Окончательная прописка фона и деталей.
Протирка лаком (прошел на обратную сторону холста!). Окончательная прописка фона и введение тепло-холодных вариаций. Краски те же.
Окончательная прописка подиума и установление тепло-холодности с фоном. Краски те же.
Окончательная прописка драпировки и подушки, введение тепло-холодных, настройка по оригиналу.
Окончательная прописка ящика, уточнение тонов к подиуму и телу.
6. Прописка тела (предварительно протерты места прописки). (После каждой прописки любых мест на холсте, эти места выдерживаются два дня для просушки).
В процессе работы я заметил отхождение всего холста от оригинала в более холодный тон, и немного (на четверть тона) темнее фон, тело и, естественно - все. (Ред. – М. М. Девятов рекомендовал «брать с запасом», в рассчете на потемнение и пожелтение, то есть делать несколько светлее и холоднее, так как краски при высыхании могут «садиться» в тоне. Масляная живопись может слегка желтеть в темноте, но на свету снова высветляется. Основной причиной потемнения и пожелтения старых картин является пожелтевший лак, поэтому копируя такую картину приходится представлять ее без лака, то есть делать в некотором роде реконструкцию).
Обдумывал два дня. Решил ничего не менять. Во-первых - при высветлении работа будет еще холоднее, во-вторых - теплоты во всей работе (в сравнении с оригиналом), думаю, не добиться. Подозреваю, что неаполитанская желтая, которую я применил в светах, и потянула к похолоднению работы. Так как это, вобщем, незначительно и холст смотрится в определенной гамме, то решил заканчивать, ничего не меняя.
7. Окончательная прописка светов, уточнение полутонов и теней. Краски те же.
8. Уточнение всей работы, сличение с оригиналом, доработка сырых мест. Краски в той же палитре.
9.Окончательная доработка. Краски те же.
10. Покрытие покрывным лаком, подтяжка холста клиньями. (Ред. – Покрывать картину лаком можно только после полного просыхания красочного слоя. В зависимости от толщины слоя процесс высыхания может занимать до года. Если покрыть лаком неокончательно просохший красочный слой, то это может привести к разрывам лаковой пленки и лаковым кракелюрам).
Основные выводы.
А) При первой прописке умброй жженой, в тоне взял почти близко к оригиналу. Поэтому при повторных прописках и лессировках основной тон работы стал чуть темнее оригинала.
Б) Используя неаполитанскую желтую для «разбела» умбр и ван-дика не учел, что это может повести всю работу к похолоданию.
В) Открыл хороший материал – лак бальзамно-масляный. Единственно, неуверен в наличии уайт-спирита и синтетической смолы в его составе. (Ред. – Бальзамно-масляный лак в настоящее время не выпускается. Состав обычно пишется на упаковке. Судя по названию, это должна быть натуральная смола (бальзам), растворенная в каком-либо масле).
В) Работу провел без применения белил. Весьма поучительно!
Г) Ошибочно применил холст, отстиранный от старой живописи недостаточно – остался старый клей, который дал потрескивания.
Д) Считаю, что надо было сделать имприматуру казеиново-масляной темперой, с последующей протиркой бальзамно-масляным лаком. Это дало бы хорошую основу для живописи при данном грунте.
***
Иконопись
Год
Ленинград