Проходящих педагогическую практику в вузе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА,

ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ В ВУЗЕ

Минск 1999

Авторы:

Л. Н. Дичковская, канд. психологических наук;

Л. С.Кравченко, канд. психологических наук

Утверждено советом философско-экономического факультета

Рассматриваются психологические трудности в профессии педагога, факторы и условия успешной педагогической деятельности, критерии психологического анализа лекций (семинарских занятий). Приводятся психологические задания для студентов, проходящих педагогическую практику в вузе. Предназначено студентам философско-экономического факультета

Учебное издание

Дичковская Людмила Николаевна

Кравченко Людмила Савватьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА, ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ В ВУЗЕ

Ответственный за выпуск Л. С. Кравченко

Редактор Н. Ф. Акулич Корректор Е. И. Казачек

Подписано в печать 29.01.99. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,59. Тираж 100 экз, Зак. 103у-

Отпечатано в Издательском центре БГУ

Белорусский государственный университет.

Лицензия ЛВ № 315 от 14.07.98. 220050, Минск, пр. Ф. Скорины, 4.

> Белгосуниверситет, 1999

Педагогическая практика студентов в вузе — новый, интересный и вместе с тем трудный опыт. Для некоторых это - первое прикосновение к будущей профессии. И для того чтобы этот опыт был успешным, необходимо иметь не только педагогические умения и специальные знания по своей дисциплине, но и определенную психологическую подготовку.

Психологическая подготовка будущего преподавателя предполагает знание основных проблем и трудностей, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности, Вот некоторые из них:

§ неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности;

§ недостаточное знание себя и неумение использовать свои сильные стороны в соответствующей ситуации;

§ неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;

§ недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;

§ неумение построить процесс общения со студентами.

Обратимся к психологическим трудностям в профессии педагога.

ЗАДАНИЕ 1

Проведите ретроспективный анализ собственной лекции (семинарского занятия) и опишите ее по следующей схеме:

§ подготовленность к занятию (степень владения информацией и осознания цели и внутренней готовности к ее реализации);

§ логическая последовательность изложения информации;

§ оценка по 7-балльной шкале (6-7 - умения или качества выражены ярко, 5 - выше среднего, 4 - средне, 3 - ниже среднего, 2 - слабо, 1 – не выражены), насколько содержание лекции соответствует научным критериям, предъявляемым к учебной информации (объективность,

§ структурность, полнота информации, адекватность, своевременность и непрерывность, доступность). Содержание критериев раскрыто на стр. 17—18 данных методических рекомендаций;

§ с помощью каких форм и приемов работы добивались активности и самостоятельности мышления студентов (система вопросов, создание проблемных ситуаций, использование задач и т.д.);

§ анализ эффективности использованных методов, средств активизации интеллектуальной деятельности студентов, способ организации их внимания и т.д.

Опишите особенности Вашей самоорганизации на занятиях:

• рабочее самочувствие в начале лекции и в процессе проведения (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и т.д.);

• педагогический такт (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);

• психологический климат в аудитории (положительный, неустойчивый с преобладанием положительных характеристик, неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик, отрицательный);

• какие способы воздействия на аудиторию Вы использовали (убеждение, внушение);

• Ваше отношение к студентам (строгое, в меру требовательное, внимательное, равнодушное).

Проведите самоанализ владения психолого-педагогической техникой и дайте ей оценку:

• умение организовать свою деятельность (подготовка к лекции, чтение
лекции);

• умение заинтересовать студентов, вдохновить их;

• умение владеть голосом, мимикой, жестами;

• умение управлять своими эмоциями, настроением.

ЗАДАНИЕ 2

По аналогичной схеме проведите анализ занятия своего однокурсника и опишите его, уделив дополнительное внимание следующим вопросам;

§ план и структура лекции (четкие, расплывчатые, беспорядочные);

§ логичность и доказательность информации: лектор убедительно доказывает правильность выдвинутых положений, бездоказательно декларирует информацию;

§ содержание лекции;

§ наличие или отсутствие вопросов» заставляющих студента размышлять;

§ темп речи (легко записывать, сложно);

§ манера чтения лекции (увлекательная, живая, скучная, наглядная, монотонная и т.д.);

§ отношение студентов к информации (записывают лекцию большинство студентов, меньше половины, не записывают);

§ наличие контакта с аудиторией и отношение лектора к студентам (слишком строгое, в меру требовательное, равнодушное, внимательное);

§ что способствовало, что мешало реализации целей и задач лектора.

