К идущему на педагогическую практику пятикурснику
Оглавление
Обращение к идущему на педагогическую практику пятикурснику…………….. | |
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической практики…………………………………………………………………. | |
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики………… 1.2. Содержание производственной педагогической практики………….. 1.3. Учебно-методическое руководство педагогическим аспектом производственной практики ….……………………………………… 1.4. Обязанности студента во время производственной педагогической практики…………………………………………………………………. 1.5. Подведение итогов практики и оценка результатов деятельности студентов…………………………………………..................................... | |
Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению учебных поручений кафедры педагогики……………………………………… | |
2.1. Примерное распределение содержания деятельности студентов-практикантов по выполнению учебных поручений кафедры педагогики………………………………………………………………. 2.2. Спецкурс «Профессиональное становление учителя». Учебно-тематический план ……..……………………………………………… 2.3. Лист самооценки уровня сформированности профессиональных и личностных качеств педагога……………………………………… | |
Раздел 3. Оформление дневника педагогической деятельности……………. | |
3.1. Общие сведения об учебном заведении………………………………. 3.2. Индивидуальный план работы студента-практиканта………………. | |
Раздел 4. Технологии выполнения педагогических заданий………………… | |
4.1. Индивидуальное задание исследовательского характера…………… 4.2. Технология разработки и анализа зачетного воспитательного дела... 4.3. Анализ педагогической ситуации на примере собственного опыта деятельности……………………………………………………………. 4.4. Рефлексия педагогического взаимодействия студента-практиканта с основными субъектами педагогической системы, в которой осуществляется производственная педагогическая практика……… |
Обращение
к идущему на педагогическую практику пятикурснику
Юный коллега! Вы приступаете к практическому постижению самой универсальной и захватывающей в мире профессии. «Важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Не будем скрывать, что процесс адаптации к творческой профессии учителя протекает достаточно сложно, а иногда и болезненно. Преодолеть трудности адаптации, обрести себя в профессии Вам, возможно, помогут советы опытных педагогов:
· Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении!
· Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе и речи не может быть о творчестве!
· Развивай в себе незаурядность. Не замыкайся в своем учительстве. Ты должен быть интересен детям!
· Будь оптимистом! Придерживайся педагогической аксиомы: «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применения».
· Будь честным!
· Цени юмор в общении с учениками! В классе будь готов ко всему: к высшим проявлениям человеческого духа и к любой «первобытности». Не падай в обморок, а анализируй и работай.
· Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть!
· Обрети гражданскую позицию!
· Помни, что главная цель воспитания – счастливый человек!
· И, наконец, самое последнее:
Не воспринимай эти советы как безапелляционное провозглашение непреложных истин!
Мы желаем Вам успехов в постижении профессии и предлагаем Вам познакомиться с Клятвой учителя Шалвы Амонашвили, в которой содержится то, что так важно в работе с детьми: круг личностных и профессиональных ценностей учителя-гуманиста.
Клятва учителя
Я- Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:
· любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца;
· быть им верным и преданным;
· следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности;
· быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
· о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности;
· о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества;
· об очеловечивании знаний и очеловечивании среды вокруг каждого ребенка;
· об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.
Клянусь:
· не вредить детям;
· не вредить Ребенку.
Раздел 1. Организация и проведение производственной педагогической практики
1.1. Цель и задачи производственной педагогической практики
Производственная педагогическая практика студентов выпускного курса МГЛУ является завершающим этапом профессиональной подготовки к самостоятельной педагогической деятельности. Базой ее проведения являются различные типы учебных заведений Республики Беларусь: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, вузы.
Производственная педагогическая практика направлена на закрепление полученных в вузе знаний, формирование у будущих специалистов умений проектировать, конструировать, организовывать и анализировать профессиональную деятельность, развитие их профессионального мышления, а также формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Смысловая направленность завершающего этапа педагогической практики в МГЛУ — подготовить студентов к целостному и творческому выполнению функций учителя иностранного языка.
Опираясь на представления студентов о педагогической деятельности и себе как самоопределяющемся профессионале, опыт изучения психолого-педагогических, языковых и общекультурных дисциплин, производственная практика призвана:
· способствовать формированию гуманистической мировоззренческой позиции будущих учителей иностранного языка, воспитанию у них профессионально значимых качеств;
· содействовать углублению и обогащению психолого-педагогических и специальных знаний в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия с учащимися, их родителями, коллегами;
· обеспечивать практическое освоение студентами современных методик, техник и технологий обучения и воспитания, отработку общепедагогических и методических умений и навыков, обусловливающих успешность учебно-воспитательного процесса;
· обогащать мотивацию профессиональной педагогической деятельности, стимулировать выработку творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, а также приобретение опыта критического анализа результатов своего труда, самостоятельного и ответственного принятия педагогических решений;
· включать студентов в процесс самопознания сильных и слабых сторон своей личности и на этой основе способствовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;
· ознакомить будущих учителей с современным состоянием учебно-воспитательной работы школы и стимулировать к оказанию посильной научно-методической и социально-педагогической помощи школе в решении проблем воспитания и обучения.
В течение производственной педагогической практики у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
Академические компетенции
· Владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач:
– Теоретико-методологические знания о человеке как биосоциопсихическом существе; основные методологические подходы и принципы воспитания и обучения; типологические (возрастные) и индивидуальные закономерности воспитания и обучения; развития личности на всех стадиях онтогенеза; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессиональной деятельности современного учителя;
– Методические знания – современные технологии учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, моделирования педагогической деятельности;
– Прикладные знания – способы, приемы, виды психолого-педагогической диагностики и коррекции, психотехнические приемы (например, я-высказывание, активное слушание) психолого-педагогическое сопровождение личности и малой группы (коллектива) в педагогическом процессе.
· Работать самостоятельно с психолого-педагогической литературой.
· Обладать способностью соотносить понятийный аппарат «педагогики» с реалиями школьной жизни.