239 20 61).
С целью профилактики патологических стереотипных поз и движений учащимся с нарушением функций ОДА придают такие положения тела в пространстве, в которых формируются физиологически правильные стереотипы поз и движений. Для этого используются различные вспомогательные приспособления и технические средства. Рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время менять положение тела: учащийся сидит на стуле, в коляске, стоит, лежит.
Вертикальное положение придается в вертикализаторе или стендере.. В стендере ребенок может находиться до нескольких часов в день, однако режим вертикализации подбирается индивидуально и описывается в индивидуальной программе сопровождения.
При организации функциональной среды класса можно использовать малые вспомогательные приспособления.
Утяжеленный жилет, браслеты-утяжелители. Рекомендуются детям со сниженным и колеблющимся тонусом, недостаточной координацией движений конечностей, гиперкинезами, атаксией. Особенно эффективны на занятиях по тренировке самостоятельной ходьбы и вертикализации тела
Корсет (рис. 2). Дети с ДЦП часто имеют прерывистое, поверхностное неритмичное дыхание. Корсет способствует нормализации дыхания, делая его более глубоким, ритмичным. Корсет целесообразно применять для детей с пониженным тонусом мышц туловища и детей с недостаточностью движений.
Если корсет используют в процессе приема пищи, то стоит надевать его за некоторое время до принятия пищи. Благодаря улучшению восприятия собственного тела ребенок лучше глотает.
Клин — приспособление треугольной формы, плоскости которого сходятся под острым углом. Придав функциональную позу с помощью клиньев и валиков, поддерживается симметричное положение всего тела, ребенок лучше контролирует положение головы, сохраняет устойчивое положение плечевого пояса и увеличивает собственную двигательную активность.
Платок для сидения. Для изготовления такого приспособления достаточно тканевого платка средних размеров.
Такой платок применяют для детей, которые уже могут недолго сидеть сами, но не в состоянии уверенно удерживать это положение. Его можно использовать на уроках и занятиях, если нет специального стула. Это увеличит активность, улучшит внимание, так как ребенок будет сконцентрирован на занятии, а не на том, чтобы удержать равновесие.
Затылочный валик. Валик накладывается на затылочную область и захватывает область от уха до уха ребенка, но сами уши не закрывает. Толщина валика определяется индивидуально. Такое простое приспособление можно применять для учащихся с недостаточным контролем за положением головы, учащихся со сниженным тонусом, которые не в состоянии удерживать голову в выпрямленном положении.
Эластичный бинт. Эластичный бинт шириной около 25 см можно использовать вместо корсета. Использование корсета, эластичного бинта, платка способствует нормализации дыхания, делает его более глубоким, ритмичным. Ребенок сосредотачивается на ощущениях своего тела. Происходит активация кровоснабжения, так как мышечное расслабление тесно связано с расслаблением сосудов. Спустя некоторое время ноги, стопы и кисти ребенка становятся теплее. Ребенок может более длительное время концентрироваться на занятиях.
Особенности организации и содержания коррекционных занятий
Коррекционно-педагогическая работа органически входит в триединую схему образования: обучение — воспитание — развитие. Она направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.
Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т. д.
Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования.
Основной принцип коррекционной работы с детьми с нарушениями функций ОДА — принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной системы уровня своего функционирования. Это значит, что избранная форма и направления коррекционной работы могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и академических успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.
Выбор коррекционных занятий, формы их проведения, количества часов на их проведение осуществляет учитель-дефектолог на основе изучения психофизических особенностей для каждого ребенка индивидуально — выбор должен быть психофизиологически обоснован, социально и педагогически целесообразен, иметь коррекционно-развивающий эффект.
Содержание коррекционных занятий должно определяться структурой нарушения, возможным сочетанием нарушений функций ОДА с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении, с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, а также уровнем сенсорного, интеллектуального, моторного и речевого развития учащихся, особенностями личностного развития. Важно помнить, что ограничения жизнедеятельности учащихся с нарушениями функций ОДА часто осложняются за счет сочетанных двигательных нарушений и нарушений со стороны сенсорных систем (слух, зрение), высших психических функций, нарушений функций внутренних органов и т. д..
Деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях должна быть направлена не на репетиторство по предметам, а на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений. Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических функций и в формировании учебной деятельности. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания. Поэтому содержание коррекционных занятий тесно связано с учебными затруднениями детей, а не с темами, изучаемыми на уроках.
Занятия могут проходить путем прямой коррекции (в виде тренинга с использованием специальных дидактических материалов и приемов коррекционного воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени) или косвенной коррекции (когда в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность; результатом коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового).
Физическое развитие и воспитание как обязательная часть учебно-воспитательного процесса детей с нарушениями функций ОДА
Нарушения функций ОДА оказывают негативное влияние на развитие всех процессов в организме. Если, несмотря на сложность и характер заболевания, своевременно на протяжении роста и развития ребенка направлять и учить его правильно выполнять движения, применять обоснованную систему реабилитационных мероприятий, можно добиться значительных успехов в его развитии.
Обязательным условием рационально построенного двигательного режима является качественное разнообразие движений. Движения должны быть сбалансированными в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями растущего организма системой взаимосвязанных, рационально сочетающихся друг с другом организационных форм физического воспитания, направленных на удовлетворение биологической потребности ребенка в движении.
Движениями учащихся с нарушениями функций ОДА нужно управлять, т. е. формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой потребность в движениях в течение суток (суточная двигательная активность — СДА). Она зависит от генетических факторов, внешних воздействий и психофизического состояния. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяет самочувствие и работоспособность человека.
Основной задачей физической реабилитации являются формирование адекватной двигательной активности, профилактика контрактур, обеспечение вспомогательными средствами (инвалидная коляска, костыли, протезы, ортопедическая обувь) и проведение лечебной физкультуры для укрепления мышечной системы (изометрическая лечебная физкультура при заболеваниях мышечной системы).
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с особенностями психофизического развития, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознание необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Деятельность на уроках по адаптивной физической культуре охватывает продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, подростковый возраст) и является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры.
нельзя игнорировать просьбы детей с заболеваниями внутренних органов (порок сердца) или нарушением обмена веществ (диабет) типа: «Мне нужно передохнуть» или «Я больше не могу». При проявлении усталости педагог не должен усаживать учеников, стараясь обеспечить им пассивный отдых.
В подобной ситуации лучше предложить учащимся выполнить другие, облегченного характера, физические упражнения.
Адаптивная физическая рекреация — активизация, поддержание или восстановление физических сил, затраченных во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), профилактика утомления, развлечение, интересное проведение досуга, оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.
Внеурочные занятия
внешкольное время.
Адаптивный спорт имеет два направления:
рекреационно-оздоровительный спорт;
спорт высших достижений.
Рекреационно-оздоровительный спорт может реализовываться в школе как внеклассное спортивное занятие в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе на колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) как спортивные занятия и соревнования.
Спортивное занятие, ориентированное на формирование двигательных способностей учащихся, является одним из направлений процесса воспитания и развития детей с нарушениями функций ОДА.
Целью педагогической работы с детьми, имеющими нарушения функций ОДА, не является адаптация к каким-либо нормам и стандартам, а воспитание у детей способности к действию, которая позволит им самосовершенствоваться и взаимодействовать с окружающим миром:
познавать свои моторные возможности, развивать и совершенствовать их;
двигаться непринужденно и весело;
самостоятельно решать задачи, связанные с движением, с учетом своих возможностей на данный момент;
накапливать опыт в совместных играх с другими детьми;
качественно улучшать моторику;
овладевать элементарными социальными способами действия;
содействовать в развитии личности (собственная инициатива и осознание ответственности);
накапливать опыт владения телом;
накапливать опыт взаимодействия с окружающим миром.
На всех занятиях у детей нужно воспитывать уверенность в себе, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, упорство и целенаправленность. Формирование этих черт личности — важная задача физического воспитания.
Содержание спортивного занятия может быть составлено с учетом особенностей каждой спортивной группы и ориентировано как на психомоторную, так и на спортивно-педагогическую область развития. Занятия по специальным видам спорта могут проводиться на внешкольных или внеклассных мероприятиях в каком-либо виде спорта, где принимает участие весь класс.
Для каждой группы детей необходимо определять свое содержание занятий, подбирать соответствующие виды спорта или разрабатывать новые формы движения. Основная задача состоит не в решении вопроса о том, какой вид спорта более подходит для определенного нарушения. Гораздо важнее решить вопрос: каким образом изменить вид спорта, предоставляя возможность участвовать в нем детям с нарушениями функций ОДА. Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений.
Дети с нарушениями функций ОДА должны усвоить, что, участвуя в спортивных состязаниях, каждый из них становится частью целого, действия каждого игрока не должны носить изолированный характер, спортивные игры должны доставлять удовольствие.
Спорт высших достижений реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, детских юношеских спортивных школах, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского (Паралимпийского) движения.
Работа по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями функций ОДА
Работу в указанном направлении можно разделить на два этапа.
Подготовительный этап — изучение нормативных правовых документов, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, подбор кадров, знакомство с родителями детей, имеющих нарушения функций ОДА, психологическая подготовка педагогического коллектива и родительской общественности.
Важно, чтобы учитель в специальный класс, в котором обучаются дети с нарушениями функций ОДА, назначался на добровольной основе и подобрать воспитателей. Интересно и максимально полезно организовать внеклассную работу с детьми (эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики, профориентация и т. д.).
Учитывая, что у детей с нарушениями функций ОДА возможность посещать кружки и студии ограничена, для развития коммуникативных навыков и творческих способностей, проведения профориентации необходимо начинать с начальных классов и выбирать в качестве направлений такие виды деятельности, которые давали бы не только знания и умения, но и носили бы терапевтический эффект. Детям не предлагается физическая работа в полном смысле этого слова. Но они могут делать игрушки из папье-маше, лепить из пластилина и глины, рисовать, красить, вышивать, плести из соломки.
На II и III ступенях обучения в качестве профориентации необходимо выбирать такие виды деятельности, которые давали бы не только бытовые знания и умения, но и навыки будущей профессии. Целесообразно применять обучение в действии — на выпуске конкретного продукта (например, выпуск буклета, создание сайта и т. д.). Учитывая физические особенности детей с нарушениями функций ОДА, это могут быть виды деятельности, не связанные с физической нагрузкой и перемещениями: компьютерные технологии, иностранные языки, фотография, редакторское дело, полиграфия, бухгалтерское дело.
Во время урока, а также на перерывах детей с нарушениями функций ОДА сопровождает учитель-дефектолог, что необходимо отразить в его функциональных обязанностях, в послеурочное время — помощник воспитателя. Целесообразно к этапу сопровождения учащихся с нарушениями функций ОДА привлекать организации, осуществляющие волонтерские функции (БРСМ, пионерская организация, студенты), родительскую общественность.
Важное значение на подготовительном этапе имеет взаимодействие с родителями: зная индивидуальные особенности своих детей, родители могут оказать консультативную помощь по вопросам создания доступной среды, в поиске внебюджетных средств финансирования, составлении календарно-тематического планирования коррекционных занятий, организации волонтерского движения.
Этап практической реализации. В течение первого месяца обучения осуществляется динамическое изучение учащихся с целью корректировки созданного макро- и микропространства: совместно с родителями и детьми определяются места установки дополнительного оборудования, дооборудование учебных кабинетов и кабинета учителя-дефектолога, создаются условия для оптимального двигательного режима и физической реабилитации учащихся.
Вопросы обучения должны постоянно находиться на контроле администрации. В соответствии с планом внутрицентровского контроля необходимо отслеживать ситуацию в класс: изучение уровня мотивации к обучению, комфортности на уроках и в системе взаимоотношений «учитель—ученик», проведение социометрических исследований и т. д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Заместитель Министра образования РБ
К. С. ФАРИНО 16 сентября 2010 г.
Решения:
1. проводить дальнейшее совершенствование безбарьерной пространственной среды в ЦКРОиР (организация макропространства) при планировании ремонтных работ
2. Продолжать работу по созданию доступного развивающего пространства в классах (организация микропространства)
3. выполнять методические рекомендации по организации и содержанию коррекционных занятий, принять к выполнению примерную форму технологической карты коррекционного занятия
4. учителям классов совместно с учителем физвоспитания разработать режим двигательной активности для детей с нарушениями ОДА
5.
1.