I. Организационный момент.
– Работать будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать». Сегодня на уроке продолжим учиться писать красиво, будем думать и рассуждать.
II. Актуализация опорных знаний.
– На какие две большие группы делятся звуки?
– Назовите согласные звуки.
– На какие группы делятся согласные звуки? (Звонкие – глухие; мягкие – твердые.)
Грамматическая разминка.
Я с [л] смягченным – под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь – угол.)
С твердым [л] я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только [л] смягчите,
Сразу в танец превратите.
(Полка – полька.)
Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить.
(Клад – кладь.)
С твердым [р] – коллектив певцов; с мягким – хищный зверек с ценным мехом. (Хор – хорь.)
С твердым [л] – огородное растение и приправа к пище; с мягким – отверстие, прикрываемое крышкой. (Лук – люк.)
III. Чистописание.
Буква «р» перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
– Рассмотрите образец написания ь.
Напишите ь
Нежно, капелькой, вот так.
– Прочитайте скороговорку.
У пенька опять пять опят.
– Напишите по памяти.
IV. Объявление темы, постановка целей урока.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
– Что это за буква? (ь.)
– Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я, буква Л к Е, Д – к Н, а Т – к Е.
– Какие это гласные?
Буквы жили – не тужили,
Потому что все дружили.
И жила среди них буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
– Что это за буква? – возмущались они.
А это была буква Ь– мягкий знак. Эта буква особенная.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Эта буква не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже про себя загадку загадало:
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Гвоздь.)
Стали буквы составлять слово «гвоздь». Встали на нужные места, и вышло: «гвозд».
– Что-то у нас не получается! – забеспокоились они. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас – твердый.
Буква И говорит:
– Встану я и обозначу мягкость Д. – И быстро пристроилась в конце.
– Что получилось? (Гвозди.)
– Но ведь у нас только один гвоздь, а не много. Как же быть?
– Давайте лучше я встану, – сказала Я. (Гвоздя.)
– У нас опять ничего не получится, ведь ты изменила форму слова, – сказали буквы.
– Что же буквам делать? Подскажите, ребята! (Надо поставить ь.)
– Иди к нам, Мягкий знак, – позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
– Что получилось? (Гвоздь.)
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.Вот, оказывается, какой он незаменимый, мягкий знак.
– Сегодня на уроке вы должны ответить на вопросы:
Почему ь называют мягким, а ъ − твердым?
Можно ли при помощи ь и ъ превратить одно слово в другое?
V. Введение в тему.
Рубрика «Хочу все знать».
– Ребята, вам известно, что в русском алфавите 33 буквы. Вы знаете также, что эти буквы были изобретены для письма. Но у фонетики много тайн и загадок! Я предлагаю вам разгадать одну из них.
БУКВА ЕСТЬ, А ГДЕ ЖЕ ЗВУК?
В древнерусском языке буква ъ имела свой звук. Это был гласный звук [ъ], почти такой, как звук [о], но звучал этот звук короче, чем полный звук [о]. Так же и буква ь имела свой гласный звук [ь], близкий к звуку [э], и звучал он тоже короче, чем полный звук [э].
Но со временем короткие звуки становились все короче и короче. А потом и вовсе исчезли… Древнерусское слово «колъ» с коротким [о] постепенно превратилось в «кол», а слово «коло» с полным [о] перешло в слово «колесо».
Работа по учебнику (с. 68).
Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Прочитайте слова. (Гусь, конь, лось, осёлъ, заяцъ, туръ.)
– Так писали слова раньше.
– Подумайте, почему ь на конце слов оставили, а от ъ отказались?
(Предположения детей.)
Гимнастика для пальцев
1) Вращение кистей.
2) Сжимание, разжимание пальцев в кулак.
3) «Погладим» котенка (поглаживающие движения рук).
4) Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).
5) Ладонь – ребро – кулак.
6) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).