Задания для самостоятельной работы обучающихся

Министерство здравоохранения и социального развития

Республики казахстан

РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ

медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»

Кафедра хирургические болезни №1 (урология)

Силлабус

Дисциплина:Урология и андрология в стационаре 1

Код дисциплины:UAS-1

Специальность:Урология и андрология

Объем учебных часов/кредитов: 540/12

Курс и семестр изучения1 курс, 1-2 семестры

Актобе, 2015

Силлабус составлен кафедрой Хирургических болезней №1 с урологией

(наименование кафедры/ курса)

на основании модульной учебной программы «Стационарная урология и андрология»;

(наименование дисциплины)

Обсуждено на заседании кафедры от _______ _______________20___

Протокол №____

Руководитель профессор, д.м.н. ________________Курмангалиев О.М.

Сведения о преподавателях:

Курмангалиев Олег Маратович– доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, стаж педагогической работы – 31 лет. общий стаж 35 лет. Тел. 53 42 60

Саркулов Марат Нукенович- к.м.н., доцент, врач высшей категории, педагогический стаж 12 лет, общий стаж 16 лет. Тел.: 53 42 60

Сулейменов Куаныш Газетович- ассистент, врач высшей категории, педагогический стаж 12 лет, общий стаж 16 лет.

Саотаев Еркин Есенгельдиевич,к.м.н.ассистент, врач высшей категории, педстаж 10 лет, общий врачебный стаж 15 лет

Контактная информация:

Курс урологии кафедры ХБ № 1 расположен на базе урологического отделения Актюбинской областной больницы по адресу с/з Новый на 3-м этаже, проезд автобусами по маршрутам: 21, 37 – остановка «АОБ».

В соответствии с расписанием занятия проводятся в учебных комнатах №1, №2, №3, кабинете зав.кафедрой и отделении урологии

Тел: 53-42-60.

1. Введение:основными задачами врача-уролога в стационаре является оказание специализированной диагностической и консультативной помощи населению, с целью наиболее раннего выявления заболевания мочеполовой системы и назначения адекватного метода терапии.

2. Цель рабочей учебной программы модуля:подготовка резидента по специальности урология и андрология для самостоятельного осуществления квалифицированной врачебной помощи в клиниках.

Надлежащая подготовка и обучение резидентов является решающим элементом оказания интегрированных, всеобъемлющих медицинских услуг.

По окончании резидентуры по урологии и андрологии врач должен уметь самостоятельно работать и осуществлять квалифицированную урологическую помощь.

3. Задачи рабочей учебной программы модуля:

- подготовка резидента, владеющего современными теоретическими знаниями о болезнях мочеполовой системы, принципами и методами диагностики, лечения, профилактики забо-леваний мочеполовой системы;

- обучение знаниям, умениям и практическим навыкам для проведения манипуляций;

- обучение современным методам ведения текущей медицинской и учетно-отчетной доку-ментации.

Подготовка резидента уролога-андролога это процесс, направленный как на расширение спектра профессиональных знаний и умений специалиста, так и на формирование его миро-воззрения на стыке медицины, психологии, социологии, менеджмента. В этой связи учебный план и программа резидентуры предусматривает интеграцию клинических, фундаментальных и гуманитарных дисциплин. Подготовка резидента по базовым дисциплинам осуществляется кафедрой урологии.

4. Конечные результаты обучения:

Резидент должен знать:

· анатомия и топографическая анатомия мочеполовой системы, их онтогенез;

· основные вопросы нормальной и патологической физиологии мочеполовой системы;

· современные представления об этиологии, классификации основных урологических заболеваний, механизмах их развития, общие и дополнительные методы обследования, применимые в урологической клинике, современные принципы лечения;

· клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний мочеполовой системы, их профилактика, диагностика и лечение;

· диагностику заболеваний мочеполовой системы;

· дифференциальную диагностику заболеваний мочеполовой системы;

· современные методы обследования урологических больных;

· исходы и прогноз заболеваний;

· основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК и других методов лечения, применяемых в клинике урологических болезней;

· экстренную помощь больным с неотложными урологическими состояниями;

· ведение медицинской документации.

