Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования
Учебная дисциплина «Оперативно-розыскная деятельность» относится к вариативной части профессионального цикла учебных дисциплин, базируется на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин уголовно-правового цикла, таких как «Теория государства и права», «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Уголовный процесс», «Криминология», «Криминалистика», «Психология».
До начала изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:природу и сущность государства и права, базовые логические принципы построения правовой системы органов государственной власти.
Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями, ориентироваться в правовых (юридических) понятиях и категориях.
Владеть:навыками работы с юридической литературой и иными источниками.
Учебная дисциплина формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для способности действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики; способности проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры; способности выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан; способности выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения; способности раскрывать преступления; способности осуществлять производство дознания по уголовным делам; способности организовать и осуществлять розыск лиц; способности осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
Компетенции, формируемые в результате изучения
Учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Общекультурные компетенции:
– осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– исполнять добросовестно профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, определять цели и осуществлять выбор путей ее достижения (ОК-3);
– строить логически верно, аргументировано и ясно устную и письменную речь (ОК-4);
– обладать культурой поведения, кооперироваться с коллегами, работать в коллективе (ОК-5);
– иметь и проявлять нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
– стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
– понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
– применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, использовать информационные правовые системы (ОК-11);
– работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
Профессиональные компетенции:
в нормотворческой деятельности: участвовать в разработке оперативно-розыскного законодательства (ПК-1);
в правоприменительной деятельности: осуществлять оперативно-розыскную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с оперативно-розыскным законодательством (ПК-4); применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы оперативно-розыскного законодательства в профессиональной деятельности (ПК-5); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности (ПК-6); подготавливать оперативно-розыскные документы (ПК-7);
в правоохранительной деятельности: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ПК-10); при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предупреждать правонарушения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); при осуществлении оперативно-розыскной деятельности выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); правильно и полно отражать результаты оперативно-розыскной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности: участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной деятельности, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); толковать различные правовые акты оперативно-розыскного законодательства (ПК-15); давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности: преподавать дисциплину «Оперативно-розыскная деятельность» на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); управлять самостоятельной работой обучающихся оперативно-розыскной деятельности (ПК-18); эффективно осуществлять правовое воспитание в ходе преподавания дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» (ПК-19).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– несекретные нормативно-правовые акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, порядок производства ОРМ, рассекречивания результатов ОРМ и передачи их следователю и в суд;
– принципы, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности;
– виды оперативно-розыскных мероприятий, основания, условия и порядок их производства, порядок документирования результатов ОРМ;
– органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности;
– правовую регламентацию и порядок содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
– процедуру рассекречивания результатов ОРМ и передачи их следователю и в суд;
– процессуальный порядок проверки результатов ОРМ и использования их в доказывании;
– формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений.
Уметь:
– организовывать эффективное взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
– осуществлять процессуальную проверку результатов ОРМ, анализ и оценку их доказательственного значения;
– использовать результаты ОРМ при планировании и производстве следственных и судебных действий;
– использовать возможности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для защиты участников процесса, выявления и пресечения коррупционного поведения.
– определять источники и содержание доказательственной информации, правовые способы получения информации;
– анализировать и оценивать оперативно-розыскную информацию о расследуемом событии, и использовать ее при подготовке и производстве следственных и судебных действий;
– принимать обоснованные и законные тактические и процессуальные решения;
– грамотно, корректно и доброжелательно организовывать эффективное взаимодействие с лицами, вовлеченными в сферу его профессиональной деятельности;
– объективно, полно и всесторонне выдвигать и проверять все возможные версии о расследуемом событии и роли каждого участника;
– открыто воспринимать, анализировать, проверять и обоснованно опровергать доводы противной стороны;
– принципиально реагировать на ошибки правоприменительной практики;
– использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций.
Владеть:
– оперативно-розыскной терминологией;
– навыками составления процессуальных документов и протоколов следственных действий;
– навыками работы с правовыми актами и документами;
– навыками получения, анализа, проверки и оценки доказательственной информации о правовых явлениях и юридических фактах;
– навыками самостоятельного анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
– методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.