Понятие мультимодальности в обучении чтению иностранному языку. В соответствии с основной целью современного образования - создание оптимальных условий для получения всеми обучающимися качественного доступного образования

В соответствии с основной целью современного образования - создание оптимальных условий для получения всеми обучающимися качественного доступного образования и воспитание творческого человека, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям, в современной школе особенно актуален учет модальностей обучающихся при изучении иностранного языка как один из факторов формирования, развития и совершенствования обучения чтения. При обучении иностранному языку происходит низкий уровень учебной мотивации у большинства обучающихся, поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды. В такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. При изучении иностранного языка учащиеся отличаются друг от друга как своими индивидуальными психофизиологическими особенностями (фонематический слух, интонационные способности, тип и объем памяти, внимания и др.), так и субъектными психическими свойствами (умения работать в группах различного состава, владение рациональными приемами учения и др.), а также личностными свойствами (сфера интересов, желаний, склонностей, мировоззрение, эмоциональная сфера, статус в коллективе).

Петрова М А. полагает, что на уроках английского языка должны задействованы все каналы восприятия информации, делая упор на ведущую модальность, то познавательные и творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, т. к. повысится интерес к предмету, сформируются и будут развиваться ключевые компетенции и УУД, улучшится качество знаний по предметам. Кроме того, знания о психофизиологических особенностях ориентируют учителя на развитие мотивации у конкретного ученика, а имея представления о социально-психологическом климате в классе и о статусе каждого ребенка в группе и микрогруппе гораздо проще и эффективнее строить парную и групповую работу на уроках. Психосберегающий подход позволяет приспособить процесс обучения к индивидуальным особенностям обучающихся, а главное к специфике их психики, темперамента и склада личности каждого из них (экстраверсия и интроверсия) и с учётом этого существенно повысить качество овладеваемой ими практической деятельностью. Так, всех обучающихся можно условно разделить на три группы: аудиалы, визуалы и кинестетики, и различия в этом плане соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта. Естественно, что аудиалы отдают предпочтение слуховому восприятию, а у визуалов в основе обучения лежит зрительное восприятие информации. Кинестетики же, для которых характерна импульсивность, обучаются в действии через решение коммуникативно-познавательных задач или через выполнение практических заданий, требующих от них активных действий.

При воспроизведении учебной информации также необходимо учитывать, какая из трех систем является ведущей. Психосберегающие технологии обучения иноязычному общению включают различные приемы воздействия на работу памяти, внимания и мышления обучающихся (музыкальное сопровождение звучащего текста, смена интонаций и скорости говорения, звуковые и световые эффекты, приём контраста и другие психотерапевтические эффекты). Эффективность воздействия заключается в том, что благодаря снятию стресса усиливается память, слух, интуиция и увеличивается объём усваиваемой информации. Кроме того, такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников.

Для реализации образовательных потребностей одаренных детей (которые также выявляются посредством мониторинга), включаю в учебный процесс материалы развивающего и опережающего характера, для чего периодически использую элементы модульной технологии. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе и строится на идеях развивающего обучения. Учебный материал усваивается посредством самостоятельных активных действий самого обучающегося, который выполняет разработанные учителем задания учебного модуля и проводит самоконтроль и самооценку (деятельностный принцип). Выполняя задания с дозированной помощью учителя (подбадривание, указание ориентира и т.п.), ученик находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам (принцип развивающего обучения). Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Следовательно, модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля [17]

А.А. Кибрик раскрывает адекватное представление о естественной языковой коммуникации, которое может быть получено лишь при мультимодальном подходе, учитывающим все коммуникативные каналы и их внутреннюю организацию. Принципиальной разницы между вербально передаваемой информацией и информацией, передаваемой просодически или жестами, не существует. Только подход, признающий мультимодальность коммуникации, имеет шанс на создание реалистической лингвистики будущего.

Понятие (мульти) модальности в узком смысле слова относится к различию между человеческими органами чувств, в первую очередь различию между зрительным и слуховым каналами. Однако в рамках каждого из этих каналов есть дальнейшие, более дробные различия, которые также охватываются понятием мультимодальности. Так, в звучащей речи имеется сегментный (вербальный) компонент и множество несегментных (просодических) параметров. Визуальный канал включает жестикуляцию, направление взора, мимику и другие аспекты «языка тела». Письменный дискурс, также воспринимаемый визуально, помимо вербального компонента включает целый набор графических параметров, таких как шрифт, цвета, формат и т. д. Современное понятие мультимодальности включает все это разнообразие [18]

Таким образом, вопреки сильным традициям фрагментации, характерным для современной науки, представляется несомненным, что просодия и визуальные средства коммуникации должны изучаться вместе с вербальными средствами в рамках единого подхода.

Наши рекомендации