Резидент должен уметь:

· проводить интерпретацию, диагностическую оценку, данных морфологического и биохимического исследования крови и мочи; рентгенологических методов исследования мочеполовой системы и органов малого таза; контрастных методов рентгенографии (урография и ангиография органов мочеполовой системы), компьютерной и магнитнорезонансной томографии абдоминального сегмента и малого таза; радиоизотопной и ультразвуковой диагностики;

· выделять клинические синдромы, клиническая и дифференциальная диагностика урологического заболевания, обоснование клинического диагноза, план и тактика ведения больного;

· проводить формулировку диагноза, назначение необходимого лечения;

· проводить пункцию мочевого пузыря и диагностическую оценку результатов исследования;

· оказать необходимую помощь при неотложных состояниях в урологии;

· определять показания к госпитализации и ее организацию;

· определять необходимость специальных методов исследования.

Резидент должен владеть навыками:

· общеврачебными, диагностическими и лечебными манипуляций;

· сбора анамнеза и урологического исследования больных;

· определения уровня сознания, психофизического развития;

· медицинских манипуляции: все виды инъекций;

· постановки диагноза согласно существующих классификаций на основе данных анамнеза, объективного и параклинического обследования больных с проведением дифференциальной диагностики.

Резидент должен быть компетентным в вопросах:

· нормативно-правовой и законодательной деятельности в сфере врачебной деятельности, ведение учетно-отчетной документации, статистического анализа состояния здоровья населения;

· коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими работниками;

· диагностики, дифференциальной диагностики с использованием современных методов лабораторного и инструментального исследования и лечения;

· оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях;

санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни.

5. Пререквизиты: Внутренние болезни

Постреквизиты:Акушерство и гинекология, онкология.

6. Краткое содержание дисциплины: Урология и андрология в стационаре 1: резидент изучая урологию и андрологию в стационаре изучает вопросы диагностики заболеваний мочеполовой системы, методы, показания и противопоказания, возможные осложнения после различных диагностических манипуляций. Грамотно диагностирует урологическую патологию, выставляет диагноз, назначает лечение пациенту в условиях стационара согласно протоколам.

Тематический план занятий

Тематический план лекций

Наименование темы лекции Кол-во часов
Лабораторные методы.
Рентгенологические методы.
Эндоурологические методы.
Изотопные методы.
Экскреторная и инфузионная урография.
Ретроградная пиелография, антеградная пие­лография.
Уротомография, урокимография, урокинемотография.
Почечная ангиография.
Рентгенологическое исследование вен МПО.
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей.
Специальные рентгенологические методы в урологии.
  ИТОГО

Тематический план семинарских (практических) занятий

Наименование тем занятий Кол-во часов
Лабораторные методы.
Рентгенологические методы.
Эндоурологические методы.
Изотопные методы.
Экскреторная и инфузионная урография.
Ретроградная пиелография, антеградная пие­лография.
Уротомография, урокимография, урокинемотография.
Почечная ангиография.
Рентгенологическое исследование вен МПО.
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей.
Специальные рентгенологические методы в урологии.
  ИТОГО

Тематический план самостоятельных работ обучающихся под руководством преподавателя (СРОП)

Наименование тем занятий Кол-во часов
Основные лабораторные методы диагностики в урологии и андрологии.
Инновационные и традиционные технологии в диагностике урологических и андрологических заболеваний.
Курации пациентов в урологическом отделении. Использование эндоурологических методов диагностики
Использование изотопных методов диагностики.
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение экскреторной и инфузионной урографии.
Проведение ретроградной пиелографии иантеградной пие­лографии.
Проведение уротомографии, урокимографии, урокинемотографии.  
Проведение почечной ангиографии.
Проведение венокавографии, тазовой флебографии.
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение цистографий в различных модификациях.
Курации пациентов в урологическом отделении. Проведение простатографий, уретрографий, везикулографий, эпидидимографий, лимфографий.
ИТОГО

Задания для самостоятельной работы обучающихся

Тематический план самостоятельной работы обучающихся (СРО)

Тема СРР Кол-во часов
Лабораторные методы.
Рентгенологические методы.
Эндоурологические методы.
Изотопные методы.
Экскреторная и инфузионная урография.
Ретроградная пиелография, антеградная пие­лография.
Уротомография, урокимография, урокинемотография.
Почечная ангиография.
Рентгенологическое исследование вен МПО.
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей.
Специальные рентгенологические методы в урологии.
  ИТОГО
       

