Организационная структура управления ГУУ
Организационная структура управления ГУУ имеет следующий вид:
· И. О. ректора ГУУ Годин Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор.
· Первый проректор Свистунов Василий Михайлович, доктор экономических наук, профессор.
Курирует: учебную, методическую, воспитательную и профориентационную деятельность.
· Первый проректор Сеферян Ашот Георгиевич, кандидат социологичестких наук.
Курирует: стратегическую, региональную и международную деятельность
· И.О. Проректора Афанасьев Валентин Яковлевич, доктор экономических наук, профессор.
Курирует: научно-исследовательскую деятельность
· Проректор Заичкин Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор.
Курирует: учебный процесс, деятельность Институтов.
· Проректор Звонников Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор.
Курирует: УМО в области менеджмента и качество управленческого образования.
· Проректор Лобачёв Виталий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор.
Курирует: информационные технологии, работу по приему студентов, профориентационную деятельность.
· Проректор Метёлкин Павел Владимирович, доктор экономических наук, профессор.
Курирует: методическую и учебно-воспитательную деятельность
· Проректор Табачников Михаил Вячеславович, кандидат экономических наук.
Курирует: административную, правовую, хозяйственную, финансовую и экономическую деятельность.
Подробная схема в Приложении 3
2.3 Необходимость студенческого самоуправления: социологический анализ
Реформирование отечественной системы образования, кризис традиционных общественных институтов и механизмов усложнили процесс социализации студенческой молодежи, поиска ею социально приемлемых и оптимальных форм самореализации и самоутверждения личности. Одновременно процесс демократизации общественной жизни, процессов обучения и воспитания требует результат-ориентированного включения студентов в социально-значимую творческую деятельность, создания оптимальных условий для их саморазвития и участия в управлении вузом, в решении всех вопросов вузовской жизни. Сегодня в обществе и бизнес-среде формируется «социальный заказ» на подготовку в системе образования специалистов высокой квалификации, способных на инициативность, эффективную работу в коллективе (команде), самостоятельные решения и отличающихся высоким чувством ответственности на любом уровне и в любом деле.
Студенческое самоуправление в вузах России как форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, на развитие ее социальной активности и поддержку социальных инициатив, может стать выходом из сложившейся ситуации.
Однако, по данным различных исследований, сегодня только 3 – 5% студентов активно принимают участие в деятельности органов студенческого самоуправления, при этом 54% учащейся молодежи считают важным или достаточно важным развитие такого института.
В органах государственной власти развитию активности студенческой молодежи также уделяется недостаточное внимание. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 – 2005) закончила свою работу, новая до сих пор не принята; целевая программа «Студенчество России» (2006 – 2010) в 2005 году так и осталась на стадии разработки; «Программа развития студенческого самоуправления», реализуемая по заказу Рособразования «Российским союзом молодежи» в 2006 году, оказалась малоэффективной. В критериях комплексной оценки и лицензирования вузов нет индикаторов и показателей развития студенческого самоуправления.
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения термину «студенческое самоуправление», не разработаны типовая и примерная модель организации, нет показателей состояния и развития, что не позволяет сформировать научно-обоснованную систему мер со стороны государства и общественных институтов по развитию студенческого самоуправления в России.
Это делает крайне важным необходимость современного социологического анализа студенческого самоуправления в высших учебных заведениях России как явления, поиск и апробацию наиболее оптимальных моделей его организации с целью активизации их работы. Обобщение и анализ современной социальной практики студенческого самоуправления, с одной стороны, позволит уточнить общие тенденции и динамику этого социального явления, а с другой – обрисовать основные цели и организационную структуру, выработать общие рекомендации к их совершенствованию и развитию.
Новейшее время отличается усилением внимания к вопросам студенческого самоуправления в отдельных вузах. Однако проблемы студенческого самоуправления как целостного феномена не адекватного своей значимости отражения в социологическом знании. До сих пор не проведен всесторонний научный анализ современного состояния проблем и перспектив развития студенческого самоуправления в масштабах всей России.
Таким образом, налицо явное несоответствие между объективной общественной потребностью в эффективной деятельности органов студенческого самоуправления, с одной стороны, и разбалансированным и недостаточным вниманием профессорско-преподавательской, административной и студенческой аудитории к решению данного вопроса, с другой.
Студенчество представляет собой специфическую социальную группу общества с высокой степенью организованности и сплоченности, обладающую высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным вниманием к процессам преобразований в России и в то же время, минимальным практическим участием в нем.