Опишите трудности» с которыми Вы встретились в процессе подготовки и проведения занятия. Если эти трудности Вы связываете с Вашими личностными качествами, то, может быть, Вам помогут разобраться в этом предлагаемые ниже тесты.

ЗАДАНИЕ З

Для количественной оценки стиля коммуникативной деятельности педагога рекомендуем заполнить тестовую карту, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Студенты-стажеры (4-5 человек), присутствующие на лекции, независимо друг от друга должны оценить семь характеристик поведения педагога-стажера, читающего лекцию. На основании их оценок определяется усредненная оценка. Оценку психологических характеристик следует проводить по предлагаемой шкале (табл. 1), а при обсуждении нужно обосновать, какие действия вызвали те или иные оценки.

Таблица 1

Доброжелательность 7 6 5 4 3 21 Недоброжелательность
Заинтересованность Безразличие
Поощрение инициативы обучаемых 7 6543 2 1 Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) Отсутствие дифференци-рованности (нет индивидуального подхода)

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близка к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией.

44-35 баллов - высокая оценка. В аудитории создана дружеская, непринужденная атмосфера. Студенты заинтересованы темой занятий, активно высказывают мнения. Стихийность отсутствует. Занятие проходит продуктивно при активном взаимодействии сторон.

34-20 баллов - педагог вполне удовлетворительно владеет приемами общения. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказывается в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть студентов, а остальные выступают в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Педагог не всегда гибко реагирует на ситуацию. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву общению.

19-11 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам педагога с аудиторией. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль соответствует авторитарной или неконтактной моделям общения.

10—7 - очень низкая оценка. Взаимодействие со студентами отсутствует. Педагогические функции ограничены лишь информационной стороной.

Выполнение 1,2,3 заданий является обязательным. Задания 4,5,6 выполняются по выбору студентов.

ЗАДАНИЕ 4

В прелагаемой ниже методике. По установлению контакта с аудиторией ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы:

1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателей?

3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Достаточно ли кратки Ваши распоряжения?

5. Если слушатель не задает Вам вопросов после того, как Вы высказались,
считаете ли Вы, что он Вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?

7. Следите ли Вы за логичностью Ваших мыслей и высказываний?

8. Побуждаете ли Вы слушателей задавать вопросы?

9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?

10. Отличаете ли Вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?

13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли Вы вежливо и доброжелательно?

15. Следите ли Вы за впечатлением, производимым Вашими словами?

16. Делаете ли Вы паузу для обдумывания?

«Ключ»

По 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13 вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.

Результат от 12 до 16 баллов - отличный, 10-12 баллов - средний, менее 9 баллов - плохой (Вам надо задуматься над созданием контакта с аудиторией).

ЗАДАНИЕ 5

Оценка степени уверенности в себе. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет».

1. Часто ли Вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, не переутомились?

2. Бывает ли с Вами, что Вы вдруг испытываете неуверенность, заперли ли Вы за собой дверь?

3. Часто ли Вы огорчаетесь без определенной причины?

4. Безразлично ли Вам, когда, находясь в театре, Вы сидите в середине ряда?

5. Трудно ли Вам настроиться на чей-то неожиданный визит?

6. Пугаетесь ли Вы иной раз, когда звонит телефон?

7. Часто ли Вам снятся сны?

8. Быстро ли Вы принимаете решения?

9. Неприятно ли Вам, если Вы обнаруживаете на своей одежде пятно и Вам приходится в таком виде куда-то идти?

10. .Любите ли Вы заводить новые знакомства?

11 .Бывает ли с Вами, что перед поездкой в отпуск Вы вдруг отказываетесь

от нее?

12,Просыпаетесь ли Вы ночью с ощущение сильного голода?

13,Хочется ли -Вам порой остаться наедине с самим собой?

14.Если Вы пришли в кафе один (одна), присаживаетесь ли Вы за столик,

за которым сидят посетители, хотя есть свободный стол?

15. Руководствуетесь ли Вы в своих поступках, главным образом, тем, чего

ожидают от Вас другие?

Вы получите по баллу за утвердительные ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6,11, 12,15 и за отрицательные ответы на вопросы 7,8,9,10,13,14. Значит, Вы можете получить максимум 15 баллов.

0 - Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что Вы не вполне откровенны в своих ответах.

