Особенности организации развивающего пространства в логопедической группе

Очень важное значение при формировании высших психи­ческих функций у ребенка с проблемами в развитии имеет ор­ганизация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Извест­но, что предметно-пространственная развивающая среда созда­ет возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познава­тельную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.

Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициа­тивности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамк­нутые микропространства для игр детей поодиночке или не­большими подгруппами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять обо­рудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстни­ками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное разви­тие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Младшая группа

При организации предметно-пространственной развива­ющей среды в групповом помещении младшей логопедиче­ской группы нужно учитывать, что дети младшего дошколь­ного возраста плохо реагируют на пространственные измене-

ния обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, в связи с чем не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой па­тологией движения плохо скоординированы, дети моторно не­ловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространст­венная организация среды должна одновременно и обеспечи­вать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, ката­ния в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооруже­ния модульных конструкций. В группе должны быть 2—3 больших надувных мяча, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка-кольцеброс. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухо­вого и зрительного внимания и восприятия), в группе необ­ходимо иметь достаточное количество постоянно заменяемых звучащих, игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают круп­ные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из раз­личных материалов чистых цветов и несложных форм. Для этой цели рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные представ­ления об окружающем. Помня о том, что развитие речи не­посредственным образом связано с развитием мелкой (паль­цевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количест­вом игр и пособий для развития мелкой моторики.

У детей четвертого года жизни с тяжелой речевой патоло­гией формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функциях предметов ближайшего окружения, поэтому в групповом по­мещении обязательно создается центр экспериментирования «Мы познаем мир» — место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов:





«Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воз­душные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в ак­вариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши по­мощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Пригото­вим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяже­лый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполага­ет создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей логопедической группе необ­ходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей логопедической группе обязательно оборудует­ся уголок «Учимся говорить», оснащенный наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в зву­коподражаниях, уточнения произношения гласных и соглас­ных раннего онтогенеза, наборами игрушек для проведения артикуляционной и ритмической гимнастики, подборками предметных картинок по изучаемым лексическим темам, так как ведется активная работа по накоплению, уточнению и расширению словаря дошкольников.

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете,как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей ус­ловия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, доста­точный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картин­ки и интересные игрушки — немаловажные детали для успеш­ной работы с детьми.

Логопедический кабинет должен представлять собой хоро­шо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. В младшей группе под зеркалом располагается полка для картотек предметных картинок и ре­чевого материала (уточнение произношения в звукоподража­ниях, произношения гласных и согласных раннего онтогене­за), а также скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком. Логопед может подобрать такую игрушку-«по-мощницу» для проведения каждого упражнения артикуляци­онной и мимической гимнастики.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыха­тельные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно прово­дить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован парой детских столиков и несколь­кими детскими стульчиками.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный матери­ал по разным разделам работы для свободной деятельности



детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развива­ющую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные кар­тинки или плоские сборные игрушки.

В кабинете логопеда младшей логопедической группы ре­комендуется создать особую сенсорную зону, содержащую иг­рушки и пособия для совершенствования чувственного опыта детей, формирования перцептивной деятельности, знакомства с разными способами обследования предметов, развития слу­хового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-дей­ственного и наглядно-образного мышления, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Обязатель­но должны быть оборудованы отдельные уголки с развива­ющими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

При этом следует помнить, что, организуя места для сво­бодной деятельности детей, необходимо учитывать особенно­сти их развития и не перегружать уголки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лек­сическим темам. В каждую папку или коробку комплектуются крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расши­рения словаря, формирования умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением; формиро­вания и совершенствования грамматического строя речи, фо-нетико-фонематических представлений, связной речи, зри­тельного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых пси­хических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обы­грывания предусмотренных программой сказок. Составляя

еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечи­вать их необходимыми играми и пособиями из своего ка­бинета, что позволит эффективно осуществлять преемст­венность в работе и закреплять с детьми пройденный ма­териал.

На двери кабинета или отдельном стенде логопед разме­щает график и расписание работы, список детей по подгруп­пам (который регулярно обновляется), советы и методические рекомендации родителям.

При оформлении микрозон в младшей логопедической группе особое значение приобретает использование пикто­грамм, алгоритмов, схем, например алгоритма одевания в раз­девалке, алгоритма умывания в туалетной комнате, схем по­строек в центре «Маленькие строители» и алгоритма сбора пирамидки в уголке «Маленькие конструкторы», пиктограмм в туалете и у входных дверей. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного гнозиса.

Одним из условий успешной коррекционной работы в ло­гопедической группе является «оречевление» всего педагоги­ческого процесса. Это в особой степени касается работы по схемам и алгоритмам. Педагоги обязательно должны подробно объяснять детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ. При обсуждении работы по схемам необхо­димо поощрять речевую активность детей.

Ниже приведены некоторые алгоритмы и пиктограммы, которые можно использовать в работе с детьми младшего до­школьного возраста (рис. 5, 6).

Наши рекомендации