Реализуемых образовательных программ
2.1. Основными целями Учреждения являются:
- предоставление гражданам Российской Федерации возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
- формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессиональной деятельности, подготовка к осознанному выбору профессии;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование у обучающихся нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям духовно-нравственной личности;
- формирование здорового образа жизни.
2.2. Основными задачами деятельности Учреждения являются:
- обеспечение доступности получения качественного общего образования;
- создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессиональной подготовки;
- выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей;
- реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- создание модели выпускника как главного целевого ориентира всей образовательно-воспитательной системы;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их российской гражданской идентичности;
- развитие индивидуальных творческих, коммуникативно-деятельных способностей детей;
- интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство на основе специальных педагогических подходов;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, ее самореализации и самоопределения;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
- формирование потребности в саморазвитии и самоактуализации познавательной деятельности, создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся;
- формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, правам и законным интересам каждой личности;
- обеспечение преемственности между дошкольным образованием, начальным, основным, средним (полным) общим образованием и профессиональным образованием;
- обеспечение условий для научно-исследовательской и инновационной деятельности и использование ее достижений в решении актуальных проблем образования;
- защита обучающихся от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие;
- другие задачи, не противоречащие действующему законодательству.
2.3. Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности:
- обучение и воспитание обучающихся в интересах личности, общества, государства;
- реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ;
- реализация программ профессиональной подготовки;
- организация непрерывного обучения обучающихся здоровому и безопасному образу жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
- оказание комплексной педагогической, психологической и социальной поддержки различных групп обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение занятости детей в летний период, организация их содержательного досуга, отдыха и оздоровления.
Учреждение предоставляет гражданам муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами по исполнению муниципальных услуг.
Учреждение осуществляет иные виды деятельности:
- организация работы групп продленного дня по запросам родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, деятельность которых регламентирована Положением о группе продленного дня, являющимся приложением к настоящему уставу;
- библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам библиотеки – структурного подразделения Учреждения, деятельность которого регламентирована Положением о библиотеке, являющимся приложением к настоящему уставу;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по актуальным вопросам образования, в том числе здорового и безопасного образа жизни;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, оказание консультативной помощи;
- проведение мониторинговых исследований: социально-педагогического мониторинга получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проживающими в городе Ставрополе гражданами в возрасте от шести лет шести месяцев до восемнадцати лет, сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни;
- осуществление инновационной деятельности;
- другие виды деятельности, предусмотренные настоящим Уставом.
В целях осуществления основной и иных видов деятельности в Учреждении созданы:
- социально-психологическая служба Учреждения, деятельность которой регламентирована Положением о социально-психологической службе, являющимся приложением к настоящему уставу, координирует усилия администрации, педагогов, учащихся и их родителей между собой, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, обеспечении социального и психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса, обеспечении защиты прав и интересов детей, создания благоприятных условий для их полноценного развития, в том числе профилактике возможных девиаций в развитии;
- психолого-педагогический консилиум Учреждения, деятельность которого регламентирована Положением о психолого-педагогическом консилиуме, являющимся приложением к настоящему уставу, выявляет характер и причины отклонений в поведении и обучении школьников; ставит педагогических диагноз и вырабатывает коллективное решение о мерах педагогического воздействия на учащегося, а также консультирует в решении сложных или конфликтных ситуаций;
- логопедический пункт, деятельность которого регламентирована Положением о логопедическом пункте, являющимся приложением к настоящему уставу, оказывает логопедическую помощь обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
В летний период в Учреждении функционирует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, деятельность которого регламентирована Положением о пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, являющимся приложением к настоящему уставу.
По заданию Учредителя в Учреждении в каникулярное время организуется предметная школа, деятельность которой регламентирована Положением о предметной школе, являющимся приложением к настоящему уставу.
Учреждение организует в соответствии с требования санитарных правил качественное горячее питание обучающихся, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона. В Учреждении предусмотрено специальное помещение для организации питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным управлением здравоохранения администрации города Ставрополя, который наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение медицинских и санитарно-гигиенических норм, режима питания обучающихся. Учреждение предоставляет помещение для работы медицинских работников.
