Создание доступного развивающего пространства в классе

(организация микропространства)

Учебно-воспитательный процесс как неотъемлемая часть жизни любого ребенка всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-временном окружении. Такое окружение детей с нарушениями функций ОДА должно способствовать их нормальному функционированию, максималь­ному увеличению способности развиваться и учиться. При ор­ганизации занятия с ребенком с нарушениями функций ОДА важно организовать учебное место так, чтобы он мог само­стоятельно уверенно сидеть, максимально концентрируясь на задании. Правильно подобранный стул позволяет избегать асим­метрии тела ребенка. Если ребенок не обеспечен специальным оборудованием для сидения, передвижения, то большую часть своей энергии он тратит на удержание позы, а не на усвоение материала. Кроме того, постоянное пребывание в патологи­ческой, не функциональной позе приводит к тому, что физи­ческое состояние ребенка постоянно ухудшается, появляются деформации, контрактуры, боли. Таким образом, качество жизни ребенка снижается, а степень «инвалидизации» увеличивается.

Это говорит о том, что правильно организованное микро­пространство дает абсолютно новые возможности активной организации жизнедеятельности, нормализуя жизнь ребенка и семьи в целом на всех уровнях:

физическом — у ребенка не появляются контрактуры и де­формации, т. е. предотвращается вторичная инвалидизация;

функциональном — ребенок может передвигаться, есть, пить, писать, читать, т. е. повышаются функциональные возможности;

социальном — ребенок может развиваться, посещать школу, общаться;

общественном — семья может занимать активную жизнен­ную позицию: работать, отдыхать.

Выстраивание микропространства — это создание функцио­нальной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспо­могательных средств и приспособлений для повышения само­стоятельности и независимости человека с ограничениями.

Рекомендации по созданию функциональной среды состав­ляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители.

При организации функциональной среды следует учитывать основные принципы:

1. среда должна препятствовать развитию вторичных осложнений;

2. компенсировать физические ограничения ребенка;

3. уменьшать влияние или препятствовать возникновению патологических двигательных образцов;

4. способствовать развитию физиологических двигательных образцов;

5. облегчать движение;

6. стимулировать собственную двигательную активность;

7. оказывать помощь в самообслуживании.

Следует предусмотреть при адаптации

пространства класса:

1. дверной проем должен быть без порогов шириной не ме­нее 80 см;

2. парты должны быть расположены на расстоянии 80—100 см друг от друга, а расстояние между рядами должно быть не менее 120 см;

3. выключатель должен находиться на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего в коляске;

4. школьная доска должна быть оснащена механизмом регулирования высоты;

5. при передвижении ребенка с помощью ходунков и косты­лей необходимо установить поручни под доской и вдоль стен до рабочего места — это позволит придать стабильность и уве­ренность ребенку в положении стоя;

6. пространство под умывальником должно быть доступно для подъезда на коляске;

7. расстояние между партами должно быть доступно для проезда на инвалидной коляске;

рабочего места:

1. положение сидя ребенку придают в специальном стуле или инвалидном кресле;

2. инвалидная коляска или школьный стул должен давать возможность ребенку хорошо и свободно управлять головой и туловищем, удерживать и сохранять равновесие, позволять свободно двигать ногами и плечами;

3. любое приспособление для сидения должно быть стабильно и позволять ребенку действовать максимально активно;

4. ребенок должен сидеть так, чтобы нижняя часть позвоноч­ника соприкасалась со спинкой стула; дополнительно можно использовать клиновидную подушку, изготовленную из поро­лона, расположив ее на сиденье острым углом к спинке, тем самым можно предотвратить соскальзывание со стула;

5. ноги должны быть согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах примерно на 90 градусов;

6. расстояние между подколенной впадиной и передним краем поверхности сиденья равно толщине двух пальцев;

7. ступни должны стоять ровно на полу или подножке;

8. расстояние от колен до парты должно быть около 20 см, а в положении сидя руки должны быть согнуты в локтях при­мерно на 90 градусов (рис. 1);

 
 

 

Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru

9. стул должен иметь дополнительные съемные приспособле­ния: подлокотники, регулируемая подножка, фиксатор головы, ступней, таза, фиксирующие нагрудно-плечевые ремни, аб­дуктор (приспособление для разведения ног). Однако исполь­зовать эти приспособления следует индивидуально;