1-4 - Вы свободны от опрометчивых поступков. Некоторая доля неуверенности является не недостатком, а доказательством гибкости Вашей психики.

5~8 - у Вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди почти всегда могут на Вас положиться. Правда, из-за этой Вашей черты иногда страдает непосредственность выражения чувств:

9-12 - Ваша потребность быть уверенным в себе человеком настолько сильна, что Вам грозит опасность зачастую видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле, а соответствующими Вашим представлениям. Если Вы не готовы хотя бы изредка отважиться на «прыжок в неизвестное», то в Вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.

13-15 - Ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в шашки, Вы и тут прежде всего испытываете сомнения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но когда она вырастает до таких размеров, то малейшее изменение обстоятельств разрушает у вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если Вы хотите преодолеть это, то Вам придется заставить себя примириться с некоторой долей неуверенности.

Уверенность в себе можно развить, работая над этим самостоятельно или в группе в режиме социально-психологического тренинга.

ЗАДАНИЕ 6

ТРЕБОВАНИЯ

к оформлению отчета о выполнении студентом психологических заданий в период педагогической практики

Результаты анализа занятий оформляются студентом-практикантом в тетради. На титульном листе пишется:

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

Студента(ки) БГУ

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

группы_________________________ курса_________________________

факультет________________________

Место прохождения педагогической практики

_______________________________________________________________________________

Групповой методист

_______________________________________________________________________________

Срок сдачи отчета на кафедру психологии

проходящих педагогическую практику в вузе - student2.ru Отчет в конце последней страницы текста подписывается и датируется студентом. За 5 дней до окончания педагогической практики отчеты сдаются старостами групп для проверки на кафедру психологии. После проверки (через 2-3 дня) отчеты с оценкой забираются старостами групп и возвращаются групповым методистам, которые с учетом оценок по психологическим аспектам педпрактики выставляют итоговую оценку по ней.

Студенты заочного факультета высылают отчеты о выполнении задания для проверки в университет вместе со всей отчетной документацией по педпрактике. Просьба возвращать методические рекомендации на кафедру психологии.

Оглавление

1. Трудности в педагогической работе

2. Преподаватель в аудитории: что способствует успеху?

3. Психологический анализ лекций (семинарских занятий)

4. Задания студентам, проходящим педагогическую практику в вузе

5. Требования к оформлению отчета

6. Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д., 1997.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. ML, 1987.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М, 1979.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Моллой Дж. Одежда для успеха. М., 1992.

Практическая психология для преподавателей, М., 1997.

Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. Казань,

1983.

Реан А.А, Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

Рмданова И.И. Основы педагогического общения. Минск, 1998.

Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА,

ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ В ВУЗЕ

Минск 1999

Авторы:

Л. Н. Дичковская, канд. психологических наук;

Л. С.Кравченко, канд. психологических наук

Утверждено советом философско-экономического факультета

Рассматриваются психологические трудности в профессии педагога, факторы и условия успешной педагогической деятельности, критерии психологического анализа лекций (семинарских занятий). Приводятся психологические задания для студентов, проходящих педагогическую практику в вузе. Предназначено студентам философско-экономического факультета

Учебное издание

Дичковская Людмила Николаевна

Кравченко Людмила Савватьевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА, ПРОХОДЯЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ В ВУЗЕ

Ответственный за выпуск Л. С. Кравченко

Редактор Н. Ф. Акулич Корректор Е. И. Казачек

Подписано в печать 29.01.99. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,59. Тираж 100 экз, Зак. 103у-

Отпечатано в Издательском центре БГУ

Белорусский государственный университет.

Лицензия ЛВ № 315 от 14.07.98. 220050, Минск, пр. Ф. Скорины, 4.

> Белгосуниверситет, 1999

Педагогическая практика студентов в вузе — новый, интересный и вместе с тем трудный опыт. Для некоторых это - первое прикосновение к будущей профессии. И для того чтобы этот опыт был успешным, необходимо иметь не только педагогические умения и специальные знания по своей дисциплине, но и определенную психологическую подготовку.

Психологическая подготовка будущего преподавателя предполагает знание основных проблем и трудностей, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности, Вот некоторые из них:

§ неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности;

§ недостаточное знание себя и неумение использовать свои сильные стороны в соответствующей ситуации;

§ неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;

§ недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;

§ неумение построить процесс общения со студентами.

Обратимся к психологическим трудностям в профессии педагога.

Наши рекомендации