V. Дополнительные методические рекомендации для подготовки к занятию по данной теме (смотрите МР по самостоятельной работе)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
г. Курск – 2013 г.
Авторы:
1. Силина Лариса Вячеславовна – д.м.н., профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии
2. Попов Владимир Евгеньевич – д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии
3. Шварц Наталья Евгеньевна – к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии
4. Бибичева Татьяна Владимировна – к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии
5. Переверзева Ирина Владимировна – к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии
6. Есипова Евгения Александровна – к.м.н., ассистент кафедры дерматовенерологии
7. Сироткина Екатерина Игоревна – к.м.н., ассистент кафедры дерматовенерологии
8. Харахордина Юлия Евгеньевна – к.м.н., ассистент кафедры дерматовенерологии
СОДЕРЖАНИЕ
Формируемые компетенции 4
Т е м а № 1: “Анатомо-физиологические особенности кожи. морфологические элементы кожных сыпей. принципы лечения дерматовенерологических больных”. 9
Тема № 2: “ Дерматиты, токсикодермия, экзема”. 12
Тема № 3: “Профессиональные дерматозы”. 15
Тема № 4: “Гнойничковые заболевания кожи. чесотка. вшивость”. 19
Тема № 5: “Микозы”. 24
Тема № 6: “Нейродерматозы” 29
Тема №7: “Розовый лишай Жибера”. 33
Тема №8: “Аллергические васкулиты кожи”. 36
Тема № 9: "Себорея, угри вульгарные и розовые" 40
Тема № 10: “Псориаз. красный плоский лишай”. 45
Т е м а № 11: “Вирусные дерматозы” 49
Т е м а № 12: “Пузырные дерматозы”. 53
Т е м а № 13: “Многоформная экссудативная эритема”. 57
Тема № 14: “Красная волчанка”. 61
Тема № 15: “Склеродермия”. 65
Тема № 16: “Лепра”. 69
Тема № 17: “Туберкулез кожи ”. 73
Тема № 18: “Болезнь Боровского”. 77
Тема № 19: “Новообразования кожи”. 80
Тема № 20: “Генодерматозы”. 84
Т е м а № 21: “Первичный период сифилиса”. 88
Т е м а № 22: “ Вторичный период сифилиса “. 92
Тема № 23: “Третичный период сифилиса”. 96
Т е м а № 24: “Врожденный сифилис”. 99
Т е м а № 25: “Диагностика и лечение сифилиса “. 103
Т е м а № 26: “Гонорея и негонококковые уретриты. Организация борьбы с венерическими заболеваниями“. 106
Т е м а № 27: “Инфекции, передаваемые половым путем. Вич-инфекция (дерматологические аспекты)”. 111
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Будущий квалифицированный специалист в ходе образовательного процесса должен получить определенные знания и создать матрицу умений и навыков. За время обучения на курсе «дерматовенерология» студент должен:
1. ПК1 Способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
Знать: взаимоотношения «врач-пациент» в дерматовенерологии; морально-этические нормы врача дерматовенеролога, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства в дерматовенерологии; обязанности, права, место врача дерматовенеролога в обществе;
основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций дерматовенерологов;
принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов; аспекты правил общения с младшим медицинским персоналом, врачами, преподавателями, пациентами.
особенности ведения пациентов со сформированными невротическими состояниями на фоне соматической кожной патологии; возрастные психологические особенности пациентов при выборе тактики лечения; особенности общения в соответствии с социально-личностной характеристикой больного.
Уметь: обеспечить адаптацию больного к окружающим условиям с формированием новых эталонов поведения, системы оценки с учетом выявленного дерматоза или венерического заболевания;
создать нормальный нравственно-психологический климат в коллективе, правильные взаимоотношения с родственниками заболевших дерматозами и венерическими болезнями;
ориентироваться в спектре терапевтических средств для лечения дерматозов, с целью уменьшения психологической настороженности больного;
проводить пропаганду здорового образа жизни с актуализацией вопросов профилактики заразных дерматозов и ИППП;
вести больного в соответствии с его личностно – социальными особенностями.