10. стол (парту) можно адаптировать с помощью небольших бортов по периметру либо применить антискользящую сал­фетку — эти меры предотвратят соскальзывание школьных принадлежностей;

11. для детей с нарушениями мелкой моторики необходима адаптация ручек, карандашей, линейки различными насад­ками. Способ адаптации зависит от вида захвата предметов и подбирается индивидуально. С этой целью можно исполь­зовать поролоновые трубочки (изоляционные сантехнические), внутрь которых вставляется ручка или карандаш;

12. для письма на доске можно самостоятельно изготовить восковые мелки, удобные для захвата: обычные восковые мелки натирают на мелкой тёрке, ставят на водяную баню до размягчения. Затем переливают в нужную форму и охлаж­дают. Таким образом получаются мелки разного цвета, в том числе и меланжевые;

столовой:

1. минимальное расстояние между столами должно быть 80 см; проход к раздаточному столу должен быть доступным и без­опасным;

2. при необходимости (при наличии гиперкинезов) рекомен­дуется использовать антискользящую салфетку на поверхности стола и набор адаптированных столовых приборов;

санузла:

1. туалетная комната должна быть оборудована отдельной ка­бинкой для ребенка, передвигающегося на инвалидной коляске;

2. дверной проем в кабинке — не менее 80 см;

3. в кабинке должна быть свободная площадка 120x80 см для обеспечения маневрирования на коляске;

4. на стене справа от унитаза должны быть «L-образные» поручни, установленные на высоте 75 см от пола;

5. высота умывальника — 70—80 см;

6. унитаз должен быть установлен на высоте 45 см от пола.

Человек с нарушениями функций ОДА ежедневно сталки­вается с преградами и препятствиями, преодоление которых угрожает его безопасности. Многие из них встречаются по пути в школу и в самом помещении школы: при входе (выходе) в (из) дом(а); при входе (выходе) в (из) лифт(а) и спуске по ступенькам; при посадке (высадке) в (из) автобус(а) или автомобиль(я); при подходе к школе, преодолении бордюров, ступеней, при подъемах по пандусам; при посещении санузла, столовой.

Указанные барьеры являются основной проблемой для людей в инвалидной коляске, и преодолеть их можно только с помощью постороннего. Для обеспечения безопасности ре­бенка с нарушениями функций ОДА необходимо организовать сопровождение в данных ситуациях посредством введения в штатное расписание учреждения образования помощника воспитателя, который должен пройти обучение по оказанию безопасного сопровождения. Такое обучение организуют об­щественное объединение «Республиканская ассоциация инвали­дов-колясочников» ((017)226 69 56), а также «Эрготерапевтическая консультативная служба» Минского городского ЦКРОиР ((017)239 20 61).

С целью профилактики патологических стереотипных поз и движений учащимся с нарушением функций ОДА придают такие положения тела в пространстве, в которых формируются физиологически правильные стереотипы поз и движений. Для этого используются различные вспомогательные приспособле­ния и технические средства. Рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время менять положение тела: учащийся сидит на стуле, в коляске, стоит, лежит.

Вертикальное положение придается в вертикализаторе или стендере.. В стен­дере ребенок может находиться до нескольких часов в день, однако режим вертикализации подбирается индивидуально и описывается в индивидуальной программе сопровождения.

При организации функциональной среды класса можно использовать малые вспомогательные приспособления.

Утяжеленный жилет, браслеты-утяжелители. Рекомен­дуются детям со сниженным и колеблющимся тонусом, недо­статочной координацией движений конечностей, гиперкинезами, атаксией. Особенно эффективны на занятиях по тре­нировке самостоятельной ходьбы и вертикализации тела

Корсет (рис. 2). Дети с ДЦП часто имеют прерывистое, поверхностное неритмичное дыхание. Корсет способствует нор­мализации дыхания, делая его более глубоким, ритмичным. Корсет целесообразно применять для детей с пониженным тонусом мышц туловища и детей с недо­статочностью движений.

Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru
 

Если корсет используют в процессе приема пищи, то стоит надевать его за некоторое время до принятия пищи. Благодаря улучшению восприятия собственного тела ребенок лучше глотает.

Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru Создание доступного развивающего пространства в классе - student2.ru

Клин — приспособление треугольной формы, плоскости ко­торого сходятся под острым углом. Придав функциональную позу с помощью клиньев и валиков, поддерживается симметричное положение всего тела, ребенок лучше контролирует положение головы, сохраняет устойчивое положение плечевого пояса и уве­личивает собственную двигательную активность.