План организации самостоятельной работы обучающихся (СРО)

Тема СРР Задания/формы проведения СРР Формы контроля СРР График выполнения и сдачи заданий СРР
Лабораторные методы. Курация больных Доклад на утренней врачебной конференции. согласно календарно-тематического плана
Рентгенологические методы. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Эндоурологические методы. Курация больных Доклад на утренней врачебной конференции. - « - « - « -
Изотопные методы. Курация больных Доклад на утренней врачебной конференции. - « - « - « -
Экскреторная и инфузионная урография. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Ретроградная пиелография, антеградная пие­лография. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Уротомография, урокимография, урокинемотография. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением КТ исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Почечная ангиография. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Рентгенологическое исследование вен МПО. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Рентгенологическое исследование нижних мочевых путей. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре. - « - « - « -
Специальные рентгенологические методы в урологии. Курация больных Доклад с составлением индивидуальной программы диагностики заболевания мочеполовой системы с применением рентгенологического исследования у больного в урологическом стационаре.  
  ИТОГО

Литература основная и дополнительная

Рекомендуемая литература:

Основная:

1.Атлас лапароскопических реконструктивных операций в урологии + СД/ред: М. Рамалингам, В.Р.Пател; пер. с англ. Под. Ред. В.Л. Медведева, И.И. Абдуллина.- М.: ГЭОТА- Медиа, 2011.- 552 с.

2.Фтлас морфологических форм сперматозоидов.- М.: МИА, 2006.- 96с.

3.Дзеранов Н.К. Мочекаменная болезнь. Клинические рекомендации: монография/ Н.К. Дзеранов, Н.А. Лопаткин.- М.: Оверлей, 2007.- 296с.

4. Диагностика и лечение болезней почек: руководство/ Н.А. Мухин, И.Е. Тареева (и. др.).- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008.- 384 с.

5.Заикина И.В. Урология: учебное пособие/ И.В. Заикина.- М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 20058- 184 с.

6.Избранные лекции по урологии/ ред.: Н.А. Лопаткин, А.Г. Мартов.- М.: МИА, 2008.- 576 с.

7.Комяков Б.К. Урология: учебник/ Б.К. Комяков.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.- 464 с.

8.Кудеринов С.К. Урология и андрология: учебник/ С.К. Кудеринов.- Караганда: Ақ Нұр, 2013.- 184 с.

9. Лекции по урологии: учебное пособие+ Сд/ ред. Ю.Г. Аляев.- М.: Медицина, 2010.- 128 с.

10. Лоран О.Б. Воспалительные заболевания органов мочевой системы. Актуальные вопросы: учебное пособие/ О.Б. Лоран, Л.А. Синякова.- М.: МИА, 2008.- 88 с.

11.Мирошников В. Урология: учебное пособие/ В. Мирошников.- Ростов н/Д: Феникс, 2006- 272 с.

12.Онкоурология: нац. Руководство/ ред.: В.И. Чиссов, Б.Я. Алексеев, И.Г. Русаков.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012.- 688 с.

13.Пугачев А.Г. Детская урология: руководство/ А.Г. Пугачев.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009.- 832 с.

14.Разин М.П. Детская урология- андрология: учебное пособие/ М.П. Разин, В.Н. Галкин, Н.К. Сухих.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011.- 128 с.

15.Урология: оқулық + СД/ ред. Н.А. Лопаткин; пер. М.С. Асқаров.- 7-ші бас№, қайта өңделген және толық.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2014.- 824 б.

16. Урология. Иллюстрированный практикум: учебное пособие/ ред.: Ю.Г. Аляев, Н.А. Григорьев.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.- 96 с.

17.Урология: учебник/ ред.Д.Ю.Пушкарь.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.- 384 с.

18.Лопаткин Н.А. "Национальное руководство по Урологии".- 2008 г.

19.Тиктинский О.Л., Михайличенко В.В. «Андрология». Медиа Пресс. 2009.

20. Верткин А.Л., Пушкарь Д.Ю. «Возрастной андрогенный дефицит и эректильная дисфункция» - М. 2009.

