Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

ТОРГОВЛИ

Учебно-методический комплекс

Минск 2010

Учебно-методический комплекс разработан к.э.н. профессором Института Предпринимательской Деятельности Широких А.А., к.э.н., доцентом Хвалеем М.К., к.э.н., доцентом Холоповским В.П., м.э.н. Лашкевич Н.М.

Рекомендован к изданию кафедрой «Коммерческая деятельность» Института предпринимательской деятельности (протокол № 8 от «5» марта 2010 г).

Зав. кафедрой В.М. Круглик

Одобрен и утвержден на заседании Научно-методического Совета ИПД, (протокол № 3 от «25» марта 2010 г.)

Председатель УМС В.В. Шевердов

Рецензенты:

Ильин Н.М., кандидат экономических наук, профессор, «Белорусский государственный экономический университет»;

Забродская Н.Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерческая деятельность «Институт предпринимательской деятельности»

Широких А.А., Хвалей М.К, Холоповский В.П., Лашкевич Н.М.

Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс – Минск: Изд-во ИПД, 2010 - 251 с.

Учебно-методический комплекс содержит материалы для изучения дисциплины «Организация и технология торговли»: перечень и содержание тем, конспект лекций, конкретные ситуации по выполнению практических занятий, материалы по написанию и темы курсовых работ, вопросы к зачету и экзамену, список литературных источников.

Предназначен для студентов экономических специальностей дневной и заочной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям
2. Наименование тем лекций и их содержание
3. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1. ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ
1.1 Торговля как отрасль экономики
1.2 Виды торговли и их функции
1.3 Виды торговли и формы собственности
1.4 Формы осуществления торговли
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Цель торговли и признаки организационного построения торговой отрасли
2.2 Организационное построение государственной торговли
2.3 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ
3.1 Классификация торговых зданий
3.2 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов
3.3 Проектирование торговых зданий
3.4 Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых объектов
3.5 Технико-экономические показатели использования зданий магазинов
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4.1 Сущность и принципы товароснабжения розничной сети и процесса товародвижения
4.2 Источники товароснабжения
4.3 Формы товароснабжения розничной торговой сети и условия их применения
4.4 Организация и технология доставки товаров в розничную сеть
ТЕМА 5. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ
5.1 Роль транспорта в перевозке товаров
5.2 Характеристика основных транспортных средств
5.3 Перевозки товаров автомобильным транспортом
5.4 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом
ТЕМА 6. ТОРГОВЫЕ СКЛАДЫ В ТОРГОВЛЕ ИХ УСТРОЙСТВО И ПЛАНИРОВКА
6.1 Роль и функции складов
6.2 Классификация складов
6.3 Состояние и развитие складского хозяйства
6.4 Устройство и оборудование складов
6.5 Планировка складских помещений
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СКЛАДАХ
7.1 Понятие, основные требования и принципы рациональной организации технологических процессов на складах
7.2 Технология поступления товаров
7.3 Технология приемки товаров
7.4 Особенности приемки импортных товаров
7.5 Технологические операции по хранению товаров на складах
7.6 Технология отпуска товаров со склада
7.7 Технико-экономические показатели работы склада
7.8 Зарубежный опыт организации технологических процессов на складах
ТЕМА 8. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ТРУДОЕМКИХ ОПЕРАЦИЙ В ТОРГОВЛЕ
8.1 Погрузочно-разгрузочные и транспортные процессы в торговле
8.2 Назначение и классификация подъемно-транспортного оборудования
8.3 Грузоподъёмные машины и механизмы
8.4 Транспортирующие машины и механизмы
8.5 Основные виды погрузочно-разгрузочных машин
8.6 Методика определения экономической эффективности механизации погрузочно-разгрузочных транспортных работ в торговле
ТЕМА 9. ТОРГОВОЕ ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
9.1 Значение холода в торговле и способы его получения
9.2 Принципы машинного охлаждения, виды холодильных (машин) агентов и теплоносителей
9.3 Устройство и принцип работы компрессорных холодильных машин
9.4 Холодильные агрегаты, их классификация и характеристика
9.5 Назначение и классификация торгового холодильного оборудования
9.6 Устройство холодильных камер, прилавков, шкафов и др.
9.7 Правила эксплуатации и техника безопасности
9.8 Методика расчета потребностей для предприятия холодильной емкости и выбор типов холодильного оборудования
ТЕМА 10. ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
10.1 Общие сведения об измерительных приборах
10.2 Классификация и индексация весоизмерительного оборудования
10.3 Требования, предъявляемые к весам
10.4 Устройство рычажных механических весов
10.5 Устройство и принцип работы электронных весов
10.6 Выбор весов
10.7 Правила эксплуатации и обслуживание весоизмерительных приборов
ТЕМА 11. ОБОРОДУВАНИЕ ДЛЯ РАСЧЕТА С ПОКУПАТЕЛЯМИ
11.1 Виды и содержание расчетных операций в магазинах, их совершенствование в условиях НТП
11.2 Роль контрольно-кассовых машин в системе расчетов и контроля за поступлением денежных средств
11.3 Требования предъявляемые к контрольно-кассовым машинам
11.4 Классификация и индексация ККМ
11.5 Устройство и принцип работы электромеханических ККМ
11.6 Электронные контрольно-регистрирующие машины
11.7 Выборы и методика определения потребного количества ККМ для торгового предприятия
11.8 Правила эксплуатации и техника безопасности
ТЕМА 12. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВЫНОСА ТОВАРА
12.1 Акустомагнитные противокражные системы
12.2 Электромагнитные противокражные системы
12.3 Радиочастотные противокражные системы
ТЕМА 13. ПОСТРОЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
13.1 Сущность и факторы развития розничной торговой сети
13.2 Факторы, влияющие на развитие розничной торговой сети
13.3 Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
13.4 Специализация розничной торговой сети
13.5 Типизация розничной торговой сети
13.6 Принципы размещения розничной торговой сети в городах
13.7 Особенности построения и размещения сельской торговой сети
13.8 Планирование развития и размещения торговой сети
ТЕМА 14. УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВКИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ
14.1 Классификация торговых зданий
14.2 Требования, предъявляемые к торговым объектам
14.3 Устройство и планировка магазинов
14.4 Технологические планировки торговых залов магазинов
ТЕМА 15. АТМОСФЕРА И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА
15.1 Атмосфера: создание привлекательного образа магазина
15.2 Чувственные составляющие атмосферы магазина
15.3 Влияние факторов атмосферы магазина на адаптивные свойства
15.4 Устранение дискомфорта восприятия
15.5 Требования к информационному оформлению интерьера
ТЕМА 16. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ
16.1 Сущность и содержание торгово-технологического процесса в магазине
16.2 Организация приемки товаров в магазине
16.3 Хранение товаров в магазине
16.4 Подготовка товаров к продаже
16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
16.6 Потери при организации технологических процессов
ТЕМА 17. ОРГАНИЗАЦИЯ МАГАЗИННОЙ ФОРМЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
17.1 Понятие продажи товаров и формы продажи
17.2 Принципы организации оперативных процессов в магазине
17.3 Организация продажи товаров
17.4 Методы продажи товаров в магазинах
17.5 Правила продажи отдельных видов товаров
17.6 Организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций. Требования к фирменному магазину и фирменной секции
17.7 Зарубежный опыт организации продажи товаров в магазинах
ТЕМА 18. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕМАГАЗИННОЙ ФОРМЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
18.1Формы продажи товаров
18.2 Продажа товаров на рынках
18.3 Правила работы мелкорозничной торговой сети
18.4 Разносная торговля и продажи товаров по заказам
ТЕМА 19. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
19.1 Торговые услуги, их характеристики
19.2 Культура торговли
19.3 Дополнительные услуги в торговле и их классификация
ТЕМА 20. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ
20.1 Организация труда работников магазина
20.2 Основные категории работников магазина
20.3 Условия труда и режим работы в магазине
20.4 Организация материальной ответственности в магазине
20.5 Разделение и кооперирование труда в торговле
20.6 Организация и обслуживание рабочих мест
20.7 Нормирование труда в торговле
20.8 Охрана труда в торговле
20.9 Зарубежный опыт организации труда в торговле
ТЕМА 21. ТАРА И ТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ
21.1 Роль упаковки и тары в технологическом процессе
21.2 Классификация тары и основные ее виды
21.3 Стандартизация и унификация тары
21.4 Пути снижения потерь по таре
21.5 Зарубежный опыт работы с тарой
4. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМИТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
7._ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
8._ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
9. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Введение