Платок для сидения. Для изготовления такого приспособ­ления достаточно тканевого платка средних размеров.

Такой платок применяют для детей, которые уже могут недолго сидеть сами, но не в состоянии уверенно удерживать это положение. Его можно использовать на уроках и занятиях, если нет специального стула. Это увеличит активность, улуч­шит внимание, так как ребенок будет сконцентрирован на занятии, а не на том, чтобы удержать равновесие.

Затылочный валик. Валик накладывается на затылочную область и захватывает область от уха до уха ребенка, но сами уши не закрывает. Толщина валика определяется индивидуально. Такое простое приспособление можно применять для уча­щихся с недостаточным контролем за положением головы, учащихся со сниженным тонусом, которые не в состоянии удерживать голову в выпрямленном положении.

Эластичный бинт. Эластичный бинт шириной около 25 см можно использовать вместо корсета. Использование корсета, эластичного бинта, платка способ­ствует нормализации дыхания, делает его более глубоким, ритмичным. Ребенок сосредотачивается на ощущениях своего тела. Происходит активация кровоснабжения, так как мы­шечное расслабление тесно связано с расслаблением сосудов. Спустя некоторое время ноги, стопы и кисти ребенка стано­вятся теплее. Ребенок может более длительное время концен­трироваться на занятиях.

Особенности организации и содержания коррекционных занятий

Коррекционно-педагогическая работа органически входит в триединую схему образования: обучение — воспитание — развитие. Она направлена на активизацию двигательной и со­циальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков со­циального взаимодействия, что в целом обеспечивает профи­лактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от ха­рактера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание де­фекта, установка на компенсацию, социальная позиция ин­дивида и т. д.

Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреж­дения образования.

Основной принцип коррекционной работы с детьми с нарушениями функций ОДА — принцип оптимальности, кото­рый требует, чтобы процесс достигал не просто несколько луч­шего, а наилучшего для данной системы уровня своего функ­ционирования. Это значит, что избранная форма и направле­ния коррекционной работы могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и академических успехов ре­бенка, его физической и психической работоспособности.

Выбор коррекционных занятий, формы их проведения, ко­личества часов на их проведение осуществляет учитель-дефектолог на основе изучения психофизических особенностей для каждого ребенка индивидуально — выбор должен быть психо­физиологически обоснован, социально и педагогически целе­сообразен, иметь коррекционно-развивающий эффект.

Содержание коррекционных занятий должно определяться структурой нарушения, возможным сочетанием нарушений функций ОДА с интеллектуальной недостаточностью, с трудно­стями в обучении, с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, а также уровнем сенсорного, интеллек­туального, моторного и речевого развития учащихся, особен­ностями личностного развития. Важно помнить, что ограниче­ния жизнедеятельности учащихся с нарушениями функций ОДА часто осложняются за счет сочетанных двигательных на­рушений и нарушений со стороны сенсорных систем (слух, зрение), высших психических функций, нарушений функций внутренних органов и т. д..

Деятельность учителя-дефектолога на коррекционных за­нятиях должна быть направлена не на репетиторство по пред­метам, а на устранение причин затруднений в усвоении уча­щимися предметных знаний и умений. Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ре­бенка нарушений развития психических функций и в форми­ровании учебной деятельности. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные интеллектуаль­ные умения, которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания. Поэтому содержание коррекционных занятий тесно связано с учебными затруднениями детей, а не с темами, изучаемыми на уроках.

Занятия могут проходить путем прямой коррекции (в виде тренинга с использованием специальных дидактических материа­лов и приемов коррекционного воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной ра­боты во времени) или косвенной коррекции (когда в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корриги­руется его психомоторная и мыслительная деятельность; ре­зультатом коррекции при этом выступают обогащение, уточне­ние, исправление имеющегося опыта и формирование нового).

Физическое развитие и воспитание как обязательная часть учебно-воспитательного процесса детей с нарушениями функций ОДА

Нарушения функций ОДА оказывают негативное влияние на развитие всех процессов в организме. Если, несмотря на слож­ность и характер заболевания, своевременно на протяжении роста и развития ребенка направлять и учить его правильно выполнять движения, применять обоснованную систему реаби­литационных мероприятий, можно добиться значительных успехов в его развитии.