Учреждение организует взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями, общественностью по вопросам обучения, воспитания, охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся.
2.4. Для реализации основных задач Учреждение имеет право:
- осуществлять подбор, прием и расстановку кадров в соответствии с уровнем их квалификации;
- самостоятельно с учетом федеральных государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;
- самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом Учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
- самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные курсы, образовательные программы, учебные дисциплины и модули, учебный годовой план, календарно-тематическое планирование;
- разрабатывать и утверждать по согласованию с Роспотребнадзором по Ставропольскому краю расписание занятий;
- разрабатывать и утверждать по согласованию с органами местного самоуправления годовые календарные учебные графики;
- выбирать образовательные программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации;
- самостоятельно формировать контингент обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ «Об образовании»;
- выбирать формы, средства и методы воспитания и обучения детей, режим обучения, в пределах, определяемых Законом «Об образовании» и Уставом;
- определять режим работы Учреждения;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Учреждения в соответствии с настоящим Уставом и требованиями Закона РФ «Об образовании»;
- обеспечивать функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- осуществлять в пределах собственных финансовых средств материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- привлекать для обеспечения осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, дополнительные финансовые источники, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Учредителем, а также исходя из спроса родителей (законных представителей), потребностей обучающихся и заключенных договоров на оказание услуг;
- предоставлять учредителю и общественности ежегодный отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самооценки деятельности Учреждения (самообследования);
- создавать структурные подразделения, входящие в состав Учреждения, разрабатывать и утверждать положения о них;
- участвовать в создании и деятельности ассоциаций, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования образования;
- координировать в Учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
- содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
- выбирать учебные пособия и учебники из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
- использовать и совершенствовать различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
- использовать электронный журнал оценок учащихся и электронный дневник ученика с правом доступа к нему родителей (законных представителей), обеспечивая защиту персональных данных, причем бумажная форма классного журнала и дневника учащегося не отменяется;
- реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за пределами основных образовательных программ с учетом потребностей заказчика на основе договора с родителями (законными представителями);
- устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, формировать штатное расписание, распределять должностные обязанности;
- устанавливать заработную плату работникам Учреждения, в том числе размер надбавок и доплат к должностным окладам, порядок и размеры премирования;
- разрабатывать и принимать устав для внесения его на утверждение;
- разрабатывать и принимать правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты;
- создавать в Учреждении необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения;
- создавать условия для функционирования детского лагеря на время каникул;
- создавать и вести официальный сайт Учреждения в сети Интернет;
- осуществлять иною деятельности, не запрещенную законодательством Российской Федерации.
2.5. Типы и виды реализуемых образовательных программ:
2.5.1. Образовательная программа Учреждения определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
В Учреждении реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессиональной подготовки.
2.5.2. Учреждение реализует следующие основные общеобразовательные программы:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Данные образовательные программы являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
2.5.3. Основная образовательная программа разрабатывается Учреждением на основе соответствующих примерных основных образовательных программ, утверждается и реализуется Учреждением самостоятельно и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Образовательные программы специальных (коррекционных) классов разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
2.5.4. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
2.5.5. Реализуемые в Учреждении основные общеобразовательные программы направлены на решение задач дошкольного образования, начального, основного, среднего (полного) общего образования.
2.5.6. Содержание образовательного процесса в классе предшкольной подготовки определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой Учреждением в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (нормативный срок освоения – 1 год).
2.5.7. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основными навыками личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования включает программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программу отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы(нормативный срок освоения – 4 года).
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
2.5.8. Задачами основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающего, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа основного общего образования включает следующие образовательные программы: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков), включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы (нормативный срок освоения – 5 лет).
С учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) с 8 класса осуществляется предпрофильная подготовка, углубленное изучение отдельных предметов.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
2.5.9. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
2.5.10. В Учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.