Владеть: навыками изложения морально-этической составляющей при оформлении документации в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии;
формированием положительной установки на проводимое лечение и профилактические мероприятия;
специфическими навыками общения с пациентами, имеющими острую (аллергодерматозы) или страдающими хронической кожной патологией (атопия, псориаз, коллагенозы, герпес)
2. ПК 7 способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений, детских лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными взрослыми и подростками
Знать: нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций, документы, регламентирующие стандарты обработки лечебных и диагностических помещений кожно-венерологических диспансеров и кабинетов;
ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в организациях оказывающих помощь дерматовенерологического профиля
Уметь: разработать план терапевтических действий и мероприятий асептики и антисептики с учетом протекания дерматовенерологических заболеваний и их лечения (пузырные, вирусные дерматозы, пиодермии, инфекции, передаваемые половым путем);
Владеть: правильным ведением медицинской документации, используемой в учреждениях дерматовенерологического профиля;
современным медицинским инструментарием, используемом в дерматовенерологической практике;
стандартными методами санитарной обработки лечебных и диагностических помещений;
3. ПК 11способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
Знать
патогенез заразных кожных и венерических болезней, их основные клинические проявления кожных болезней (чесотки, педикулеза, дерматофитий) и заболеваний, передаваемых половым путем, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, применяемые клинике кожных и венерических болезней (показания к применению, теоретические основы метода, трактовка результатов);
основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения; методы санитарно-просветительской работы;
специфическую и неспецифическую профилактику заразных дерматозов и инфекций, передаваемых половым путем.
Уметь: планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды;
участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению;
выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся
заболеваний дерматовенерологического профиля.
Владеть: методиками оценки состояния общественного здоровья;
методами общеклинического обследования;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту.
4. ПК 19 способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия
Знать: правила оказания помощи для лечения пациентов с дерматологической патологией в соответствии с ситуацией: первичная помощь при зудящих и острых протекающих дерматозах, скорая помощь, госпитализацияпри крапивнице, отеке Квинке, синдрома Лайелла, Стивенса-Джонсона;
Уметь: установить приоритеты для решения здоровья: критическое состояние;
синтезировать информацию и определить статус пациента с целью принятия решения о необходимости оказания ему дерматовенерологической помощи ,определения патологии и причин ее вызывающих, наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверных результатов.
сформулировать клинический диагноз дерматологического больного разработать экстренный план терапевтических действий с учетом протекания болезни и ее лечения;
показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при неотложных состояниях,
определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
Владеть: основными и врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию врачебной помощи в дерматовенерологии при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
5. ПК 20способен и готов назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и не медикаментозной терапии пациентам с дерматовенерологическими заболеваниями.
Знать: клинико-фармакологическую характеристику основных групп современных лекарственных препаратов, механизмы их действия, дозировку, нежелательные эффекты, осложнения и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов кожных и венерических болезней;
основные принципы системной и наружной лекарственной терапии дерматозов и венерических заболеваний (особенности лечения этиотропными и патогенетическими средствами) и реабилитации больных, показания к амбулаторному и стационарному лечению, специфическую и неспецифическую профилактику кожных и венерических заболеваний;
методы лечения лечебной физкультуры и физиотерапии, механизм лечебного действия, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения в клинике кожных и венерических болезней.
Уметь: разрабатывать план лечения с учетом течения заболевания, клинических проявлений, стадии патологического процесса, индивидуальных особенностей пациента, назначить лекарственную терапию, использовать методы не медикаментозного лечения острой и хронической патологии дерматовенерологического профиля;
назначать наружные лекарственные средства с учетом переносимости, резорбтивного действия, особенностей реактивности различных участков кожного покрова, стадии заболевания и характера действия местных средств в различных лекарственных формах;
формулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновывать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах кожных и венерических заболеваниях и неотложных состояниях;
определять путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценивать эффективность и безопасность проводимого лечения кожных и венерических болезней, применять различные способы введения лекарственных препаратов, использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики;
подбирать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациентов в соответствии с ситуацией: поликлинический или стационарный уровень оказания медицинской помощи при различных кожных и венерических заболеваниях.
Владеть: методикой применения базисных средств системной терапии кожных и венерических заболеваний: гипосенсибилизация (специфическая и неспецифическая), детоксикация, антибактериальная терапия, витаминотерапия, гормонотерапия, химиотерапия, терапия с использованием цитостатиков, терапия иммунными препаратами, нейрофармакотерапия, психофармакотерапия, терапия средствами местного воздействия, лечение курортными факторами, грязелечение, аэро –, озоно -, бальнео - и талассотерапия, лазеро - и гемотерапия, физиолечение и лечебная физкультура;
оформлением рецептурных бланков для назначения основных препаратов общего и местного действия;
методами применения лекарственных форм местного воздействия (пудра, раствор, лосьон, болтушка, гель, паста, крем, мазь, линимент, клей, лак, пластырь, аэрорзоль, лечебные пены и мыла) с учетом показаний, противопоказаний, механизма лечебного действия;
6. ПК 31способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
Знать: отечественные и зарубежные монографии и периодические источники информации, освещающие вопросы этиопатогенеза, клиники, диагностики и дифференциальной диагностики, лечения и профилактики кожных и венерических болезней.
Уметь: проводить выборку материалов по интересующим направлениям исследования в клинике кожных и венерических болезней.
Владеть: методами и способами реферирования и обработки информации, отражающей отечественные и зарубежные инновационные подходы к изучению острой и хронической дерматовенерологической патологии.