Торговля представляет собой сложную организационно-экономическую систему рыночной экономики, которая находиться в динамическом развитии, образуя единую целостную структуру, ориентируемую на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей до потребителей.

Дисциплина «Организации и технологии торговли» как специальной научный курс изучает рациональную организацию и технологию торговли, которые формируют профессиональные навыки специалистов торговли.

Под организацией торговли в широком смысле слова понимаются организационные структуры и связи, возникающие в процессе доведения товаров от производителей до конечного покупателя.

Предметом изучения курса являются торгово-технологические процессы, совершаемые в оптовых и розничных звеньях торговли, а также в предприятиях общественного питания.

По своей природе торговые процессы разделяются на производственные, в основном связанные с процессом в сфере обращения и коммерческие связанные со сменой форм собственности.

Благодаря коммерческим процессам обеспечивается рациональное осуществление операций купли-продажи в сфере товарного обращения.

В условиях перехода в рыночной экономики торговля получала мощные импульсы развития, существенно улучшив и расширив поле деятельности.

Вместе с тем процесс насыщения рынка товарами и возрастающая конкуренция требует более глубоких и всесторонних знаний в области торгового бизнеса.

В процессе изучения дисциплины рассматриваются закономерности развития отрасли, её место и роль в организации обслуживания населения, методом оценки и выбора наиболее экономических решений торговых, технологических и других процессов и управления ими на базе передового отечественного и зарубежного опытов.

Цель, задачи дисциплины и требования к профессиональным компетенциям

1.1 Цель преподавания дисциплины «Организация и технология торговли» сформировать у студентов представление о торговле, как одной из основных отраслей экономики народного хозяйства направленной на развитие деловых взаимоотношений в условиях формирования рыночных отношений, с учетом правовых регулирований торговой деятельности в Республике Беларусь. В процессе курса дисциплины формируются теоретические и практические знания о торговых процессах, их содержании, механизме взаимодействия, формах и методах организации, способах оценки различных вариантов и выборе оптимальных из них. Целью дисциплины является: обеспечение высокоэффективной деятельности предприятий торговли на рынке товаров народного потребления; изучение факторов влияющих на состояние рынка, развитие материально-технической базы оптовой и розничной торговли и общественного питания и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Изучение курса строится на комплексном подходе к построению единой технологической цели товародвижения, на рассмотрении всех операций в реальной последовательности их осуществления и во взаимодействии, на учете взаимодействия сфер производства и обращения смены форм собственности и перехода товаров в личное потребление.

Наши рекомендации