Методические рекомендации для подготовки к занятию. При подготовки к первому вопросу следует вспомнить содержание понятий воспитание и воспитанность, а так же понять
При подготовки к первому вопросу следует вспомнить содержание понятий воспитание и воспитанность, а так же понять, в чем конкретно выражается воспитанность, именно это качество должно быть присуще каждому сотруднику ОВД.
В работе с личным составом ОВД особая роль принадлежит воспитательным аппаратам, которые представляют собой иерархически организованную и централизованно управляемую систему структурных подразделений и сотрудников воспитательных аппаратов. Субъекты воспитательной работы являются специализированными и неспециализированными. Далее необходимо четко выделить субъекты и объекты воспитательной работы в ОВД, а так же ее сели и приоритетные задачи.
При подготовки второго вопроса следует обратить внимание на особенности и сложности воспитания личного состава. Оно начинается не с «чистого листа». Зависит от множества факторов. Противоречиво влияющих на воспитание сотрудников. Воспитательный процесс не только имеет свою цель и носит плановый характер, но происходит на протяжении всей жизнедеятельности. Определяется целостным комплексом воспитательного воздействия, связан с достижением текущих и рубежных результатов, во многом зависит от самого воспитывающегося.
Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенности воспитанности сотрудника правоохранительных органов, отвечающие специфике его деятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:
• государственно-профессиональное воспитание;
• патриотическое воспитание;
• профессионально-нравственное воспитание;
• профессионально-правовое воспитание.
Потретьемувопросунеобходимо дать общую характеристику индивидуальной воспитательной работе с сотрудниками, ознакомиться на основании лекции и учебника формы и методы индивидуальной работы.
В практике индивидуальной работы можно использовать все педагогические методы и средства воспитания, индивидуализируя их применение. Нельзя ограничиваться 1—2 методами, нужно использовать все их многообразие.
Готовясь к четвертомувопросу,следует рассмотретьгосударственно- профессиональный компонент мировоззрения сотрудника.
Задачами общественно-государственного воспитания сотрудников являются:
• формирование взглядов и убеждений по вопросам жизни российского общества, задач и путей совершенствования жизни россиян;
• достижение понимания ими роли и функций государства в жизни общества и его совершенствования, требований к государственной службе;
• уяснение положений Конституции Российской Федерации о сущности Российского государства и общества, определяющих стратегические задачи их совершенствования; формирование верности Конституции;
• обеспечение знания сущности, основных положений идеологии гуманизма, демократизма, гражданского общества;
• разъяснение государственной политики и повседневной деятельности государственных органов;
• уяснение роли граждан в жизни и решении проблем, стоящих перед обществом и ведущих к улучшению их собственной жизни; требований к их качествам, цивилизованности, культуре, гражданской активности, организованности и дисциплине;
• достижение глубокого понимания роли правоохранительных органов в системе государственной власти и управления Российской Федерации;
• обеспечение понимания государственной и общественной значимости деятельности сотрудников правоохранительных органов, их ответственности по охране прав и свобод граждан и требований к безупречному выполнению своего гражданского и профессионального долга;
• постоянное и оперативное информирование о событиях, происходящих в стране, помощь в правильной гражданской и профессиональной оценке событий и выводах для себя и своей работы.
Приведенные задачи определяют и содержание общественно-государственного воспитания в правоохранительных органах.
Организация общественно-государственного воспитания предполагает принятие мер по двум взаимосвязанным направлениям:
1) использованию всех элементов работы с персоналом в процессе его деятельности;
2) принятию специальных мер, строго ориентированных на повышение общественно-государственной воспитанности личного состава.
Другая форма — общественно-государственная подготовка личного состава. Она решает задачу систематического формирования знаний, убеждений его, интересов, ценностных ориентации и устремлений сотрудников на основе усвоения научно достоверных данных по необходимым для них вопросам теории общества и государства, государства и права, социологии, политики, морали.
По пятому вопросу следует иметь ввиду, что патриотическое воспитание взаимосвязано с государственно-гражданским, нравственным, правовым и другими видами воспитания и решает свои задачи.