Обязательным условием рационально построенного двига­тельного режима является качественное разнообразие движе­ний. Движения должны быть сбалансированными в количест­венном отношении с индивидуальными потребностями и воз­можностями растущего организма системой взаимосвязанных, рационально сочетающихся друг с другом организационных форм физического воспитания, направленных на удовлетво­рение биологической потребности ребенка в движении.

Движениями учащихся с нарушениями функций ОДА нуж­но управлять, т. е. формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой по­требность в движениях в течение суток (суточная двигатель­ная активность — СДА). Она зависит от генетических факто­ров, внешних воздействий и психофизического состояния. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяет самочувствие и работоспособность человека.

Основной задачей физической реабилитации являются фор­мирование адекватной двигательной активности, профилак­тика контрактур, обеспечение вспомогательными средствами (инвалидная коляска, костыли, протезы, ортопедическая обувь) и проведение лечебной физкультуры для укрепления мышеч­ной системы (изометрическая лечебная физкультура при забо­леваниях мышечной системы).

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реа­билитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лю­дей с особенностями психофизического развития, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению пол­ноценной жизни, а также осознание необходимости своего лич­ного вклада в социальное развитие общества. Деятельность на уроках по адаптивной физической культуре охватывает про­должительный период жизни (дошкольный, школьный, подро­стковый возраст) и является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры.

нельзя игнорировать просьбы детей с заболеваниями внутрен­них органов (порок сердца) или нарушением обмена веществ (диабет) типа: «Мне нужно передохнуть» или «Я больше не могу». При проявлении усталости педагог не должен усажи­вать учеников, стараясь обеспечить им пассивный отдых.

В подобной ситуации лучше предложить учащимся выпол­нить другие, облегченного характера, физические упражнения.

Адаптивная физическая рекреация — активизация, под­держание или восстановление физических сил, затраченных во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), профилактика утомления, развлечение, интересное про­ведение досуга, оздоровление, улучшение кондиции, повыше­ние уровня жизнестойкости через удовольствие или с удо­вольствием.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, ши­рота контактов, самоуправление, игровая деятельность, удо­вольствие от движения.

Внеурочные занятия

внешкольное время.

Адаптивный спорт имеет два направления:

рекреационно-оздоровительный спорт;

спорт высших достижений.

Рекреационно-оздоровительный спорт может реализовываться в школе как внеклассное спортивное занятие в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэро­бика, танцы (в том числе на колясках), хоккей на полу, баскет­бол, плавание, легкая атлетика и др.) как спортивные занятия и соревнования.

Спортивное занятие, ориентированное на формирование двигательных способностей учащихся, является одним из на­правлений процесса воспитания и развития детей с наруше­ниями функций ОДА.

Целью педагогической работы с детьми, имеющими нару­шения функций ОДА, не является адаптация к каким-либо нормам и стандартам, а воспитание у детей способности к дей­ствию, которая позволит им самосовершенствоваться и взаимо­действовать с окружающим миром:

познавать свои моторные возможности, развивать и совер­шенствовать их;

двигаться непринужденно и весело;

самостоятельно решать задачи, связанные с движением, с уче­том своих возможностей на данный момент;

накапливать опыт в совместных играх с другими детьми;

качественно улучшать моторику;

овладевать элементарными социальными способами действия;

содействовать в развитии личности (собственная инициа­тива и осознание ответственности);

накапливать опыт владения телом;

накапливать опыт взаимодействия с окружающим миром.

На всех занятиях у детей нужно воспитывать уверенность в себе, умение довести начатое дело до конца, самостоятель­ность, упорство и целенаправленность. Формирование этих черт личности — важная задача физического воспитания.

Содержание спортивного занятия может быть составлено с учетом особенностей каждой спортивной группы и ориенти­ровано как на психомоторную, так и на спортивно-педагоги­ческую область развития. Занятия по специальным видам спорта могут проводиться на внешкольных или внеклассных мероприятиях в каком-либо виде спорта, где принимает участие весь класс.

Для каждой группы детей необходимо определять свое содержание занятий, подбирать соответствующие виды спорта или разрабатывать новые формы движения. Основная задача состоит не в решении вопроса о том, какой вид спорта более подходит для определенного нарушения. Гораздо важнее ре­шить вопрос: каким образом изменить вид спорта, предостав­ляя возможность участвовать в нем детям с нарушениями функций ОДА. Большинство упражнений лучше всего предла­гать в виде увлекательных для ребенка игр, побуждая его к под­сознательному выполнению желаемых активных движений.

