Требования к знаниям, умениям, компетенциям

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Современная отечественная и зарубежная драматургия

(наименование дисциплины)

по направлению подготовки (специальности)

ГСЭ.В.2 030300.62; 030400.62; 030600.62; 031201.62; 031202.62; 040201.62

(шифр и наименование направления, специальности)

__________

Форма обучения очная

Распределение часов дисциплины по семестрам и видам занятий

(по учебному плану)

Количество кредитов (общее)      
Часов по ГОСу (из РУП)
Виды контроля в семестрах (на курсах): Экзамены Зачеты Курсовые проекты Курсовые работы Контрольные работы (для заочной формы обучения)
  Зачёт      
Кол-во недель Вид занятий 4 семестр
Итого
                       
Лекции                      
Лабораторные                        
Практические                      
Ауд. занятия                    
Сам. работа                    
Итого                    
                                 

Тольятти, 2009 г.

Программу составил:

к.пед.н., доцент _________________ Тюркин Богдан Васильевич

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.)

Учебная (рабочая) программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана направления подготовки (специальности) 030300.62 «Психология», 030400.62 «История», 030600.62 «Журналистика», 031201.62 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.62 «Перевод и переводоведение», 040201.62 «Социология».

на кафедре русского языка и литературы

(наименование кафедры)

Учебная (рабочая) программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы

Протокол заседания № 2 от «21» сентября 2009 г.

Срок действия программы: 5 лет.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой _______________________________________________

(выпускающей специальность (направление))

«21» сентября 2009 г. _________________ М.А. Венгранович

(подпись) (Фамилия И.О.)

Директор научной библиотеки

«___»________200__г. _________________ ___________________

(подпись) (Фамилия И. О.)

Цели и задачи курса

Цель – изучение современной отечественной и зарубежной драматургии и её осмысление с позиций актуальных тенденций в развитии театроведения, систематизация и конкретизация информации в области освоения комплексного филологического анализа драматического текста.

Задачи:

1. Познакомить слушателей с основными новинками в современной отечественной и зарубежной драматургии.

2. Продемонстрировать практическую значимость владения информацией о своеобразии отечественного и зарубежного театра современности на примере наиболее ярких постановок из репертуара мировых сцен.

3. Предоставить возможность освоения конкретных методик обучения и практического использования знаний об отечественной и зарубежной драматургии в современных образовательных условиях.

Краткая характеристика учебного курса, его место в учебном процессе

Насущная необходимость изучения современной отечественной и зарубежной драматургии в нынешних условиях продиктована неразрывной связью этой дисциплины со многими явлениями культурной жизни современного общества. На протяжении всей истории развития театра как неотъемлемого для существования человечества явления происходило постоянное обращение не только к его формально-содержательному состоянию, но и основам текстуальной природы данного вида искусства. Попытка разобраться в закономерностях развития современного отечественной и зарубежной драматургии как культурно-образовательной единицы позволит получить широкий информационный спектр во многих областях знаний (искусствознании и театроведении, сценографии, литературоведении), а также сформирует индивидуальный взгляд на большинство злободневных проблем и повысит культурный уровень обучающегося.

Смежные курсы и дисциплины: «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Социолингвистика», «Театроведение», «Этнология», «Этнопсихология».

Требования к знаниям, умениям, компетенциям

В результате изучения дисциплины:

- студент должен знать: особенности развития современной драматургии, творчество конкретных авторов и основные методы и приёмы анализа текста пьесы;

- студент должен уметь: анализировать драматическое произведение и видеть контекст его появления в современных условиях развития искусства и общества.

- студент должен владеть компетенциями:

  • знаниями о современной отечественной и зарубежной драматургии, доведённые до возможности их реализации в профессионально-ориентированных ситуациях (освещение событий культурной жизни журналистами; аналитические и экспериментальные исследования социологами и психологами; аспект культурно-этнического и краеведческого анализа историками; текстологические исследования межкультурной коммуникации в сфере искусства студентами кафедр иностранного языка и переводоведения);
  • театроведческими аналитическими способностями в условиях квазипрофессиональной деятельности, имитирующей реальную;
  • андрагогическими навыками, предполагающими корректировку целей, содержания, методов и технологий обучения, ориентированных на конкретные профессиональные потребности.

