Методические рекомендации для подготовки к занятию. При оформлении «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» следует обратить внимание на разнообразие форм и методов

При оформлении «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» следует обратить внимание на разнообразие форм и методов, используемых в процессе диагностики и коррекции, на их соответствие возрастным особенностям воспитанников.

Формы и методы проведения занятия,

виды учебной деятельности студентов:

1. Терминологический диктант,

2. Устный опрос.

3. Обсуждение и экспертная оценка «Диагностических портретов воспитанников», имеющих высокий уровень социальной и педагогической запущенности.

4. Обсуждение и экспертная оценка «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности.

5. Обсуждение и экспертная оценка «Диагностических портретов воспитанников», имеющих высокий уровень социальной и школьной дезадаптации.

6. Обсуждение и экспертная оценка «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» с высоким уровнем социальной и школьной дезадаптации

Литература для подготовки к занятию

Основная

  1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Астапов В.М.— М.: Пер Сэ, 2012.— 176 c.
  2. Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Из-во Феникс. 2010.
  3. Ридецкая О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ридецкая О.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 352 c.

Дополнительная

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2003.
  2. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций). Учебное пособие для студентов гуманитарных и педагогических вузов (курс лекций). Изд-во: Секачёв В. 2012 г.
  3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие – М., 2004.
  4. Дементьева И.Ф. Вьюнкова Ю.Н. Вайнер М.Э. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений (под ред. Кумариной Г.Ф.). Из-во Академия.: 2003, 302 с.
  5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике. – М. 2001.
  6. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПБ, 2003.
  7. Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб, 2002.
  8. ФГОС основного общего образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  9. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  10. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психологическая депривация ребенка: пособие для психологов и педагогов. Изд.-во ВЛАДОС 2010

Интернет-ресурсы

  1. Электронно-библиотечная система "издательства ЛАНЬ" www.e.lanbook.com
  2. Свободные электронные библиотеки
  3. http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
  4. http://www.bibliotekar.ru - БИБЛИОТЕКАРЬ.рy

Задания для СРС

1. Составьте 4 варианта «Диагностических портретов воспитанников», имеющих высокий уровень социальной и педагогической запущенности: для детей с индивидуальными типологическими особенностями, запущенными как субъекты учебной деятельности, как субъекты общения, как субъекты самосознания.

2. Составьте 4 варианта «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» с высоким уровнем социальной и педагогической запущенности: для детей с индивидуальными типологическими особенностями, запущенными как субъекты учебной деятельности, как субъекты общения, как субъекты самосознания.

3. Составьте 2 варианта «Диагностических портретов воспитанников», имеющих высокий уровень социальной и школьной дезадаптации.

4. Составьте 2 варианта «Индивидуальных программ социальной адаптации воспитанников» с высоким уровнем социальной и школьной дезадаптации.

Практическое занятие № 6 ( 2 часа)

Тема: Основы коррекционно-педагогической деятельности с воспитанниками, имеющими поведенческие и характерологические отклонения, одарёнными детьми

Цель: углубить знания студентов об основах коррекционно-педагогической деятельности с воспитанниками, имеющими поведенческие и характерологические отклонения в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.

в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.

Основные понятия:

агрессия, бродяжничество, депрессия, стресс, дисморфобия, замкнутость, застенчивость, инфантилизм, акселерация, лживость, ложь, сексуальные перверсии, мастурбация, гомосексуализм, эксгибиционизм, визионизм

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Охарактеризуйте факторы риска, свидетельствующие о наличии характерологических и поведенческих отклонений.

2. Дайте краткую характеристику следующим поведенческим и характерологическим отклонениям по схеме (сущность и причины возникновения данного отклонения, симптомы, свидетельствующие о наличии данного отклонения):

r бродяжничество,

r дисморфобия,

r замкнутость (застенчивость),

r инфантилизм,

r акселерация,

r лживость,

r сексуальные перверсии, (мастурбация, гомосексуализм, эксгибиционизм, визионизм).

3. Охарактеризуйте технологии деятельности социального педагога по диагностике и коррекции вышеуказанных поведенческих и характерологических отклонений в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.

3. Дайте краткую характеристику следующих видов одаренности:

r интеллектуальная;

r творческая;

r академическая (научная);

r художественно-изобразительная;

r музыкальная;

r литературная;

r артистическая;

r техническая;

r лидерская;

r спортивная.

5. Охарактеризуйте технологию деятельности социального педагога по взаимодействию с одарёнными и талантливыми детьми и их семьями в условиях внедрения ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования.

Наши рекомендации