21. Сухих Г.Т., Назаренко Т.А. «Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению» - М.2010.

22 .Аляев Ю.Г. «Урология», уч. пособие – Москва, 2008.

Дополнительная:

1. В.Шилл, Ф. Комхаир, Харгрив. Клиническая андрология: руководство для врачей/пер. с англ. Под. ред. О.И. Аполихина, - М.,2011.

2. Бауман И. Здоровье мужчины. – М.: Вектор,2008

3. Каррузерс М. Революция тестостерона [Пер. с англ]. М.: ГУ МДН, 2004.

4. Горпинченко И.И., Мирошников Я.О. «Эректильная дисфункция» Львов. 2003.

5. 5.Ожирение и метаболический синдром у мужчин. STATE OF ART. С.Ю. Калиниченко: 2014.- Практическая медицина. 128 стр.

6. «Применение новейших технологий в диагностике и лечении урологических заболеваний». Под ред. Чл.-корр. РАМН Ю.Г. Аляева. 2005.

7. Калинченко С.Ю., Тюзиков И.А. «Практическая андрология». Москва, 2009.

8. Мамбеталин Е.С. «Урология» Алматы, 2010.

9. Рекомендации по ведению больных с инфекциями почек, мочевых путей и мужских половых органов.- Смоленск, 2008.- 224 с.

10. Сухих Г.Т. Мужское бесплодие/ Г.Т. Сухих, В.А. Божедомов.- М.: Эксмо, 2009.- 240 с.

11. Трансплантация почки: метод. руководство/ сост. Г.М. Куттымуратов (и др.).- Астана, 2012.- 64 с.

12. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем, Т.2:УЗИ мужских половых органов. УЗИ в гинекологии/ Э.И. Блют, К.Б. Бенсон (и др.).- М.: Мед. лит., 2010.- 176 с.

10. Методы обучения и преподавания:

  • Лекции:обзорные, проблемные.
  • Практический занятия:устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стадии, работа в малых группах, обратная связь, работа с медицинской литературой, поиск информации в Интернете, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых занятий.
  • Самостоятельная работа обучающихся(СРО):работа обучающихся с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, курация больных.

11. Критерии и правила оценки знаний:1. В качестве инструментов измерения знаний обучающихся выступает шкала оценок, которая основана на балльно-рейтинговой буквенной системе.

Балльно-рейтинговая буквенная система построена по одинадцатибалльной шкале, включающей оценки по буквенной системе, соответствующей им цифровой эквивалент баллов, процентное содержание оценки и традиционные оценки.

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знания

95-100 A 3,84-4,0 отлично
90-94 A- 3,51- 3,83
85-89 B+ 3,17- 3,50 хорошо
80-84 B 2,84- 3,16
75-79 B- 2,51- 2,83
70-74 C+ 2,17- 2,50 удовлетворительно
65-69 C 1,84- 2,16
60-64 C- 1,51- 1,83
55-59 D+ 1,17-1,50
50-54 D 1,0 - 1,16
0-49 F 0 - 0,99 неудовлетворительно

Оценками буквенной системы являются буквы алфавита английского языка от А (наивысшая оценки) до F (наихудшая оценка) в зависимости от уровня знаний.

Цифровым эквивалентом баллов являются арабские цифры в десятичной системе исчисления от 4,0 до 1,0 положительные оценки и 0 – неудовлетворительная оценка.

Процентное содержание оценки определяется в процентах. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка – от 0 до 49%.

Традиционная шкала оценок строится по четырехбалльной шкале с оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям – 60% и промежуточной аттестации (экзамену) – 40%. Тогда формула подсчета экзаменационной (итоговой) оценки будет следующая:

И% = Р1 + Р2х0,6 + Э х 0,4 (1),

где Р1, Р2 – процентные эквиваленты оценок первого и второго рейтингов соответственно; Э – процентный эквивалент оценки на экзамене.

Экзаменационная оценка выставляется в экзаменационной ведомости.

3. Критерии оценки знаний обучающихся

- Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение.

- Оценке «отлично» соответствуют оценки А, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100% и А-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%.

Данная оценка ставятся в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним.

Наши рекомендации