Требования к профессиональным компетенциям.
В организационно-руководящей деятельности:
- контролировать и поддерживать рабочую и производственную дисциплину;
- составлять документацию (графики работ, инструкцию, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
- 6 –
- работать с юридической литературой и рабочим законодательством;
- организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты работы;
- разрабатывать, представлять и согласовывать служебные материалы;
- эффективно использовать вычислительную, множительную, аудио-видео записывающую и воспроизводящую технику, современные средства коммуникации.
В научно-исследовательской деятельности (в области фундаментальной и прикладной культурологии, информационных технологий, менеджмента, маркетинга, финансирования, рекламы в социокультурной сфере):
- анализировать и оценивать используемые сведения;
- обладать компьютерными методами сбора, сохранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности.
В инновационно-методической деятельности:
- оценивать состояние, тенденции и перспективы развития культуры;
- прогнозировать, планировать и осуществлять инновационно-методическую и художественно-творческую деятельность учреждений культуры и искусства;
- выявлять интересы населения в разных видах досуга и разрабатывать социально-культурные программы по его организации в конкретном микросоциуме.
В коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности:
- качественно составлять необходимые служебные документы;
- осуществлять финансово-экономичное обеспечение учреждений культуры;
- осуществлять перевод учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования, содействовать их работе в условиях рыночных отношений, организовывать внешнекультурную деятельность с зарубежными странами.
В маркетинговой и рекламно-информационной деятельности:
- проводить маркетинговые социологические исследования, разрабатывать и осуществлять региональные и целевые культурно-досуговые программы, находить для их осуществления разные источники финансирования;
- обладать современными средствами телекоммуникаций, маркетинга и рекламы;
- вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками.
3.В Европе сформировалась и развивается новая доктрина в области содержания образования — «ключевых компетенций». В 1998 г. были сформированы пять групп ключевых компетенций: социально-гражданские; поликультурные; коммуникативные (в т.ч. общение на иностранных языках); информационные (в т.ч. критическое мышление); самообразовательные (способность учиться в течение всей жизни).
На конференции, посвященной определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24—27 сентября 1997 г.) подчеркивалось, что будущие специалисты наряду с академическими успехами, обладали целым рядом других качеств:
— имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;
— понимали основы математики и естественных наук;
— владели навыками работы с информационными технологиями;
— критически мыслили;
— ощущали потребность в непрерывном образовании;
— умели работать в группах;
— были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий;
— получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;
— демонстрировали свою культурную восприимчивость, в т.ч. и на международном уровне;
— были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения.
- 7 –
Президент Республики Беларусь поручил Министерству образования начать процедуру присоединения Беларуси к Болонскому процессу.
Вступление Беларуси будет способствовать сближению национальных и европейских стандартов высшего образования, развитию интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств, проведению международной аккредитации белорусских университетов и участию национальной высшей школы в аккредитации систем образования иных государств. Это позволит внедрять национальные механизмы оценки, гарантий и подтверждения качества образования, совместимые с общеевропейскими; расширит доступ к европейским программам научного сотрудничества; повысить привлекательность национальной системы высшего образования для иностранных абитуриентов.
Министры образования 29 европейских стран в июне 1999 года в итальянской Болонье подписали Болонскую декларацию в сфере высшего образования - "Европейская Территория Высшего Образования".Болонский процесс официально поддерживают 47 государств, в том числе из стран бывшего СССР - Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан.
Основные цели Болонского процесса:
· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы;
· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей как носителей европейского сознания.
Декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
- 8 -