2.5.11. Учреждение реализует дополнительные образовательные программы по следующим направленностям: физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, естественнонаучной, эколого-биологической, культурологической, военно-патриотической, спортивно-технической, научно-технической, социально-педагогической, реализуемые за пределами, определяющих статус Учреждения, основных образовательных программ.
2.5.12. Учреждение реализует программы профессиональной подготовки согласно имеющейся лицензии.
2.5.13. В целяхсоздания оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе в Учреждении реализуется программа воспитательной работы.
В Учреждении организуется работа общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних, а также осуществляются меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В целях формирования условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся Учреждение:
- разрабатывает и реализует проекты, посвященные юбилейным датам отечественной истории, истории и культуры Ставропольского края и города Ставрополя, другие мероприятия гражданской и патриотической направленности;
- пропагандирует уважение к государственной символике, истории России, Ставропольского края и города Ставрополя, идеалы государственности, гражданской ответственности, федерализма, целостности и независимости России, распространяет информацию о знаменитых жителях Ставропольского края и города Ставрополя;
- организует изучение истории России и Ставропольского края, основ организации государственной власти в Российской Федерации и Ставропольском крае;
- содействует развитию работы военно-патриотических, военно-исторических, военно-спортивных клубов и поисковых объединений;
- сотрудничает со средствами массовой информации по программам, формирующим и развивающим у обучающихся чувство патриотизма, гордости за их историю, ответственность за их судьбу;
- противодействует распространению идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости.
Организует и координирует воспитательную работу с учащимися в классном коллективе, обеспечивает условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе классный руководитель.
2.6. С учетом потребностей и возможностей личности ребенка, а также с учетом запроса родителей (законных представителей) несовершеннолетних общеобразовательные программы в Учреждении осваиваются в очной форме.
Учреждение по согласованию с Учредителем оказывает содействие в получении образования по другим формам: семейное образование, самообразование, экстернат.
Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.
Порядок получения образования по данным формам регламентируется Положением о формах получения образования,являющимся приложением к настоящему Уставу.
Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
2.7. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Порядок предоставления образования по индивидуальному учебному плану регламентируется Положением об обучении по индивидуальному учебному плану, являющимся приложением к настоящему Уставу.
2.8. В целях предоставления обучающимся возможности освоения основных и (или) дополнительных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) Учреждение организует обучение с использованием дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся согласно установленному порядку и формам доступа к используемым информационным ресурсам.
2.9. Учреждение с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяет формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Организация физического воспитания и образования в Учреждении включает в себя:
- проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
- создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
- формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
- осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий (физкультминутки, подвижные игры на переменах, спортивный час для детей, посещающих группу продленного дня, внеклассные спортивные занятия и соревнования, общешкольные спортивные мероприятия, дни здоровья);
- проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
- формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
- проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
- содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.
2.10. Организация практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), осуществляется согласно санитарно-эпидемиологическим требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
2.11. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трёх ступеней образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
2.12. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в Учреждении реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественно-научного, физико-математического, информационно-технологического профилей (нормативный срок освоения – 2-3 года).
Данные программы реализуются в Учреждении на III ступени обучения (10-11 классы) открываются профильные классы (группы) с учетом пожеланий выпускников основной школы, родителей (законных представителей). В них реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в т.ч. программы углубленного изучения предметов по профилю.
В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность на основании договоров с ВУЗами. Положение о профильных классах Учреждения утверждается Педагогическим советом.
В профильных классах могут быть созданы группы обучающихся с ориентацией на определенную профессию, специальность на основании договоров с ВУЗами. Деятельность профильных классов регламентирована Положением о профильных классах, являющимся приложением к настоящему Уставу.
2.13. В Учреждении по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы, порядок приема и обучения в которых определяется действующим законодательством а также Положением о классе компенсирующего обучения и Положением о классе специального (коррекционного) обучения,являющимися приложением к настоящему Уставу
2.14. В случае необходимости на основании медицинского заключения о состоянии здоровья обучающегося Учреждение организует его обучение на дому в порядке определенном действующим законодательством.
2.15. В Учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.