Требования к профессиональным компетенциям выпускника

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра банковского дела

Краткий конспект лекций

По дисциплине «Организация деятельности банков»

Раздел «Организация деятельности коммерческих банков»

Для студентов дневной и заочной формы обучения специальности

«Финансы и кредит»

Краткий конспект лекций подготовлен доцентами кафедры банковского дела кандидатами экономических наук Купчиновой О.В. и Петрашко Г. Н.

Рассмотрен и рекомендован к использованию кафедрой банковского дела.

Введение

Дисциплина «Организация деятельности коммерческих банков» изучает теорию и практику организации деятельности банков и Национального банка Республики Беларусь, систему законодательных правовых актов, локальных правил и процедур, регламентирующих создание коммерческих банков, проводимые ими операции по формированию ресурсов и их эффективному размещению, функционирование Национального банка Республики Беларусь как целостной, органичной системы в рамках мирового сообщества центральных банков.

Успешное изучение дисциплины должно осуществляться в взаимосвязи с другими предметами. Базовыми дисциплинами для освоения курса «Организация деятельности коммерческих банков» являются: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Национальная экономика Беларуси», «Международная экономика», «Финансы и финансовый рынок», «Деньги, кредит, банки».

Курс «Организация деятельности коммерческих банков» непосредственно связан с такими специальными дисциплинами, как «Экономика организации (предприятия)», «Организация и финансирование инвестиций», «Анализ и аудит деятельности банка» и др.

Цель дисциплины - формирование у студентов комплексного представления о функционировании банковской системы Республики Беларусь и приобретение теоретических знаний и практических навыков осуществления банковских операций в Республике Беларусь с целью определения направлений их совершенствования.

Рыночные трансформации, происходящие в экономике страны, диктуют необходимость углубленного изучения актуальных вопросов банковской деятельности, решение которых требует консолидации усилий науки и банковской практики. Программой учебного курса предусматривается изучение теоретических основ банковского бизнеса, особенностей формирования и функционирования банков Республики Беларусь. Значительное внимание уделяется вопросам осуществления банковских операций в условиях кризисных изменений рынков.

Задачи учебной дисциплины:

- научить анализировать банковские операции в условиях глобализации кредитно-финансовых отношений и кризисных изменений международных рынков;

- тренировать студентов на примерах различных практических ситуаций по организации банковского кредитования и осуществления расчетных операций банков;

- совершенствовать знания о действующей международной практике организации банковского бизнеса;

- научить основным правилам осуществления банковских операций и методам управления и минимизации банковских рисков.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- законодательную и нормативную базу, регулирующую банковскую деятельность;

- основные правила и процедуры, определяющие порядок проведения балансовых и внебалансовых банковских операций;

- методику исчисления нормативов безопасного функционирования банков;

- концептуальные основы денежно-кредитной политики;

- сущность трансмиссионного денежного механизма, методы денежно- кредитного регулирования;

- систему управления со стороны государства банковскими рисками;

- действующие критерии для оценки работы коммерческого банка;

- порядок регулирования деятельности банка и принятие превентивных мер и мероприятий санации.

уметь:

- использовать полученные в процессе изучения дисциплины знания на практике;

- применять действующие нормативные акты;

- оценивать риски проводимых банковских операций;

- анализировать современные проблемы денежно-кредитной сферы и финансового рынка;

- использовать предлагаемый инструментарий монетарной политики и банковского надзора в практике банковского регулирования;

владеть:

- методиками расчета активов и пассивов банка;

- исчислением нормативов безопасного функционирования банков;

- методами оценки кредитоспособности кредитополучателей;

- оценкой рисков при проведении банковских операций и способами их выявления и минимизации;

- методикой составления финансовой отчетности банка.

Требования к социально-личностным компетенциям выпускника:

- быть способным к социальному взаимодействию;

- обладать способностью к межличностным коммуникациям;

- быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

- уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности.

Требования к профессиональным компетенциям выпускника.

- Выпускник должен быть способным:

организационно-управленческая деятельность:

- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

- готовить доклады, рефераты, материалы к презентациям;

- владеть современными средствами телекоммуникаций;

учетно-аналитическая деятельность:

- знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля;

- владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;

- знать принципы и методы организации анализа деятельности банка;

- уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности банка и его подразделений;

- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы банка и его отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной, макроэкономической ситуации и законодательства;

контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:

- знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности банков и их потенциального банкротства;

производственно-хозяйственная деятельность:

- принимать участие в разработке нормативов для оперативно-календарного планирования;

научно-исследовательская деятельность:

- разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области теории, методологии, методики и организации экономического анализа и аудита в банках;

- собирать обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения научно- исследовательских задач;

- проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами банковского бизнеса, анализа и аудита банков в Республике Беларусь;

инновационная деятельность:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития банковского сектора, инновационным технологиям, проектам и решениям;

- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

В ходе преподавания дисциплины «Организация деятельности коммерческих банков» рекомендуется использовать педагогические методики и технологии, способствующие формированию необходимых академических, профессиональных, экономических и социально-личностных компетенций будущих специалистов. В их числе следующие общие технологии обучения:

– элементы проблемного обучения (проблемное изложение материала лекции);

– коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты, мозговой штурм, круглые столы и другие формы и методы), реализуемые на практических занятиях;

– игровые технологии, в рамках которых слушатели участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх и др.;

– элементы учебно-исследовательской деятельности, творческого подхода, реализуемые на практических занятиях и при самостоятельной работе;

—компьютерные технологии, предполагающие широкое использование Интернет-ресурсов и мультимедийных программ, которые позволяют интенсифицировать и активизировать подготовку к выполнению задания, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу.

В качестве методов обучения рекомендуется проведение семинарских и практических занятий с организацией деловых игр, решением задач и тестов, выполнением контрольных заданий, самостоятельной работы, текущего и итогового контроля за ее выполнением.

При изучении дисциплины предлагается использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, адекватные компетентному подходу в подготовке специалиста (вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методические комплексы, модульные и рейтинговые системы обучения, тестовые и другие системы оценки уровня компетенций студентов).

Примерный тематический план дисциплины

Наши рекомендации