В процессе обучения по каждой теме проводятся различные виды занятий: лекции, практикумы, интерактивные формы (дискуссии, тренинги, коллективные просмотры). Формы промежуточного контроля: рефераты и резюме.

Форма итогового контроля – зачёт.

Ожидаемые результаты. При завершении обучения студенты должны быть компетентны в заявленной программой области знаний и достичь определённых результатов по каждой теме.

Содержание дисциплины:

наименование лекционных тем, их содержание и объем в часах на 4 семестр

Тематика Содержание лекции Часы
1. Драма как жанр в современной литературе. Драматургия как синтезированный род литературы и её сценическая составляющая. Цель и задачи дисциплины, её взаимосвязь с другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией, журналистикой.
2. Современная отечественная драматургия. Перестройка в судьбе отечественной драматургии и театра: Л. Петрушевская, Н. Коляда, Н. Садур. Тема «дна» в современной отечественной драматургии. «Новая драма» и театральные фестивали современной России. Евгений Гришковец – «человек-театр».
3. Современная зарубежная драматургия: новые имена и новые тенденции. Основные тенденции в развитии зарубежной драматургии на рубеже XX – XXI вв. Немецкая драматургия и поиск свободы» самовыражения. Традиция и новаторство современной англоязычной драматургии. Проблема героя в современной зарубежной драматургии.
4. Актуальные методы и приёмы анализа драматургического текста сегодня. Филологический анализ как оптимальный метод анализа современной драматургии. Основные приёмы анализа драматического текста. Роль конфликта в современном драматическом произведении. Жанровая специфика современного драматического произведения.

Итого: 16 часов.

Практические занятия на 4 семестр

Тематика Часы
1. Перестройка в судьбе отечественной драматургии и театра: Л.С. Петрушевская, Н.В. Коляда, Н.Н. Садур.
2. Евгений Гришковец – «человек-театр».
3. Современная зарубежная драматургия: новые имена и новые тенденции.
4. Актуальные методы и приёмы анализа драматургического текста сегодня.

Итого: 16 часов.

Самостоятельная работа студентов на 4 семестр

Содержание Источник Часы
1. Тема «дна» в современной отечественной драматургии №№ 1, 11, 12, 13, 15, 20, 29, 30, 40, 45, 49.
2. Современная подростковая и юношеская драматургия России №№ 1, 12, 13, 15, 20, 29, 30, 40, 49, 50.
3. Драматургия Л. Петрушевской, Н. Коляды, Н. Садур №№ 1, 11, 12, 13, 15, 20, 26, 29, 30, 40, 45, 49, 50.
4. Фестивали «Любимовка» и «Новая драма» в контексте современной драматургии №№ 1, 11, 12, 13, 15, 20, 26, 29, 30, 40, 45, 49, 50.
5. Документальная драма как направление в современной отечественной и зарубежной драматургии №№ 1, 3, 4, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 26, 34, 38, 45, 49, 50.
6. Комедия как жанр в отечественной и зарубежной драматургии №№ 1, 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 26, 30, 49.
7. Экспериментальные поиски современной зарубежной драматургии №№ 2, 3, 4, 8, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 28, 44, 47, 50.
8. Аллюзии и реминисценции в современной зарубежной драматургии №№ 2, 3, 4, 8, 14, 16, 17, 19, 28, 33, 39, 44, 47, 50.
9. Филологический анализ как оптимальный метод анализа современной драматургии №№ 5,6,7, 23, 24, 41, 42, 43, 50.

Итого: 68 часов.

Список учебной и научно-методической литературы

Художественные тексты для обязательного чтения и обсуждения *:

СОВРЕМЕННАЯ ОТЧЕСТВЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ:

1. Е. Гремина. «Сахалинская жена», «Колесо фортуны», «Глаза дня».