7. ПК 32 способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
Знать: методику расчета показателей медицинской статистики; основы применения статистического метода в научно-исследовательской работе, использование статистических показателей при оценке уровня заболеваемости дерматозами и ИППП, адекатности диагностических манипуляций, эффективности лечения при использовании традиционной и инновационной терапии кожных и венерических болезней.
Уметь: планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения, эффективность существующих методов диагностики и лечения заболеваний дерматовенерологического профиля;
оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, возможности использования альтернативных методов диагностики и лечения с целью оптимизации терапии кожных и венерических болезней;
определить необходимый объем статистических методов обработки полученных в ходе исследования результатов, отражающих эффекты, использованных в диагностике и лечении дерматозов и ИППП инновационных методов.
Владеть: оценками состояния общественного здоровья по дерматовенерологическим нозологиям;
методами общеклинического обследования, применяемыми в клинике кожных и венерических болезней;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
консолидирующими показателями, характеризующими степень эффективности лечебно-диагностических манипуляций, методикой расчета показателей медицинской статистики.
Т е м а № 1: “АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОЖНЫХ СЫПЕЙ. ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ”.
I. Мотивация цели: В периодической литературе неоднократно отмечается рост заболеваемости кожными и венерическими болезнями. Диагностика заболеваний кожи имеет свою специфику.
II. Цель самоподготовки:В результате самостоятельного изучения материала по данной теме студент должен:
1. Иметь представление об анатомо-физиологических особенностях кожи, принципах диагностики и терапии дерматозов.
2. Знать:
· Возрастные особенности кожного анализатора.
· Физиологические аспекты кожи в различные периоды жизни.
· Гистологическую характеристику патологических процессов.
· Основы диагностики дерматозов.
· Принципы профилактики и лечения.
3. Уметь применить полученные знания по данной теме в практической деятельности.
III. Исходный уровень знаний:
1. Анатомическое строение кожи.
2. Гистологические и патоморфологические изменения кожи.
3. Функциональная характеристика кожного анализатора.
IV. План изучения темы:
1. Изучить цель самоподготовки.
2. Ответить на поставленные вопросы:
· характеристика кожного анализатора.
· гистологические особенности эпидермиса.
· гистологические особенности базальной мембраны и дермы.
· гистологические особенности гиподермы и дериватов кожи.
· функции кожи.
· классификация экзантем и энантем.
· первичные морфологические элементы.
· эволюция морфологических элементов.
· вторичные морфологические элементы.
· параклинические методы исследования.
· принципы общего лечения дерматозов.
· наружное лечение дерматозов.
· основы профилактики.
3. Изучить схему ООД.
4. Подготовить вопросы для преподавателя.
V. Дополнительные методические рекомендации для подготовки к занятию по данной теме (смотрите МР по самостоятельной работе).
VI. План работы на предстоящем практическом занятии:
1. Тестовый контроль.
2. Решение ситуационных задач.
3. Обсуждение ситуаций.
VII. Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте кожный анализатор.
2. Перечислите и охарактеризуйте слои эпидермиса.
3. Охарактеризуйте строение базальной мембраны и дермы.
4. Охарактеризуйте строение гиподермы и дериватов кожи.
5. Перечислите и охарактеризуйте функции кожи.
6. Дайте определение и классификацию морфологических элементов.
7. Охарактеризуйте первичные морфологические элементы.
8. Осветите эволюцию морфологических элементов.
9. Охарактеризуйте вторичные морфологические элементы.
10. Назовите параклинические методы исследования.
11. Перечислите принципы общего лечения дерматозов.
12. Назовите лекарственные формы для наружного воздействия.
13. Перечислите основные профилактические мероприятия.
VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:
1. Нарисуйте схему строения кожного анализатора.
2. Напишите классификацию морфологических элементов.
3. Напишите эволюцию морфологических элементов.
4. Напишите лекарственные формы для наружного воздействия.
IX. Учебная литература основная.
Ю.К. Скрипкин “Кожные и венерические болезни”, М, “Триада-Х”, 2000, с. 12- 122.
X. Учебная литература дополнительная.
Диагностика и лечение кожных болезней. В. В. Владимиров, М., Медицина, 1997 г.
Лечение кожных болезней. Под. ред. А. Л. Машкиллейсона, М., Медицина, 1990 г.
Дерматовенерология (электронный ресурс): учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к итоговому тестированию для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов/ Л.В. Силина и др..4, КГМУ, каф. дерматовенерологии, - Курск – 2013
Силина Л.В. Традиционные и инновационные педагогические подходы к развитию научного знания о дерматозах (электронный ресурс): мультимедийное учебно-методическое пособие, - Силина Л.В. и др., - КГМУ, каф. дерматовенерологии, - Курск, - 2013.
XI. Методические советы.
При изучении принципов диагностики следует обратить особое внимание на характеристику и эволюцию морфологических элементов.
С X Е М А