Задачи определяют основное содержание патриотического воспитания в правоохранительных органов. По организации, формам и методам оно, как и другие виды, осуществляется по двум, упомянутым при рассмотрении государственно-гражданского воспитания направлениям: во-первых, при проведении повседневной воспитательной работы по ходу службы и общих воспитательных мер, которые, как правило, содержат возможности многовидового воспитательного воздействия, а во-вторых, путем организации и проведения специальных мер целевого патриотического воспитания.
При рассмотрении вопроса о нравственно-профессиональном воспитании сотрудников необходимо помнить, что под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности.
Цель нравственного воспитания — формирование нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников, поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и профессиональной морали. Она достигается решением определенных задач. Ознакомиться с ними следует по материалам лекции и рекомендованного учебника.
Формы и методы нравственного воспитания многочисленны. В него вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в других видах воспитания и также специальные меры.
В нравственном воспитании важно повышение действенности его проведения, борьба с формализмом, недопущение расхождений между словом и делом и сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службы время.
Профессионально-этическое воспитание. Профессиональная этика — система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии, нормы узкопрофессиональные. Один из видов — нормы служебного этикета (порядка поведения) при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид — профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие закреплены в служебных документах — уставах, положениях о прохождении службы, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п.
По шестому вопросу семинара относительно профессионально-правовое воспитания сотрудников следует обозначить цели и задачи правового воспитания.
Цель правового воспитания — формирование высокого, профессионального уровня правовой культуры сотрудников, обеспечивающего безупречное личное соблюдение законов при осуществлении правоохранительной деятельности и ее успешность в укреплении законности и правопорядка. Из целей вытекают и задачи правового воспитания сотрудников. Правовое воспитание осуществляется в процессе профессионального обучения и в практике правоохранительной деятельности. Следует также вспомнить основные формы методы правового воспитания сотрудников.
По седьмому вопросу необходимо дать понятия профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Она проявляется в четырех основных сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой и в сфере профессиональных действий. Важно проанализировать признаки деформации в каждой из указанных сфер.
Анализируя причины профессиональной деформации, надо отметить, что она развивается на основе предпосылок, связанных с особенностями личности сотрудника, влиянием ближайшего окружения. Причины ее кроются и в некоторых особенностях правоохранительной деятельности, не эффективности управления и д.р.
Педагогические аспекты профилактики и преодоления профессиональной деформации связаны, прежде, с общей профилактикой, а так же со специальной системной работой. Важна целостная система работы с персоналом, а так же индивидуально воспитательная работа, формирование антидеформирующей и антикоррупционной устойчивости.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Что понимается под воспитанностью человека и его воспитанием?
2. Какое значение имеет воспитанность и воспитание сотрудников правоохранительных органов в современных условиях и почему?
3. Каковы цели и задачи воспитания сотрудников правоохранительных органов?
8. Почему необходима индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками, каковы ее формы и методика?
9. Дайте педагогическую характеристику деятельности наставника.
10. Раскройте специфику и значение формирования государственно-профессионального понимания сотрудником своей деятельности.
11. В чем заключаются задачи и методика патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов?
12. Каково значение нравственного воспитания и как в нем должны сочетаться общие и профессиональные компоненты при работе с сотрудниками?
13. Что представляет собой морально-психологическая подготовка: в чем специфика ее задач, организации методов?
14. Охарактеризуйте этическое воспитание и его соотношение с другими видами.
15. Назовите цели, задачи, содержание и особенности проведения правового воспитания в правоохранительных органах.
16. Назовите пути преодоления профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.
Практическое занятие по теме 3.
Задание 1. Курсанты выполняют самоотчеты по результатам учебной работы и служебной деятельности в первом семестре.
Задание 2. Курсанты выполняют самоотчет группы по результатам первого семестра.
Задание 3. Отработка групповой сплоченности – разработка эмблемы группы.
Задание 4. Проводится социометрия группы.
Задание 5. Анализируется примерная «Программа изучения особенности личности сотрудника», на основе которой готовятся примеры ознакомительных, поддерживающих, корректирующих бесед.
Интерактивное задание «Ищу друга».
ТЕМА 4. Воспитательные действия субъектов воспитания и педагогическая техника их выполнения.
Лекция – 2 ч.