2. Е. Гришковец. Любые 2-е пьесы по выбору.

3. К. Драгунская. «Единственный с корабля», «Все мальчишки – дураки!».

4. В. и М. Дурненковы. «Mutter», «Культурный слой» (СД, 2004, № 1), «Экспонаты» (СД, 2008, № 1)..

5. В. Забалуев, А. Зензинов. «Прощание славянки» (СД, 2008, № 1).

6. Ю. Клавдиев. «Собиратель пуль», «Поросёнок и Карасёнок» (СД, 2007, № 3).

7. Н. Коляда. «Персидская сирень» (1995, № 1-2), «Куриная слепота» (СД, 1997, № 3), «Уйди-Уйди» (СД, 1999, № 1), «Тутанхамон» (СД, 2001, № 4), «Амиго» (СД, 2003, № 1), «Старая Зайчиха» (2006, № 2), «Всеобъемлюще» - 1 по выбору.

8. М. Курочкин. «Истребитель класса “Медея”»,«Титий Безупречный» (СД,2009,1).

9. В. Леванов. «Настройщик», «Чжи» (СД, 2007, № 1).

10. Л. Петрушевская. «Московский хор» + одна пьеса по выбору.

11. В. и О. Пресняковы. «Изображая жертву», «Терроризм» (СД, 2002, № 2).

12. П. Пряжко. «Урожай» (СД, 2009. № 1).

13. Н. Садур. Любые 2-е пьесы по выбору.

14. А. Слаповский. «Душа миллиардера».

15. М. Угаров. «Аделаида» (СД, 2001, № 1), «Инопланетянин» (СД, 2003, № 3).

СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ДРАМАТУРГИЯ:

1. Пьер Бельфон (Франция). «Совещание» (ИЛ, 2009, № 7).

2. Дарио Фо (Италия). «Свободная пара» (СД, 1998, № 2).

3. Мартин Мак-Донах (Ирландия). «Королева красоты» (СД, 2000, № 4), «Лейтенант с Инишмора» (СД, 2007, № 2).

4. Алан Титли (Ирландия). «Годо приходит» (ИЛ, 2007, № 6).

5. Дэвид Хэйер (Великобритания). «Поцелуй Иуды» (ИЛ, 2007, № 5).

6. Кэрил Чэрилл (Великобритания). «Там вдали» (ИЛ, 2007, № 1).

7. Нил Ла Бьюит (США). «Престол благодати» (СД, 2007, № 3).

8. Вуди Ален (США). Любые 2-е пьесы по выбору.

9. Ханс Магнус Энценсбергер (Германия). «Долой Гёте!» (ИЛ, 2009, № 8).

10. Урс Видмер (Швейцария). «Top dogs (Хозяева жизни)» (СД, 1999, № 2).

11. Давид Гизельман (Германия). «Господин Кольперт» (СД, 2008, № 2).

12. Герт Хайденрайх(Германия). «Магда».

13. Теа Дорн (Германия). «Марлени».

14. Юнн Фоссе (Норвегия). «Сон об осени» (СД, 2002, № 3)..

15. Дорота Масловская (Польша). «Двое бедных болгар, говорящих по-польски» (ИЛ, 2008, № 7).

* Все художественные тексты даны с отсылкой к периодическим изданиям (ИЛ – «Иностранная литература»; СД – «Современная драматургия»), имеющимся в центральных библиотеках города и на кафедре (в виде ксерокопий).

Основные учебники:

1. Громова, М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала XXI века: учебное пособие / М.И. Громова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 368 с.: ил. – 25 экземпляров.

2. Зарубежная литература второго тысячелетия 1000 - 2000: учебник для вузов / под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 335 с. – 10 экземпляров.

3. Зарубежная литература ХХ века: учебное пособие / под ред. В.М. Толмачёва. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 640 с. – 8 экземпляров.

4. Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин и др.; под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270, [2] с. – 20 экземпляров.

5. Тараносова, Г.Н. Основы теории литературы: учебное пособие: в 2 ч. / Г.Н. Тараносова. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 211 / 207 с. – 94 / 96 экземпляров.