Дети с нарушениями функций ОДА должны усвоить, что, участвуя в спортивных состязаниях, каждый из них стано­вится частью целого, действия каждого игрока не должны носить изолированный характер, спортивные игры должны доставлять удовольствие.

Спорт высших достижений реализуется в спортивных и физ­культурно-оздоровительных клубах, общественных объедине­ниях инвалидов, детских юношеских спортивных школах, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского (Паралимпийского) движения.

Работа по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями функций ОДА

Работу в указанном направлении можно разделить на два этапа.

Подготовительный этап — изучение нормативных право­вых документов, материально-техническое и учебно-методиче­ское обеспечение образовательного процесса, подбор кадров, знакомство с родителями детей, имеющих нарушения функций ОДА, психологическая подготовка педагогического коллектива и родительской общественности.

Важно, чтобы учитель в специальный класс, в котором обучаются дети с нарушениями функций ОДА, назначался на добровольной основе и подобрать воспитателей. Интересно и макси­мально полезно организовать внеклассную работу с детьми (эмоциональное развитие, развитие мелкой моторики, проф­ориентация и т. д.).

Учитывая, что у детей с нарушениями функций ОДА воз­можность посещать кружки и студии ограничена, для разви­тия коммуникативных навыков и творческих способностей, проведения профориентации необходимо начинать с начальных классов и выбирать в качестве направлений такие виды дея­тельности, которые давали бы не только знания и умения, но и носили бы терапевтический эффект. Детям не предлагается физическая работа в полном смысле этого слова. Но они могут делать игрушки из папье-маше, лепить из пластилина и гли­ны, рисовать, красить, вышивать, плести из соломки.

На II и III ступенях обучения в качестве профориентации необходимо выбирать такие виды деятельности, которые давали бы не только бытовые знания и умения, но и навыки будущей профессии. Целесообразно применять обучение в действии — на выпуске конкретного продукта (например, выпуск буклета, создание сайта и т. д.). Учитывая физические особенности детей с нарушениями функций ОДА, это могут быть виды деятельности, не связанные с физической нагрузкой и переме­щениями: компьютерные технологии, иностранные языки, фотография, редакторское дело, полиграфия, бухгалтерское дело.

Во время урока, а также на перерывах детей с нару­шениями функций ОДА сопровождает учитель-дефектолог, что необходимо отразить в его функциональных обязанностях, в послеурочное время — помощник воспитателя. Целесообразно к этапу сопровождения учащихся с нарушениями функций ОДА привлекать организации, осуществляющие волонтерские функции (БРСМ, пионерская организация, студенты), родитель­скую общественность.

Важное значение на подготовительном этапе имеет взаимо­действие с родителями: зная индивидуальные особенности своих детей, родители могут оказать консультативную помощь по вопросам создания доступной среды, в поиске внебюджетных средств финансирования, составлении календарно-тематиче­ского планирования коррекционных занятий, организации волонтерского движения.

Этап практической реализации. В течение первого месяца обучения осуществляется динами­ческое изучение учащихся с целью корректировки созданного макро- и микропространства: совместно с родителями и деть­ми определяются места установки дополнительного оборудова­ния, дооборудование учебных кабинетов и кабинета учителя-дефектолога, создаются условия для оптимального двигатель­ного режима и физической реабилитации учащихся.

Вопросы обучения должны постоянно на­ходиться на контроле администрации. В соответствии с планом внутрицентровского контроля необходимо отслеживать ситуацию в класс: изучение уров­ня мотивации к обучению, комфортности на уроках и в си­стеме взаимоотношений «учитель—ученик», проведение социо­метрических исследований и т. д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Заместитель Министра образования РБ

К. С. ФАРИНО 16 сентября 2010 г.

Решения:

1. проводить дальнейшее совершенствование безбарьерной пространственной среды в ЦКРОиР (организация макропространства) при планировании ремонтных работ

2. Продолжать работу по созданию доступного развивающего пространства в классах (организация микропространства)

3. выполнять методические рекомендации по организации и содержанию коррекционных занятий, принять к выполнению примерную форму технологической карты коррекционного занятия

4. учителям классов совместно с учителем физвоспитания разработать режим двигательной активности для детей с нарушениями ОДА

5.

1.

Наши рекомендации