I. Организационный момент.
Логопед: — Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.
II. Беседа о зиме.
Логопед: — Я вам загадаю загадку:
Снег на полях,
Лед на руках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
— Сегодня мы с вами будет говорить о зиме. Какое сейчас время года? (Зима),
— Какая погода стоит зимой (Холодная)
— Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная)
— Что выпадает зимой? (Снег)
— Если зимой снежно, то значит зима какая? (Снежная)
— А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная)
Аналогично дети образуют прилагательные от наречий рано, поздно, метельно: ранняя, поздняя, метельная.
— А если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то зима какая? (Студеная).
— Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?, (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная).
— Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными и непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.
Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, облака.
Дети составляют предложения о зиме.
Логопед: — Вы говорили, что зимой падает снег? Какой выпадает снег? (Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый...).
Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладывается снег).
Логопед: — Какие бывают сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые). Составьте предложение.
Дети: — Появились огромные пушистые сугробы.
Логопед: — Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?
Дети: — Они замерзают, покрываются льдом.
Логопед: — Какой бывает лед? (Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий). Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом. (На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка).
Логопед: — Назовите птиц, которые зимуют у нас (снегири, воробьи, синицы...).
— Если они зимуют, то как их называют? (Зимующими)
— Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?
I (Холодно, голодно).
Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.
Логопед:—А как можно помочь птицам? (На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормушки и кормят птиц).
III. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ.
У каждого ребенка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой. Логопед предлагает каждому ребенку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ. Например: Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие, мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным, твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.
IV. Итог занятия.
Логопед отмечает детей, которые были наиболее активны на занятии.
* *
Тема: «Простое распространенное предложение»
Цель: Закрепление навыка практического построения простого предложения по модели: «существительное + глагол+наречие».
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: — Постройтесь в той последовательности, которую я назову: первой будет Наташа, вторым — Илья, за ним — Сергей и т. д. — Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я назову слово, брошу мяч, а вы поймаете мяч и назовите слово наоборот?
Кто правильно ответит — сядет. Я, например, скажу — низко, а вы — высоко.
Логопед: Дети:
тепло холодно
медленно быстро
тихо громко
близко далеко
светло темно
Логопед: — Послушайте загадку и отгадайте ее: Снежная, метельная, холодная, суровая. Что это? (Зима)
II. Беседа по сюжетной картине «Зима».
Логопед: — Какое время года изображено на картине? (Зима)
— Кто вышел гулять (Дети)
— Во что одеты дети? (Дети одеты в шубы, шапки, валенки) .
— Им тепло? (Детям тепло).
— Почему дети одеты тепло? (На улице холодно)
— На чем катаются дети? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках).
— Санки катятся с горы. Они катятся медленно?
— Нет, быстро.
— Значит, как катятся санки? (Санки катятся быстро).
— Кого видим вдали? (Лошадь; лошадь идет в гору, ей тяжело)
— Она идет быстро? (Медленно, лошадь идет медленно).
— Дети катаются вместе, они дружат. Как они катаются?
(Дети катаются дружно).
— Посмотрите сюда: мальчик упал, он улыбается, а девочка смеется. Им грустно? (Нет, весело). Значит, как играют дети? (Весело).
Далее предлагается составить предложение по вопросам: Кто? Что делает? Как?Используется сюжет картины. Например: дети одеты тепло, лошарь идет медленно, дети катаются весело.
IV. Динамическая пауза.
Логопед: — Сейчас мы с вами пойдем на улицу играть. Наденем валенки (показывает движения, имитирующие обувание) и прочитаем вместе стихотворение:
Ко—ко—ко,
Ко—ко—ко! (Хлопки)
В валенках нам мягко,
Сухо и тепло! (Притоптывание)
V. Составление предложений по демонстрации действий.
Логопед: — Сейчас вы будете выполнять действия и рассказывать, кто что делал.
Вызываются 2 помощника, каждому дается задание:
— Ты, Наташа, пой громко. Ты, Илья, пой тихо.
Вопросы к детям:
— Как пел Илья? Как пела Наташа? Кто составит полное предложение про Наташу и Илью?
Логопед вызывает новых помощников. Дети выполняют другие действия и составляют предложения:
Лена идет быстро.
Таня идет медленно.
VI. Итог занятия.
Логопед: — Сейчас вы поможете мне рассказать, как вы сегодня занимались. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно и исправьте меня, если я сделаю ошибку.
— Дети работали дружный.(Дети работали дружно).
— Дети отвечали правильный.(Дети отвечали правильно).
— Я загадывала загадку, а дети отгадывали быстрый(Дети отгадывали быстро).