Дополнительная литература:

6. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.

7. Вертянкина, Н.Н. Категория жанра как теоретико-литературная проблема: учебно-методическое пособие. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 162 с.

8. Гиленсон, Б.А.История литературы США: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 704 с.

9. Гончарова-Грабовская, С.Я.Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала XXI века: учебное пособие / С.Я. Гончарова-Грабовская. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 280 с.

10. Горфункель, Е. Актёр как персонаж драматургии ХХ века // Современная драматургия. 1999. - № 3 (июль – сентябрь). – С. 184 – 191.

11. Гремина, Е. «Верю: хеппи-энд существует»: интервью // Современная драматургия. 2007. - № 1. – С. 74 – 181.

12. Давыдова, М.Ю. Конец театральной эпохи. – М.: ОГИ, 2005. – 384 с.: ил.

13. Давыдова, М.Ю. Современный театр. Новая жизнь традиции // Западное искусство ХХ века: проблемы интерпретации: научн. сб. – М.: Ком-Книга, 2007. – 288 с. – С. 191 – 216.

14. Дагдейл, С. Новая британская драматургия: статья // Антология современной британской драматургии / пер. с ан. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 768 с. – С. 9 – 15.

15. Журчева, Т.В. Пространство города: статья // Современная драматургия. 2008. - № 4. – С. 196 – 199.

16. Зинцов, О. Тела и границы. Европейский театр: физиология // Искусство кино. – 2007. - № 3. – С. 99 – 111.

17. Иванова, Е.Л. Измерение мира. О чём писали немецкоязычные литературные издания осенью 2005 – зимой 2006 гг. // ИЛ. 2006. № 7. – 195 – 202.

18. История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – 544 с.

19. Кагарлицкий, Ю.И. Литература и театр Англии XVIII – XX вв.: авторы, сюжеты, персонажи: избранные очерки / сост. С.Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2006. – 543 с.

20. Канунникова, И.А. Русская драматургия ХХ века: учебное пособие / И.А. Канунникова. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 208 с.

21. Киреева, Н.В.Постмодернизм в зарубежной литературе: учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В. Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.

22. Кокорин, А.К. Вам привет от Станиславского: учебное пособие. – М.: Советский писатель, 2001. – 224 с.

23. Костелянец, Б.О. Драма и действие: лекции по теории драмы / Б.О. Костелянец; сост. и вст. ст. В.И. Максимова. – М.: Совпадение, 2007. – 503 с.

24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.

25. Лотман, Ю.М.Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПб», 2000. – 704 с.

26. Любомудров, М.Н. Противостояние. Театр, век ХХ: традиции – авангард. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 320 с.: ил.

27. Макки, Р. История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов и не только / Р. Макки; пер. с ан. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – 456 с.

28. «Мюнхенская свобода» и другие пьесы. Немецкоязычная драма 2-ой пол. ХХ столетия / сост., предисл. и пер. с нем. В.Ф. Колязина. – М.: НЛО, 2004. – 365 с.

29. Наумова, О.С. Театральный синкретизм в творчестве Е. Гришковца // Современная драматургия. 2008. - № 2 – апрель – июнь. – С. 207 – 208.

30. Наумова, О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX – начала XXI веков (на примере творчества Николая Коляды и Евгения Гришковца): Дисс. … к.ф.н. – Самара: СГУ, 2009. – 200 с.

31. Нестеров, А.В. Радуга критического притяжения. О чём пишут англоязычные критики: осень-зима 2005 года // ИЛ. 2006. № 3. – С. 234 – 244.

32. Новые аудиовизуальные технологии: учебное пособие / отв. ред. К.Э. Разлогов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 488 с.

33. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа.– М.: НЛО, 2005. – 784 с.: ил.

34. Пашкина, Н. Магия творчества // Современная драматургия. 1990. - № 3. – С. 245 – 247.

35. Поплавский, В. Структура драматического конфликта и актёрские амплуа // Современная драматургия. 1996. - № 4 (октябрь – декабрь). – С. 188 – 199.

36. Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М.И. Андреева и др. М., 2001.

37. Русские писатели ХХ века: биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев; редкол.: А.Г. Бочаров, Л.И. Лазарев, А.Н. Михайлов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву – А.М., 2000. – 808 с.: ил.

38. Сальникова, Е. В отсутствии несвободы и свободы // Современная драматургия. 1995. - № 1.

39. Скорнякова, М. Театр нобелевского лауреата: [статья о театре Д. Фо] // Современная драматургия 1998. - № 2. – С. 130 – 134.

40. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 608 с.

41. Смелкова, З.С. Литература как вид искусства: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1997.

42. Торшин А.А. Произведение художественной литературы: основные аспекты анализа: учебное пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

43. Тюркин, Б.В. Сценичность как основа драматического текста: статья // Вестник гуманитарного института ТГУ / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти: ТГУ, 2009. – Вып 1 (5). – С. 141 – 146.

44. Тюркин, Б.В. Своеобразие конфликтов современной драматургии Великобритании (на примере текстов переводов отечественной периодики) // Вестник гуманитарного института ТГУ / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти: ТГУ, 2008. – Вып. 1 (3). – 270 с. – С. 200 – 204.

45. Фомина, Е. В поисках высшего разума (пьеса Вячеслава Дурненкова «Mutter»: к проблеме конфликта): статья // Современная драматургия. 2008. - № 4. – С. 199 – 200.

46. Харт, К. Постмодернизм / пер. с ан. К. Ткаченко / Кевин Харт. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с. – (Наука & Жизнь).

47. Чугунов, Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: ситуация «поворота»: монография. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 288 с.

48. Чхартишвили, Г.Ш. Театр на все времена // Японский театр. – СПб.: СЕВЕРО-ЗАПАД, 2000. – 750 с. – С. 5 – 32.

49. Шахматова, Т.С. Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX – начала XXI веков: Автореф. … уч. ст. к.ф.н. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – 24 с.

50. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. – М., 2000.

Примерная тематика докладов и рефератов на 4 семестр

1. Основные тенденции в развитии подростковой и юношеской драматургии на рубеже XX – XXI веков.

2. Герой современной подростковой и юношеской драматургии.

3. Язык современной отечественной драмы о молодёжи.

4. Условные приёмы в отечественных пьесах на молодёжную тематику.

5. Основные приметы пространства и времени, характеризующие маргинальный мир Николая Коляды.

6. Формы «авторского присутствия» в пьесах Н. Коляды.

7. Проявление чеховских традиций в творчестве Н. Коляды.

8. Образы-символы в пьесах Н. Садур.

9. Сочетание комического и трагического в пьесах Н. Садур.

10. Пьесы «новой драмы» на сценах г.о. Тольятти.

11. Своеобразие художественного мира и авторская индивидуальность в пьесах современных отечественных драматургов.

12. Документальные пьесы как новый вид отечественной драматургии.

13. Театр.doc: репертуар, эстетическая и общественная концепции.

14. Нарративная функция в пьесах Е. Гришковца.

15. Тема «свободы» в пьесах современных немецких драматургов.

16. Сценический эксперимент как основа драматургии М. Мак-Донаха.

17. Специфика скандинавского менталитета в пьесе Ю. Фоссе «Сон об осени».

18. Тема жестокости в современной зарубежной драматургии.

19. Отношение к классике в современной немецкоязычной драматургии (на примере пьесы Ханса Магнуса Энценсбергера «Долой Гёте!»).

20. Язык современной зарубежной драмы о молодёжи.

21. Проблема иммиграции в пьесе Д. Масловской «Двое бедных болгар, говорящих по-польски».

22. «Маска» и её вариативное воплощение в современной зарубежной драматургии.

23. Аллюзии на библейские и античные сюжеты в современной зарубежной литературе.

24. Продолжение традиций театра абсурда в современной зарубежной литературе.

25. Сатира на массовую культуру в современной зарубежной прозе.

26. Проблема героя в современной зарубежной литературе.

Наши рекомендации