Студенческое самоуправление неразрывно связано с таким социальным институтом как высшее образование. А социологический анализ студенческого самоуправления опирается на представления о сущности высшего образования, его социальной роли и функций.
Современный этап развития студенческой молодежи в сравнении с серединой 1990-х характеризуется ростом его общественной активности. Усиливается стремление к объединению для реализации общих интересов и потребностей, появляется все большее количество разнообразных студенческих объединений и общественных движений, реализующих социально значимые программы и проекты, поддерживающих инициативы студенческой молодежи, организующих ее досуг.
Современное студенческое самоуправление нацелено на создание условий, способствующих непрерывному личностному росту каждого студента, формированию профессионально значимых качеств будущего специалиста. Однако в вузах не преодолевается (прежде всего, среди руководителей и преподавателей вузов) ограниченное понимание студенческого самоуправления, которое долгие годы рассматривалось лишь как средство укрепления и порядка. Сегодня основной приоритет органов студенческого самоуправления – организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов, формирование конкурентоспособного специалиста. Это соответствует целям учебно-воспитательной деятельности всего коллектива вуза.
Сегодня студенческое самоуправление можно рассматривать как
- компонент воспитательного процесса в вузе, системы внеучебной и воспитательной работы; особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов по решению важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи – организации ее обучения, быта, досуга, развитию ее социальной активности и поддержке ее социальных инициатив;
- систему разнообразных организационных форм, институционально обеспечивающих участие в управлении студенческими коллективами (группа, курс, факультет, университет);
- соуправление – т.е. участие студентов в управлении вузом совместно с администрацией; паритетное участие студентов и преподавателей в решении проблем подготовки высококвалифицированных специалистов; участие в обсуждении и решении вопросов деятельности вуза, в планировании, организации, мотивации и контроле учебного процесса, научно-исследовательской и внеучебной работы.
Уровень развития студенческого самоуправления в вузах во многом определяется его нормативно закрепленными полномочиями, фиксирующими право студенческих коллектив и их представителей.
Основные направления деятельности студенческого самоуправления, как правило, соотносятся с основными направлениями учебно-воспитательного процесса. В рамках каждого направления существуют разнообразные формы самоорганизации студентов, и соответственно, работы с ними. Эти формы выступают как реальное воплощение самоуправления в студенческой среде. При этом нецелесообразно унифицировать формы и направления деятельности органов студенческого самоуправления, так как они в связи самодеятельной природой студенческого самоуправления задаются самими студентами и формируются, исходя из специфики и потребностей вуза.
При этом смысл деятельности органов студенческого самоуправления состоит в решении реальных проблем студентов и получении опыта самоорганизации своей жизни, а не во включении в существующую систему руководства – исполнения.
Наиболее распространенные формы студенческого самоуправления в высшем учебном заведении:
- орган общественной самодеятельности (студенческий совет, клуб, деканат) – 60% вузов;
- самостоятельная общественная организация – 12%;
- студенческая профсоюзная организация – 10%;
- отделение городской, региональной, всероссийской общественной организации – 2%;
- орган студенческого самоуправления не существует – 10%;
- несколько конкурирующих форм самоуправления – 20%.
В 10% вузов органы студенческого самоуправления являются самостоятельным юридическим лицом. В 46% вузов деятельность регламентируется Положением, в 27% регулируется Уставом. Деятельность почти 30% органов студенческого самоуправления не регламентирована нормативными документами и вследствие отсутствия нормативно-правового закрепления существующих прав, возможностей и ответственности органов студенческого самоуправления, оно в большей степени зависит от сиюминутных представлений и ожиданий представителей администрации вуза.
Основные источники финансирования органов студенческого самоуправления:
- членские взносы – 16% вузов;
- добровольные пожертвования – 20%;
- целевое финансирование текущей организационной деятельности – 28%;
- финансирование отдельных мероприятий – 59%;
- использование средств организаций – грантодателей, благотворительных фондов – 9%.
Преобладание финансирования только мероприятий, проводимых органами студенческого самоуправления говорит об отсутствии системной работы. Однако далеко не все из вышеперечисленных источников финансирования имеют нормативно-правовую базу, а те, что имеют, зачастую не работают, оставаясь на практике лишь декларациями.
Анализ состояния материально-технической базы современных органов студенческого самоуправления позволил выявить следующее распределение:
- отдельное помещение – 64%;
- оргтехника – 50%;
- телефон – 43%;
- факс – 22%;
- интернет – 24%;
- автотранспорт – 7%.
То есть возможности использования материально-технических ресурсов вуза в обеспечении деятельности органов студенческого самоуправления сегодня можно считать удовлетворительным, а это является хорошей базой для развития потенциала.
Основные направления деятельности органов студенческого самоуправления:
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий – 79%;
- организация и проведение спортивных мероприятий – 59%;
- информационное обеспечение – 46%;
- организация научно-исследовательской работы – 42%;
- социальная защита – 37%;
- содействие в решении социально-бытовых вопросов – 37%;
- содействие в трудоустройстве – 28%;
- оказание юридических консультаций – 16%.
Набор основных функций студенческого самоуправления определился, в целом, на советском этапе его развития, и ядро этих функций и связанные с ними методы работы сохраняются до сих пор.
Представители органов студенческого самоуправления входят в состав:
- Ученого совета – 49%;
- ректората – 14%;
- стипендиальной комиссии – 27%.
В 10% вузов России студенческие профсоюзные комитеты используют финансы, заложенные в государственных бюджетах вузов на оздоровление культурный досуг студентов, объем которых равен двум размерам стипендиального фонда вуза.
Сейчас существуют некоторые негативные тенденции, происходящие «под видом развития студенческого самоуправления»: вовлечение студенчества в «политические игры», плата за участие в массовых акциях и митингах, которые предпринимают ряд молодежных политических организаций. В этих условиях нельзя недооценивать, что далеко не всегда социальная активность студентов получает адекватное проявление в самоуправлении, т.к. зачастую инициируемое сверху создание органов студенческого самоуправления не отвечает потребностям и интересам самой студенческой среды, не обладает профессиональной зрелостью, не отличается взвешенностью и грамотностью в своих действиях.
Решение ряда проблем студенческого самоуправления затруднено рядом причин, среди которых особенно выделяются:
- низкая заинтересованность администрации вуза в объективной информации о реальном состоянии профессионально-личностного развития будущего специалиста, реальной эффективности воспитательной системы вуза, роли органов студенческого самоуправления в организации жизнедеятельности университетского общества;
- отсутствие у преподавателя вуза мотивации к полноценной, творческой деятельности в сфере воспитания студентов;
- отсутствие подлинной индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса в условиях вуза, условий для становления и развития первичных студенческих коллективов;
- отсутствие систематического планирования воспитательной работы в вузе в целом и мониторинга ее эффективности;
- отсутствие конкретных показателей в системе оценки воспитательного процесса при государственной аккредитации и аттестации вузов
Основной задачей администрации вуза в работе с органами студенческого самоуправления должно стать создание необходимых условий для формирования и эффективного развития самоуправления студентов, установления партнерских отношений со студенческими коллективами, органами студенческого самоуправления. Это позволит администрации сконцентрироваться на решении административных и хозяйственных вопросов, а те проблемы, которые легче и эффективнее могут быть решены непосредственно самими студентами, - передать студенческому самоуправлению.
Работу с молодежью в вузе необходимо строить на сбалансированной системе взаимоотношений студенческого самоуправления и администрации. Концептуально характер этих взаимоотношений может быть закреплен в Концепции воспитательной работы, а более подробно – в Соглашении сторон.
Для создания эффективной системы менеджмента органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний, - привлеченные специально для этого работники, прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.
В вузах целесообразно создание специального подразделения (Центра развития личности студента, Центра поддержки студенческого самоуправления и т.д.), наличие которого позволит создать фундамент для формирования корпоративной культуры, соответствующей заявленным целям.
Объединение органов студенческого самоуправления вузов на уровнях «Регион – округ – страна» в единую систему студенческих советов, с одной стороны, позволит получить реальную обратную связь со студенчеством и эффективно реализовывать государственную молодежную политику, а с другой, создаст предпосылки для конструктивного развития студенческого движения как в регионах, так и в России в целом.
При содействии в создании студенческой организации такого плана важно понимать, что это должна быть не просто компания людей, искренне стремящихся к налаживанию студенческой жизни, а организация с определенной системой взаимоотношений по вертикали и горизонтали. Поэтому такая организация должна строиться с учетом инструментов менеджмента, предполагающих наличие продуманной стратегии развития, четкой организационной структуры, корпоративной культуры и системы управления человеческими ресурсами.