I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Орфографическая разминка
II. Орфографическая разминка
Загадка:
Где ж.вет он? В самой ч..ще, Сладкоежкою слывет.
Самой-самой настоящ..й. А еще м..гу ск..зать,
Там гуляет там и спит Очень любит он п..спать:
Там д..тей св..их растит. Леж..т осенью, а встанет,
Любит груш.., любит ме.. . Лишь когда в..сна настанет.
(Медведь.)
— Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
— Назовите однородные члены предложения, определите их роль в предложении.
— Прочитайте сложное предложение. По каким признакам вы его определили?
— Сделайте морфемный разбор слова сладкоежка.
— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
III. Чистописание
м..дведь б..рлога малина
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
— Подберите, если возможно, однокоренные слова, разберите их по составу.
— Определите род имен существительных:
Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь.
Стужа, стужа на носу—
Очень холодно в лесу.
Л. Квитко
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Обозначьте падеж имен существительных.
— Подчеркните имя существительное в именительном падеже. Чем оно является в предложении?
— Объясните выражения: «медведь на ухо наступил», «оказал медвежью услугу».
IV. Работа с учебником
Наблюдения за употреблением имен существительных в именительном падеже.
1. Упр.93, с. 59. Выполняя упражнение, учащиеся делают вывод: существительное в именительном падеже употребляется, когда необходимо:
1) назвать человека или предмет;
2) указать, кто совершает действие;
3) назвать предмет, который обладает тем или иным признаком
4) назвать того, к кому обращаются с речью
Физкультминутка
2. Работа с текстом:
Все лето кормиться м..две..ь перед зимней спяч..кой. Засунет в муравейник лапу —- сл.знет мурав. .я. Попадется гнездо тетерки—с. .ест пт. .нцов. Зазевается л. .сная мышка — и мышку с..ест. Или с. .дит в р..ке и ловит рыбу.
Вот так от..едается м..две..ь летом, чтобы набрать п..больш.. ж..ру под шкурой и крепко уснуть в теплой б..рлоге.
По Б. Снегиреву
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
— Подчеркните имена существительные в именительном падеже. Чем они являются в предложении?
— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Почему?
3. Работа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Беседа учителя о жизни и творчестве великого русского пейзажиста И. Шишкина (1832—1898).
— Назовите предметы, изображенные на картине, отвечающие на вопросы кто? Что? Составьте с ними предложение (устно).
Физкультминутка (под песню «Почему медведь зимой спит» (муз. Л. Книппера, ел. А. Коваленкова))
4. Упр. 94.
— К кому обращается медведь, Машенька?
— Определите падеж имен существительных медведь, Машенька.
V. Обобщение сведений о значениях имен существительных в именительном падеже
5. Упр. 95 (с.60).
— В каких случаях употребляются имена существительные в именительном падеже?
6. Письмо по памяти:
М..дведь
— Ты куда идеш.. м..дведь О
— Да на пчелок п..см..треть О
— А зачем н..сет.. б.чок О
— Так... П.вешу на сучок...
Н. Галиновская
— Восстановите знаки препинания.
— Объясните правописание пропущенных орфограмм.
— Определите род, число, падеж имен существительных.
— Определите время глаголов.
— Как медведь проводит зиму? Какие животные тоже спят зимой?
7. Работа с деформированным текстом:
1) Другой м..двежонок испугался х..лодной ва(н, нн)ы. 2) Вывалилась (на) берег б..льшая м. .дведица. 3) Мать догнала его и — (в) воду. 4) (За) ней выскочили два в..селых м..двежонка. 5) М.двежонок в.зжал и б..рахгался. 6) М..дведица взяла одного м..двежонка зубами (за) шиворот. 7) Он пустился (у) дирать (в) лес. 8) ..на окунула его (в) воду.
— Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст. Определите его тему и озаглавьте.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
— Подчеркните подлежащее и сказуемое.
— Определите падеж имен существительных, которые являются подлежащими.
— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?
8. Загадка:
Вперевалку зверь идет А когда приходит осинь,
Па малину и па мет. Лезет в яму до висны,
Любит слаткое он очень. Где он спит и видит сны.
(Медведь.)
— Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой в написании слов.
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
— Обозначьте части речи. Подчеркните имена существительные в именительном падеже. Чем они являются в предложении?
9. Упр. 96, с61.
— Укажите значение выделенных имен существительных в именительном падеже.
10. Упр. 97, с. 62.
— Перечислите признаки именительного падежа.
VI. Рефлексия
—За что именительный падеж получил свое название? (Именует, называет предметы.)
— На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? Чем являются в предложении?
— Как определить падеж имени существительного?
Алгоритм:
* Найдите слово, от которого данное существительное зависит.
* Поставьте вопрос от этого к тому, падеж которого мы определяем
Домашнее задание
Упр. 98, с. 62
Урок 20. Тема: Родительный падеж
Цели:формировать умение определять в предложении имена существительные в родительном падеже; познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме родительного падежа; пропагандировать здоровый образ жизни; повторить правила противопожарной безопасности.
Ход урока
I. Организационный момент