II. Сообщение темы и цели урока
Познавательные и коммуникативные УУД.
– Сегодня на уроке вы будете учиться быть зрителями.
Быть зрителями интересно и непросто. Предлагаю вам совершить путешествие в музей изобразительных искусств.
III. «Художники и зрители». Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Кто такие зрители?
– Да, вы все были в театре, кино, и вам приходилось быть зрителями, то есть внимательно смотреть, слушать, быть наблюдательными, чтобы не пропустить чего-нибудь важного. Каково это – быть зрителями?
– Давайте прочтем стихотворение А. Барто «В театре». (Читает.)
– Какими зрителями были героини? (Ответы детей.)
– Я думаю, что вы сделали правильные выводы из этой смешной и поучительной истории.
– Быть зрителями можно не только в театре, кино, но и в музее, художественной галерее. На следующем занятии мы пойдем на экскурсию в галерею. А сегодня Мастер Изображения приглашает нас заочно посетить музей.
2. Работа по учебнику.
Познавательные и коммуникативные УУД.
– Наше путешествие начинается. Представьте себе, что мы очутились в музее. Для этого откройте учебник на с. 34. Чем занимаются дети? (Они лепят, рисуют.)
– Где находятся ребята?
– Да, они учатся в художественной школе. Кто-то из вас посещает художественную школу? Что можете рассказать о ней?
– Издавна находились мастера, которые создавали скульптуры, рисовали картины. Многим произведениям искусства очень много лет, но они до сих пор радуют людей. А где можно увидеть произведения искусства? (В музее.)
– Посмотрите на фотографии на с. 35. Куда пришли люди? (В музей.)
– Что вы видите на стенах? на специальных подставках? (Картины, скульптуры.)
– Обратите внимание, как внимательно, с интересом рассматривают посетители музея различные экспонаты.
Переверните страницу, и давайте рассмотрим картины известных художников. Перед вами картина «Подсолнухи» французского художника В. Ван Гога. Она написана масляными красками.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. Холст, масло, 92´73.
Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США
http://vangogh-world.ru/sunflowers/van-gogh1.php
– Обратите внимание на цвета, которые подобрал художник. Как можно получить такие красивые цвета? (Путем смешивания.)
– Картины этого художника очень выразительны. Он писал извилистыми мазками, делая поверхность картины неровной.
Как вы думаете, какое настроение передает нам автор картины? Почему? (Ответы детей.)
– Вглядываясь в яркие, сочные цвета картины, можно представить бесконечное поле с подсолнухами. А что представляете вы?
– Теперь перенесемся в сказочный мир. Вы любите сказки? Перед вами картина замечательного русского художника Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Картина выполнена масляными красками.
М. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900 г.
Третьяковская галерея
– Как вы думаете, из какой сказки взят образ царевны? (Из «Сказки о царе Салтане…».)
– Посмотрите внимательно на героиню. Опишите ее внешность: лицо, глаза, украшения. (Описание.)
– Прекрасные глаза Царевны-Лебеди сверкают, как драгоценные камни. Украшения в короне тоже таинственно мерцают и похожи на глаза. Как вы думаете, какая царевна по характеру? (Таинственная, неприступная, добрая волшебница.)
– Какие краски подобрал художник, чтобы отразить эту таинственность, волшебство?
– Сейчас посмотрите еще на одну замечательную картину. Ее автор Виктор Михайлович Васнецов – талантливый русский художник. Картина называется «Иван-царевич на Сером волке». Работа выполнена маслом.
В. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке». 1889
http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/19.htm
– Как вы думаете, откуда взят сюжет картины?
– Верно, он взят из русской народной сказки об Иване-царевиче, Елене Прекрасной и Сером волке.
Рассмотрите внимательно картину. Что вы почувствовали, вглядываясь в нее?
– Какое настроение у героев?
– Как передал художник их настроение?
– Как изображена природа? (В лесу темно, мрачно, очень тревожно; густой непроходимый лес; сквозь деревья не проходит свет.)
– Обратите внимание на взгляд героев. Иван-царевич встревожен, Елена Прекрасная более спокойна, она надеется на своего спасителя. На переднем плане изображена ветка с белыми нежными цветками, которая светится как надежда на спасение.
Мы рассмотрели три известные картины. Какая картина вам понравилась больше и почему?
– Каждое произведение искусства уникально и замечательно по-своему. Мы познакомимся еще со многими работами прекрасных художников, посетив художественный музей.
– Трудно или легко вам было сегодня быть зрителями?
– Что значит быть зрителями?
– Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось?