Задания для самостоятельной работы обучающихся
Министерство здравоохранения и социального развития
Республики казахстан
РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ
медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»
Кафедра хирургические болезни №1 (урология)
Силлабус
Дисциплина:Урология и андрология в стационаре 1
Код дисциплины:UAS-1
Специальность:Урология и андрология
Объем учебных часов/кредитов: 540/12
Курс и семестр изучения1 курс, 1-2 семестры
Актобе, 2015
Силлабус составлен кафедрой Хирургических болезней №1 с урологией
(наименование кафедры/ курса)
на основании модульной учебной программы «Стационарная урология и андрология»;
(наименование дисциплины)
Обсуждено на заседании кафедры от _______ _______________20___
Протокол №____
Руководитель профессор, д.м.н. ________________Курмангалиев О.М.
Сведения о преподавателях:
Курмангалиев Олег Маратович– доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, стаж педагогической работы – 31 лет. общий стаж 35 лет. Тел. 53 42 60
Саркулов Марат Нукенович- к.м.н., доцент, врач высшей категории, педагогический стаж 12 лет, общий стаж 16 лет. Тел.: 53 42 60
Сулейменов Куаныш Газетович- ассистент, врач высшей категории, педагогический стаж 12 лет, общий стаж 16 лет.
Саотаев Еркин Есенгельдиевич,к.м.н.ассистент, врач высшей категории, педстаж 10 лет, общий врачебный стаж 15 лет
Контактная информация:
Курс урологии кафедры ХБ № 1 расположен на базе урологического отделения Актюбинской областной больницы по адресу с/з Новый на 3-м этаже, проезд автобусами по маршрутам: 21, 37 – остановка «АОБ».
В соответствии с расписанием занятия проводятся в учебных комнатах №1, №2, №3, кабинете зав.кафедрой и отделении урологии
Тел: 53-42-60.
1. Введение:основными задачами врача-уролога в стационаре является оказание специализированной диагностической и консультативной помощи населению, с целью наиболее раннего выявления заболевания мочеполовой системы и назначения адекватного метода терапии.
2. Цель рабочей учебной программы модуля:подготовка резидента по специальности урология и андрология для самостоятельного осуществления квалифицированной врачебной помощи в клиниках.
Надлежащая подготовка и обучение резидентов является решающим элементом оказания интегрированных, всеобъемлющих медицинских услуг.
По окончании резидентуры по урологии и андрологии врач должен уметь самостоятельно работать и осуществлять квалифицированную урологическую помощь.
3. Задачи рабочей учебной программы модуля:
- подготовка резидента, владеющего современными теоретическими знаниями о болезнях мочеполовой системы, принципами и методами диагностики, лечения, профилактики забо-леваний мочеполовой системы;
- обучение знаниям, умениям и практическим навыкам для проведения манипуляций;
- обучение современным методам ведения текущей медицинской и учетно-отчетной доку-ментации.
Подготовка резидента уролога-андролога это процесс, направленный как на расширение спектра профессиональных знаний и умений специалиста, так и на формирование его миро-воззрения на стыке медицины, психологии, социологии, менеджмента. В этой связи учебный план и программа резидентуры предусматривает интеграцию клинических, фундаментальных и гуманитарных дисциплин. Подготовка резидента по базовым дисциплинам осуществляется кафедрой урологии.
4. Конечные результаты обучения:
Резидент должен знать:
· анатомия и топографическая анатомия мочеполовой системы, их онтогенез;
· основные вопросы нормальной и патологической физиологии мочеполовой системы;
· современные представления об этиологии, классификации основных урологических заболеваний, механизмах их развития, общие и дополнительные методы обследования, применимые в урологической клинике, современные принципы лечения;
· клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний мочеполовой системы, их профилактика, диагностика и лечение;
· диагностику заболеваний мочеполовой системы;
· дифференциальную диагностику заболеваний мочеполовой системы;
· современные методы обследования урологических больных;
· исходы и прогноз заболеваний;
· основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК и других методов лечения, применяемых в клинике урологических болезней;
· экстренную помощь больным с неотложными урологическими состояниями;
· ведение медицинской документации.
Резидент должен уметь:
· проводить интерпретацию, диагностическую оценку, данных морфологического и биохимического исследования крови и мочи; рентгенологических методов исследования мочеполовой системы и органов малого таза; контрастных методов рентгенографии (урография и ангиография органов мочеполовой системы), компьютерной и магнитнорезонансной томографии абдоминального сегмента и малого таза; радиоизотопной и ультразвуковой диагностики;
· выделять клинические синдромы, клиническая и дифференциальная диагностика урологического заболевания, обоснование клинического диагноза, план и тактика ведения больного;
· проводить формулировку диагноза, назначение необходимого лечения;
· проводить пункцию мочевого пузыря и диагностическую оценку результатов исследования;
· оказать необходимую помощь при неотложных состояниях в урологии;
· определять показания к госпитализации и ее организацию;
· определять необходимость специальных методов исследования.
Резидент должен владеть навыками:
· общеврачебными, диагностическими и лечебными манипуляций;
· сбора анамнеза и урологического исследования больных;
· определения уровня сознания, психофизического развития;
· медицинских манипуляции: все виды инъекций;
· постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного и параклинического обследования больных с проведением дифференциальной диагностики.
Резидент должен быть компетентным в вопросах:
· нормативно-правовой и законодательной деятельности в сфере врачебной деятельности, ведение учетно-отчетной документации, статистического анализа состояния здоровья населения;
· коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими работниками;
· диагностики, дифференциальной диагностики с использованием современных методов лабораторного и инструментального исследования и лечения;
· оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях;
санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни.
5. Пререквизиты: Внутренние болезни
Постреквизиты:Акушерство и гинекология, онкология.
6. Краткое содержание дисциплины: Урология и андрология в стационаре 1: резидент изучая урологию и андрологию в стационаре изучает вопросы диагностики заболеваний мочеполовой системы, методы, показания и противопоказания, возможные осложнения после различных диагностических манипуляций. Грамотно диагностирует урологическую патологию, выставляет диагноз, назначает лечение пациенту в условиях стационара согласно протоколам.
Тематический план занятий
Тематический план лекций
№ | Наименование темы лекции | Кол-во часов |
Лабораторные методы. | ||
Рентгенологические методы. | ||
Эндоурологические методы. | ||
Изотопные методы. | ||
Экскреторная и инфузионная урография. | ||
Ретроградная пиелография, антеградная пиелография. | ||
Уротомография, урокимография, урокинемотография. | ||
Почечная ангиография. | ||
Рентгенологическое исследование вен МПО. | ||
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей. | ||
Специальные рентгенологические методы в урологии. | ||
ИТОГО |
Тематический план семинарских (практических) занятий
№ | Наименование тем занятий | Кол-во часов |
Лабораторные методы. | ||
Рентгенологические методы. | ||
Эндоурологические методы. | ||
Изотопные методы. | ||
Экскреторная и инфузионная урография. | ||
Ретроградная пиелография, антеградная пиелография. | ||
Уротомография, урокимография, урокинемотография. | ||
Почечная ангиография. | ||
Рентгенологическое исследование вен МПО. | ||
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей. | ||
Специальные рентгенологические методы в урологии. | ||
ИТОГО |
Тематический план самостоятельных работ обучающихся под руководством преподавателя (СРОП)
№ | Наименование тем занятий | Кол-во часов |
Основные лабораторные методы диагностики в урологии и андрологии. | ||
Инновационные и традиционные технологии в диагностике урологических и андрологических заболеваний. | ||
Курации пациентов в урологическом отделении. Использование эндоурологических методов диагностики | ||
Использование изотопных методов диагностики. | ||
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение экскреторной и инфузионной урографии. | ||
Проведение ретроградной пиелографии иантеградной пиелографии. | ||
Проведение уротомографии, урокимографии, урокинемотографии. | ||
Проведение почечной ангиографии. | ||
Проведение венокавографии, тазовой флебографии. | ||
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение цистографий в различных модификациях. | ||
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение простатографий, уретрографий, везикулографий, эпидидимографий, лимфографий. | ||
ИТОГО |
Задания для самостоятельной работы обучающихся
Тематический план самостоятельной работы обучающихся (СРО)
№ | Тема СРР | Кол-во часов | |
Лабораторные методы. | |||
Рентгенологические методы. | |||
Эндоурологические методы. | |||
Изотопные методы. | |||
Экскреторная и инфузионная урография. | |||
Ретроградная пиелография, антеградная пиелография. | |||
Уротомография, урокимография, урокинемотография. | |||
Почечная ангиография. | |||
Рентгенологическое исследование вен МПО. | |||
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей. | |||
Специальные рентгенологические методы в урологии. | |||
ИТОГО | |||
План организации самостоятельной работы обучающихся (СРО)
№ | Тема СРР | Задания/формы проведения СРР | Формы контроля СРР | График выполнения и сдачи заданий СРР |
Лабораторные методы. | Курация больных | Доклад на утренней врачебной конференции. | согласно календарно-тематического плана | |
Рентгенологические методы. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Эндоурологические методы. | Курация больных | Доклад на утренней врачебной конференции. | - « - « - « - | |
Изотопные методы. | Курация больных | Доклад на утренней врачебной конференции. | - « - « - « - | |
Экскреторная и инфузионная урография. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Ретроградная пиелография, антеградная пиелография. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Уротомография, урокимография, урокинемотография. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением КТ исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Почечная ангиография. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Рентгенологическое исследование вен МПО. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | - « - « - « - | |
Специальные рентгенологические методы в урологии. | Курация больных | Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. | ||
ИТОГО |
Литература основная и дополнительная
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Атлас лапароскопических реконструктивных операций в урологии + СД/ред: М. Рамалингам, В.Р.Пател; пер. с англ. Под. Ред. В.Л. Медведева, И.И. Абдуллина.- М.: ГЭОТА- Медиа, 2011.- 552 с.
2.Фтлас морфологических форм сперматозоидов.- М.: МИА, 2006.- 96с.
3.Дзеранов Н.К. Мочекаменная болезнь. Клинические рекомендации: монография/ Н.К. Дзеранов, Н.А. Лопаткин.- М.: Оверлей, 2007.- 296с.
4. Диагностика и лечение болезней почек: руководство/ Н.А. Мухин, И.Е. Тареева (и. др.).- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008.- 384 с.
5.Заикина И.В. Урология: учебное пособие/ И.В. Заикина.- М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 20058- 184 с.
6.Избранные лекции по урологии/ ред.: Н.А. Лопаткин, А.Г. Мартов.- М.: МИА, 2008.- 576 с.
7.Комяков Б.К. Урология: учебник/ Б.К. Комяков.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.- 464 с.
8.Кудеринов С.К. Урология и андрология: учебник/ С.К. Кудеринов.- Караганда: Ақ Нұр, 2013.- 184 с.
9. Лекции по урологии: учебное пособие+ Сд/ ред. Ю.Г. Аляев.- М.: Медицина, 2010.- 128 с.
10. Лоран О.Б. Воспалительные заболевания органов мочевой системы. Актуальные вопросы: учебное пособие/ О.Б. Лоран, Л.А. Синякова.- М.: МИА, 2008.- 88 с.
11.Мирошников В. Урология: учебное пособие/ В. Мирошников.- Ростов н/Д: Феникс, 2006- 272 с.
12.Онкоурология: нац. Руководство/ ред.: В.И. Чиссов, Б.Я. Алексеев, И.Г. Русаков.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.- 688 с.
13.Пугачев А.Г. Детская урология: руководство/ А.Г. Пугачев.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009.- 832 с.
14.Разин М.П. Детская урология- андрология: учебное пособие/ М.П. Разин, В.Н. Галкин, Н.К. Сухих.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011.- 128 с.
15.Урология: оқулық + СД/ ред. Н.А. Лопаткин; пер. М.С. Асқаров.- 7-ші бас№, қайта өңделген және толық.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2014.- 824 б.
16. Урология. Иллюстрированный практикум: учебное пособие/ ред.: Ю.Г. Аляев, Н.А. Григорьев.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.- 96 с.
17.Урология: учебник/ ред.Д.Ю.Пушкарь.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.- 384 с.
18.Лопаткин Н.А. "Национальное руководство по Урологии".- 2008 г.
19.Тиктинский О.Л., Михайличенко В.В. «Андрология». Медиа Пресс. 2009.
20. Верткин А.Л., Пушкарь Д.Ю. «Возрастной андрогенный дефицит и эректильная дисфункция» - М. 2009.
21. Сухих Г.Т., Назаренко Т.А. «Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению» - М.2010.
22 .Аляев Ю.Г. «Урология», уч. пособие – Москва, 2008.
Дополнительная:
1. В.Шилл, Ф. Комхаир, Харгрив. Клиническая андрология: руководство для врачей/пер. с англ. Под. ред. О.И. Аполихина, - М.,2011.
2. Бауман И. Здоровье мужчины. – М.: Вектор,2008
3. Каррузерс М. Революция тестостерона [Пер. с англ]. М.: ГУ МДН, 2004.
4. Горпинченко И.И., Мирошников Я.О. «Эректильная дисфункция» Львов. 2003.
5. 5.Ожирение и метаболический синдром у мужчин. STATE OF ART. С.Ю. Калиниченко: 2014.- Практическая медицина. 128 стр.
6. «Применение новейших технологий в диагностике и лечении урологических заболеваний». Под ред. Чл.-корр. РАМН Ю.Г. Аляева. 2005.
7. Калинченко С.Ю., Тюзиков И.А. «Практическая андрология». Москва, 2009.
8. Мамбеталин Е.С. «Урология» Алматы, 2010.
9. Рекомендации по ведению больных с инфекциями почек, мочевых путей и мужских половых органов.- Смоленск, 2008.- 224 с.
10. Сухих Г.Т. Мужское бесплодие/ Г.Т. Сухих, В.А. Божедомов.- М.: Эксмо, 2009.- 240 с.
11. Трансплантация почки: метод. руководство/ сост. Г.М. Куттымуратов (и др.).- Астана, 2012.- 64 с.
12. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем, Т.2:УЗИ мужских половых органов. УЗИ в гинекологии/ Э.И. Блют, К.Б. Бенсон (и др.).- М.: Мед. лит., 2010.- 176 с.
10. Методы обучения и преподавания:
- Лекции:обзорные, проблемные.
- Практический занятия:устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стадии, работа в малых группах, обратная связь, работа с медицинской литературой, поиск информации в Интернете, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых занятий.
- Самостоятельная работа обучающихся(СРО):работа обучающихся с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, курация больных.
11. Критерии и правила оценки знаний:1. В качестве инструментов измерения знаний обучающихся выступает шкала оценок, которая основана на балльно-рейтинговой буквенной системе.
Балльно-рейтинговая буквенная система построена по одинадцатибалльной шкале, включающей оценки по буквенной системе, соответствующей им цифровой эквивалент баллов, процентное содержание оценки и традиционные оценки.
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знания
95-100 | A | 3,84-4,0 | отлично |
90-94 | A- | 3,51- 3,83 | |
85-89 | B+ | 3,17- 3,50 | хорошо |
80-84 | B | 2,84- 3,16 | |
75-79 | B- | 2,51- 2,83 | |
70-74 | C+ | 2,17- 2,50 | удовлетворительно |
65-69 | C | 1,84- 2,16 | |
60-64 | C- | 1,51- 1,83 | |
55-59 | D+ | 1,17-1,50 | |
50-54 | D | 1,0 - 1,16 | |
0-49 | F | 0 - 0,99 | неудовлетворительно |
Оценками буквенной системы являются буквы алфавита английского языка от А (наивысшая оценки) до F (наихудшая оценка) в зависимости от уровня знаний.
Цифровым эквивалентом баллов являются арабские цифры в десятичной системе исчисления от 4,0 до 1,0 положительные оценки и 0 – неудовлетворительная оценка.
Процентное содержание оценки определяется в процентах. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка – от 0 до 49%.
Традиционная шкала оценок строится по четырехбалльной шкале с оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям – 60% и промежуточной аттестации (экзамену) – 40%. Тогда формула подсчета экзаменационной (итоговой) оценки будет следующая:
И% = Р1 + Р2х0,6 + Э х 0,4 (1),
где Р1, Р2 – процентные эквиваленты оценок первого и второго рейтингов соответственно; Э – процентный эквивалент оценки на экзамене.
Экзаменационная оценка выставляется в экзаменационной ведомости.
3. Критерии оценки знаний обучающихся
- Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение.
- Оценке «отлично» соответствуют оценки А, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100% и А-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%.
Данная оценка ставятся в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним.