I. Организационный момент.
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками.
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Узнай по голосу».
Дети получают картинки с изображением животных, все закрывают глаза. Учитель идет по классу и дотрагивается до любого ученика. Ученик подражает голосу животного с картинки. Остальные учащиеся угадывают, что это за животное и кто его изобразил.
III. Объявление темы и постановка цели урока.
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из сказки М. Горького и стихотворением А. Усачева. Обнаружите известный вам литературный прием и увидите красоту мира, созданную писателем и поэтом.
IV. Отработка навыка чтения.
1. Работа по рабочей тетради (с. 28, № 1).
Чтение строчек слов.
2. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения «Дополни предложение».
На доске запись: Мы гуляем.
Задание: дополните это предложение, последовательно прибавляя по одному-два слова.
Возможные варианты: Мы гуляем в лесу. Мы гуляем в весеннем лесу. Мы гуляем утром в весеннем лесу.
3. Упражнение для развития выразительного чтения.
– Прочитайте, передавая радость, возмущение, печаль, гордость, в зависимости от текста.
Текст записан на доске.
Еж пыхтит и морщится:
– Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
Я. Аким
V. Подготовка к восприятию нового материала.
– Отгадайте загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Зернышки ворует.
(Воробей.)
VI. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику (с. 42).
Регулятивные УУД:свободное ориентирование в содержании и заданиях учебника.
– Откройте учебник, прочитайте фамилию автора и название произведения.
а) Работа над отрывком из сказки М. Горького «Воробьишко».
Чтение учителем вслух.
– Почему сказка называется «Воробьишко», а не «Воробей»?
– Какие воробьиные особенности есть в разговоре?
б) Словарная работа.
– Прочитайте сноски.
– Есть ли еще в тексте непонятные вам слова? (Чебурахнуться – упасть, растянуться.)
в) Беседа по содержанию. Выборочное чтение.
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме.
– Я видела на ваших лицах улыбки. Что вызвало такое настроение?
– Каким вы себе представляете Пудика? (Озорной, наивный, неопытный, забавный, любопытный.)
– Автор дал птенцу замечательное имя. Вы – читатели – смогли его хорошо представить. В его имени и юмор, и игра, и добрая ирония.
– Перечитайте только те слова, которые говорят воробьи. Что в них общего? (Слова напоминают чириканье, во всех словах есть [ч’].)
– Подумайте, что может означать слово «чив»? (Молодец, способный, ловкий и т. д.)
– Что умел делать Пудик? Чем он занимался, сидя в гнезде?
– В чем смысл фразы: «Что такое божий мир и годится ли он для него?» (Ответы детей.)
г) Чтение по цепочке (коммуникативные УУД).
Познавательные УУД:работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками.
– Кот ученый задал Маше и Мише интересный вопрос почти на воробьином языке. Чем замечателен Воробьишко? Как вы думаете, что ответили дети? (У него необычное качество характера, он хочет, чтобы люди тоже летали.)
– Как можно по-другому задать этот вопрос?
– Вам нравится мечта Пудика? А есть ли она у вас?
– Что сказали бы о человеке кошка, рыба, муха?
– Прочитайте вопрос Миши (с. 43).
– Почему он вызвал улыбку у кота?
– Какой будет ответ? (Автор – наблюдательный человек, решил пофантазировать, он долго вслушивался в чириканье воробьев и следил за поведением воробьиной семьи.)
д) Чтение отрывка по ролям (коммуникативные УУД).
– Сколько человек надо для чтения? (Трое: один будет говорить за Пудика, второй – за воробьиху-маму, третий – за автора.)
– Постарайтесь при чтении передать «характер» Пудика, беспокойство за сына и рассудительность воробьихи.
– Понравилась ли вам сказка? (Свободные высказывания учащихся.)
«Воробьишко» – сказочный рассказ о птенце, маленьком воробье, он несмышленый, нуждается в заботе и внимании. Образ крошечного, хрупкого, не умеющего еще летать птенца вызывает желание оберегать птиц, заботиться о них.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
2. Чтение стихотворения Н. Матвеевой.
– Послушайте отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Лягушонок Евстигней».
Лягушонок Евстигней
Жил в болоте много дней.
Ква! Ква! Ква!
И наскучило ему
В тростниковом терему.
Ква! Ква! Ква!
И решил он придумать игру, стал «квакать» разные слова. Придумал: КВАртира, КВАдрат, аКВАриум... И задумался.
– Маша и Миша решили помочь лягушонку. Какие слова они придумали? (Квартет, квалификация, квас, квашня.)
– Поэт А. Усачев решил поиграть другими словами. Послушайте его стихотворение и определите, какими словами играет поэт? («Буль-буль» – это те звуки, которые издает любой предмет, который идет ко дну, или «буль» – это начальная часть слов, которые обозначают предметы, падающие в озеро.)
– Почему это стихотворение написано для «хора ры-бят»? («Ры-бята» – это рыбки, их поэт сравнивает с ребятами, детьми. Все тонущие предметы попадают во владения рыбок, поэтому свою песенку поэт написал для хора рыбок, или ры-бят.)
3. Работа по учебнику (с. 44).
а) Работа над стихотворением.
Первичное чтение учителем.
– Какими словами играет поэт?
Кот ученый решил нарисовать иллюстрацию к этим словам. Помогите ему, объясните лексическое значение.
Бульдозер – землеройная машина для срезания и перемещения грунта, сыпучих стройматериалов, горных пород и т. п. на расстояние до 200 м при строительстве дорог, гидротехнических сооружений и т. п.
Бульвар – широкая, обсаженная деревьями аллея вдоль улицы, берега моря и т. д. Создание сети бульваров играет значительную роль в озеленении городов.
Бультерьер – порода служебных собак, предназначалась для собачьих боев и охоты на кабана.
Бульдог – группа короткомордых догообразных собак. Предки бульдогов участвовали в военных походах, травле быков и собачьих боях.
– У кого есть свои варианты подобных слов? (Бульон, бульканье.)
б) Самостоятельное чтение стихотворения.
– Перечитайте стихотворение самостоятельно и определите, как его надо читать (запись на доске): весело, грустно, удивленно, быстро, медленно? Объясните свой выбор.
в) Лексическая работа.
– Значения каких слов вам не понятны? Обратимся к сноскам.
4. Работа по группам.
Коммуникативные УУД:чтение по цепочке.
Познавательные УУД:работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками.
– Прочитайте стихотворение вчетвером. Старайтесь не торопиться. Получилась у вас песня для хора?
Выразительное чтение стихотворения вслух.
Физкультминутка
КУПИМ МЫ, БАБУШКА
(песня-игра)
Дети называют животное и изображают его.
Купим мы, бабушка, себе уточку.
Уточка – кря-кря-кря!
(Дети изображают походку утки.)
Купим мы, бабушка, себе поросенка.
Поросенок – хрю-хрю!
(Дети показывают пятачок и хвостик.)
Уточка – кря-кря-кря!
(Движения уточки.)
Купим мы, бабушка, себе кошечку.
Кошечка – мяу-мяу!
(Показывают, как кошка умывается лапой.)
Поросенок – хрю-хрю!
(Движения поросенка.)
Уточка – кря-кря-кря!
(Движения уточки.)